Николай Эрдман. Биография автора двух гениальных пьес
Жизнь драматурга, поэта и сценариста Николая Эрдмана нельзя назвать счастливой, скорее она была наполнена трагическими событиями — сталинская ссылка, замалчивание его имени в титрах самых известных картин, таких как «Веселые ребята», «Волга, Волга», известность за рубежом, но не на Родине, долгий запрет на проживание в столице.
Сам Маяковский хотел научиться у него писать пьесы, Есенин восхищался талантом Эрдмана. Близко знакомый с Мейерхольдом, Станиславским, Вахтанговым, Николай Эрдман покорил сердце талантливой актрисы Ангелины Степановой, которая ушла от мужа и жила в ожидании встреч с поэтом. Причем она знала, что он женат на балерине и не собирался от нее уходить.
Имя его в настоящее время не так популярно по сравнению с другими литераторами, Эрдман считается лучшим драматургом двадцатого века. Николаем Робертовичем восхищались Зощенко, Мейерхольд, Мандельштам, Платонов и Эйзенштейн. А любимый актер детских сказок Эраст Гарин, первый сыгравший главную роль в пьесе Эрдмана «Мандат», подражал его манере говорить немного гнусавым голосом.
Эрдман Николай Робертович. Биография
Родился Эрдман 3 ноября (16 - по новому стилю) 1900 года в Москве. Отец — Роберт Карлович Эрдман — обрусевший немец, работал бухгалтером, мать — Валентина Борисовна была русской женщиной, исповедовавшей православную веру. Уже с девятилетнего возраста мальчик стал писать стихи. В молодом возрасте вместе с братом, художником Борисом, был вовлечен имажинистами Сергеем Есениным и Анатолием Мариенгофом в свою компанию.
Двадцатые годы стали наиболее удачными в творческом плане для Николая Эрдмана. Он работал с экспериментальными театрами, выступал как драматург, обрабатывал водевиль «Лев Гурыч Синичкин» для театра Вахтангова. В это же время Николай Эрдман написал свою первую комедийную пьесу «Мандат», которую незамедлительно поставил Всеволод Мейерхольд в своем театре. Пьеса стала событием в новоиспеченном советском обществе, по своей сути — это была советская сатира, в которой автор на смех поднимал мещанскую жизнь, но в ней было уже немало «шпилек» против власти. Реплики из пьесы стали крылатыми, а сам Николай Эрдман приобрел горячих сторонников в лице известных писателей того времени.
Пьеса «Самоубийцы»
Пьеса «Мандат» прошла пролетарскую цензуру, а вот его второе произведение «Самоубийцы» довели драматурга до ссылки. Читая новую пьесу сына, Роберт Карлович пророчески изрек: «Доиграешься!», что и случилось, но позднее.
Остро чувствуя, куда привели большевики страну, Николай Эрдман в новой и последней своей комедийной пьесе затрагивает наболевшую тему сталинских репрессий и абсурда советской действительности. Когда Станиславский слушал «Самоубийц», то постоянно восклицал: «Гоголь! Гоголь!». Жена Осипа Мандельштама - Надежда, писала, что пьеса отражает их поколение, которое должно было стать самоубийцами, но осталось жить.
Два великих режиссера — Станиславский и Мейерхольд - боролись за пьесу: кто раньше? Станиславский писал письма «отцу народа», лелея надежду, что пьеса увидит свет. Уже были распределены роли, но запрет не заставил себя ждать. Лишь после смерти Эрдмана, в 1983 году, режиссер В.Н.Плучек в Театре сатиры впервые поставил пьесу «Самоубийцы».
Ссылка
Арестовали же драматурга позднее - в 1933 году, после того как актер Качалов, находясь под хмельком, продекламировал басню Николая Эрдмана «отцу народов». Сам драматург в это время находился на съемках фильма «Веселые ребята». Ночью его и другого сценариста фильма Владимира Масса схватили и увезли в НКВД.
Фильм Эрдман Николай Робертович посмотрел уже в ссылке. И хотя в картине в эпизоде играл его родной отец, «Веселые ребята» ужасно не понравились драматургу. Он ожидал нечто слабое, но картина, по его мнению, оказалась глупа и скверна с самого начала.
К счастью, у Эрдмана в эти тяжелые годы не отняли право писать и работать. Все это время он пишет сценарий к роману Горького «Мать», создает вместе с другим сценаристом Волошиным и режиссером Александровым сюжет к фильму «Волга, Волга», которую полюбил и часто цитировал Сталин. Но имя сценариста так и не вошло в картину, режиссер Григорий Александров вырезал имена Эрдмана и Масса из титров.
Переписка
Николай Робертович прошел войну, по счастливой случайности его назначили автором ансамбля песни и пляски НКВД, где произошло знакомство с такими замечательными людьми, как композитор Шостакович, хормейстер Свешников, режиссер Юткевич. С артистом Юрием Любимовым Николай дружил до самой смерти.
Николай Эрдман, биография, личная жизнь которого описана в данной статье, любил одну женщину — Ангелину Степанову. Любовь была взаимной, и до наших дней сохранились письма, которые они писали друг к другу. Переписку издали в 2007 году.
Заключение
Скончался Николай Робертович Эрдман 10 августа 1970 года в Москве и был похоронен на Донском кладбище.
Сегодня дети и взрослые должны знать, что сценарии к сказкам «Морозко», «Город мастеров», «Огонь, вода и медные трубы» написал Николай Эрдман. Помимо этого его перу принадлежат либретто к разным опереттам, в том числе и к «Летучей мыши», сценарий «Каина XVIII», сценарий к фильму «Семеро смелых» и так далее.
Похожие статьи
- Николай Баталов: биография, фильмы
- Актер Фадеев Александр Александрович: биография, творчество, личная жизнь
- Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии: адрес, труппа, руководство, репертуар
- Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге - история, описание и интересные факты
- Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге
- Театр на Васильевском, Санкт-Петербург: отзывы
- Михайловский театр: репертуар, труппа, музей