Чтение - это что такое? Определение, значение

0
0

Каждому человеку с детства прививается мысль о том, что чтение – это занятие хорошее и развивающее. Но почему это так? Как на работу человеческого мозга влияет процесс чтения? На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить в своей статье.

Чтение книг: определение

Чтение представляет один из основополагающих видов речевой деятельности человека. В зависимости от условий оно выступает или самоцелью, или вспомогательным средством обучения. Благодаря чтению человек с ранних лет приобщается к культурному и научному наследию человечества, знакомится с традициями, правилами, достижениями, произведениями искусства как своего, так и других народов. Самыми элементарными и лежащими на поверхности преимуществами процесса чтения являются обогащение активного и пассивного лексического запаса читающего, формирование у него грамматических навыков.

чтение это

Одной из характерных, но далеко не специфичных особенностей чтения является выявление и активная обработка получаемой из книг информации. В этом чтение схоже с прочими формами сообщений, например слушанием, письмом и т. п. Качественным отличием от них будет то, что чтение – это операция, которая так или иначе сопровождается воссозданием звуковой формы речи. Несмотря на то что доведенное до механичности чтение превращается в достаточно свернутый, ускоренный и молчаливый процесс, стоит человеку наткнуться на незнакомое или сложное для воспроизведения в речи слово, он, возможно, негромко, неосознанно, но всё же перейдет к шепотному повторению. Здесь явно проступит первичная, изначальная форма чтения как воссоздания звуковой стороны слов, словосочетаний, предложений.

Характер понимания

Чтение – это процесс, который, будучи вполне последовательным и рациональным, помогает человеку добиться осуществления каких-либо поставленных целей. Однако перед тем как переходить к задачам, выполнение которых обеспечивается благодаря чтению, следует остановиться на такой категории, как «характер понимания», которая включает в себя:

  • точность понимания, адекватность соответствия получаемых и усваиваемых сведений изначальному замыслу писателя (качественная характеристика);
  • полноту понимания, то есть то, какая процентная часть от общего текста оказывается понята (количественный показатель);
  • глубину понимания, выражающуюся в способности анализировать и интерпретировать, выказывать собственное отношение к прочитанной информации, критически её осмыслять (качественная характеристика).

чтение книг

Только с оговоркой на эти пункты можно рассматривать чтение, определение которого было представлено выше как сознательный и необходимый человеку процесс. Если нет абсолютно никакой точности, полноты и глубины понимания, то польза чтения сходит на нет. Подобный бездумный акт не принесет ничего, кроме потери времени.

Виды чтения и их функции. Изучающее чтение

Обратимся к универсальной классификации типов чтения С. К. Фоломкиной. Несмотря на то что схема изначально предназначалась для обучения именно иностранным языкам, она может быть применима и к носителям языка, в чем вы сможете убедиться далее. В английском языке первый вид носит название study reading. Изучающее чтение – это предельно вдумчивый и медленный процесс. Его цель – понимание смысловой наполненности текста. В данном случае скорость представляет собой несущественный критерий, однако слишком маленькой она быть все же не должна. Оптимальное значение – от 50 до 60 слов в минуту.

художественное чтение это

Ознакомительное чтение

От английского survey reading или normal fast reading. Ознакомительное чтение – это, например, чтение художественной литературы, когда перед читающим стоит задача ознакомиться с основным содержанием текста. Значение полноты понимания достигает в данном случае максимум 75 %: человек запоминает основную мысль и некоторые вспомогательные детали (но, разумеется, далеко не все). Подобное чтение – это крайне «скоростная» операция, относимая к быстрым видам чтения. 180-200 слов в минуту в английском языке и ещё больше в родном – это естественные показатели.

ознакомительное чтение это

Просмотровое чтение

Или skimming в английском языке. Коммуникативной целью этого типа чтения является ознакомление с текстом и быстрый поиск ответа на вопрос о том, необходима человеку представленная в нём информация или нет. Особое внимание уделяется заголовкам, подзаголовкам, главам, частям. Полнота понимания не играет существенной роли, а вот скорость значительна и достигает 500 слов в минуту.

чтение определение

Поисковое чтение

Также называемое search reading. Обеспечивает выполнение такой задачи, как поиск информации, причем читающему заранее известно, что нужные сведения в данном тексте точно есть, просто их нужно найти. Скорость чтения превышает 300 слов за 60 секунд.

значение слова чтения

Дополнительные положения классификации

Кроме вышеупомянутых, в системе видов чтения иногда выделяется также чтение филологическое, которым занимаются преимущественно студенты профильных языковых вузов для того, чтобы проанализировать филологические составляющие текста, как правило, художественного.

Художественное чтение – это особая самостоятельная форма чтения, при которой произведения литературы исполняются публично. Этот вид относится к жанру эстрадного искусства, куда входит также устное творчество поэтов-импровизаторов, на ходу придумывающих стихи, прозу, публицистику и драматические отрывки перед собравшимися людьми. Сюда же относится и так называемое авторское чтение. Для декламации неимоверно велико значение слова. Чтения, последователями которых в России были многие поэты и писатели, часто устраивались, например, А. С. Пушкиным, А. Н. Островским, Н. В. Гоголем, а позже – В. В. Маяковским, С. А. Есениным и др. Авторы зачитывали произведения так, как понимали и видели, с нужными интонациями, паузами, повышениями тона и пр.

Искусство декламирования зародилось еще в античной Греции, после чего перекочевало в Рим и распространилось далее в Западную Европу, где прочно прижилось и использовалось такими выдающимися актерами, как И. Кайнц (Германия), братья Коклен, Г. Ирвинг (Англия). В России зарождение художественного чтения связано с именем М.С. Щепкина, а к выдающимся отечественным рассказчикам принадлежат И. Ф. Горбунов (импровизатор), М. Н. Ермолова, чьё чтение отличалось героическим тоном, В. Н. Андреев-Бурлак, который инсценировал на сцене произведения Гоголя и Достоевского. В советское время развитие этого вида речевого искусства также продолжилось: его обогатил мастер слова А. Я. Закушняк, последовавший по его стопам В. Н. Яхонтов, А. И. Шварц и многие другие.

Кроме этого, противопоставленными друг другу в классификации видами чтения являются чтение вслух и чтение про себя, которых мы уже немного коснулись в самом начале. Целью первого является максимально полное усвоение получаемой информации, для чего используется даже прием развернутого проговаривания; скорость чтения при этом равна скорости говорения. Само такое чтение не относится к видам речевой деятельности, а является приемом обучения. Задача второго типа чтения (silent reading) – получение информации благодаря свернутому, внутреннему проговариванию. Это настоящий вид речевой деятельности как он есть.

Значение чтения для детей: мнение Д. Пеннака

Вместо того, чтобы вновь возвращаться к не раз сказанному о пользе чтения и книг для развития детей, можно просто обратиться к писателям и их высказываниям. Автор, как никто другой, понимает, в чем заключается ценность чтения для неокрепшей души ребенка. Одним из прогрессивных произведений педагогической мысли является книга Д. Пеннака «Как роман». Написанная немного сумбурно, она, тем не менее, передает смысл самого главного преимущества чтения. В некоторой степени оно отражается в цитате: «Наши самые яркие объяснения, как маяки, помогут самым любознательным из них ориентироваться в океане чтения».

значение чтения для детей

Чтение – это процесс, который особенно сближает детей с родителями. Чувство комфорта, психологической защищенности, любви и, как следствие, поступательное обучение, желание перенимать всё больше информации у самых авторитетных, по мнению ребёнка, взрослых – вот что несёт в себе данный процесс. В этом и заключается самое главное значение детского чтения.