Валдайский колокольчик: история, особенности, производство и отзывы
Звон колокола в давние времена предупреждал об опасности или возвещал о благостных событиях. Переливы колокольчиков впереди путников говорили об их приезде. В мистическом сакральном плане колокольчики наделялись символическим значением мудрости и единства. Сегодня без колокольчиков не обходятся свадебные торжества, а школьные годы каждого неразрывно связаны с переливами последнего звонка. Предмет зависти коллекционеров – настоящий валдайский колокольчик – стал прообразом сегодняшнего широко распространенного по всему миру сувенира.
Легендарное происхождение
Свое название валдайский колокольчик получил от одноименного города. Валдаем звали красавца-кузнеца, который, по легенде, жил посреди изумрудных лесов на берегу озера. Но особые свойства получил валдайский колокольчик, цена которого всегда была очень высокой, за ореол мистического происхождения, связанного с вечевым колоколом свободолюбивого Новгорода. Самостоятельный древнерусский город в конце XV века откупился от царя Ивана III бесценным вечевым колоколом в обмен за свободу своих земель. Но «мятежный колокол» разбился на маленькие осколки под Валдаем. Именно эти осколки, ставшие основой валдайских колокольчиков, продолжают звенеть о свободе и независимости.
Валдайский ямской колокольчик
Прославился Валдай не большими колоколами, а маленьким дужным изделием. На самой середине Московско-Петербургского тракта, главной дороги России, зародился валдайский колокольчик. Весело и звонко пел он под дугой русской конской тройки, вторя песне ямщика, и устанавливая ритм движения лошадей. Валдайский колокольчик отпугивал диких зверей ночью и оповещал о прибытии гостей. Валдай стал первым центром по литью именно ямщицких колокольчиков, со своим уникальным звучанием и особенностями технологии изготовления. Размеры валдайских колокольчиков и их уникально звучание, в сочетании с легендой о вольном колоколе, повышали их ценность и способствовали распространению.
Ямщицкая история
До конца XIX века история литья валдайского колокольчика связана была с устной традицией. Зарождение этого промысла на Валдае связывают и с преданием о том, что в XVII веке известный колокольный мастер Александр Григорьев отдал валдайским кузнецам остатки бронзы после отлива Никоновского колокола в Иверском монастыре. Официальная история опирается на сохранившиеся колокольчики с гравировкой и датами. Самая ранняя датировка – 1802 год. Более ранних датировок не обнаружено, хотя упоминания о валдайских колокольчиках встречаются в литературе более раннего периода. В «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) А. Радищев неоднократно описывает звон поддужных колокольчиков экипажей. В судебных описях того же периода встречаются упоминания о таких предметах быта в связи с их высокой ценностью.
Валдайский колокольчик: история подтвержденная
Расцвет колокололитейного дела пришелся на середину XIX века. Именно этот период представлен большинством сохранившихся изделий. До 850 пудов меди использовалось на валдайских заводах купцов Смирнова, Митрофанова, а позднее Стулкина. Колокольчики становятся предметом обихода аристократии, который используется для вызова слуг. Они становятся символом тройки. Когда под дугой размещается до семи колокольчиков разного размера и звучания. Каждый мастер вносит свою особенность, появляются веселые гравировки. Сплав держится в секрете, пропорции меди, олова, бронзы и других металлов придают уникальность изделиям. Завод Смирнова за высокое качество и красоту своих изделий получает даже благословение императора Руси на штамповку герба на своих колокольчиках. С появлением железных дорог значимость колокольчика падает, и к началу XX века на Валдае остается два завода братьев Усачевых, которые просуществовали дольше других. Последний завод был закрыт в 1930 году.
Распространение по Руси
Колокольчики, датированные 1802 годом, появляются одновременно в разных регионах России. И сегодня загадка такого распространения этого промысла остается неразгаданной. Но первенство мастеров Валдая остается неоспоримым, что подтверждается сохранившимися экспонатами и тем, что форма и виды дужных колокольчиков всех регионов связаны с традицией валдайского литья. Различные центры литейного производства, беря за основу форму валдайского колокольчика, экспериментируют с составом сплавов, формой и пропорциями, ищут пути улучшения звучания.
Бубенцы пуреховские
Самое массовое производство колокольчиков «под валдайские» представлено пуреховскими изделиями. Они появляются в одно время с валдайскими и изготавливаются в селе Пурех, что в верхнем течении Волги. Владения семьи Трошиных и заводы Егора Клюйкова насчитывали до 15 мастерских. Самые известные бубенцы в этой категории принадлежат руке мастеров братьев Гомулиных. Тех самых, что сделали наборной ошейник, цепочку и музыкальный замок с секретом для блохи. Производство колокольчиков в Пурехе было столь массово, что и сегодня находятся аутентичные изделия в старых домах, в сараях и на чердаках.
Иностранные копии
«Дар Валдая» понравился финнам и шведам. Секрет звучания колокольчика они видели в надписях на уровне боя языка. Так появились иностранные копии валдайских колокольчиков. Надписи переписывались, иногда буквы менялись местами просто для красоты. Вместо фамилии мастера ставилась фамилия шведского или финского мастера. В коллекциях ценителей нередки такие иностранные «валдайские» экспонаты.
Совершенство форм
Единственный в России музей валдайских колокольчиков (г. Валдай, Новгородская обл.) дает возможность восхититься совершенством форм колокольчиков 1802 года, изготовленных знаменитыми мастерами (Филипп Терской, Никита Смирнов) и безызвестными авторами с надписью «1802 ГОДА СЕЙ КОЛОКОЛОКЪ ГОРОДА ВАЛДАЯ». Традиционная форма дужных колокольчиков – обычный конус с диаметром юбки 100-150 миллиметров, вес до 1 килограмма. Совершенство пропорций и литье из высокородной уральской меди придает им неповторимое звучание, которое и сегодня используют специалисты при определении подлинности изделия. Валдайский колокольчик имеет неизменно прямое, массивное и точно поставленное ухо с небольшим просветом. Ухо без раскосов и с заоваленным краем, и не изменяется, в зависимости от размеров изделия. И хотя каждый мастер вносил свой почерк в литье, валдайский колокольчик узнаваем всегда, даже не подписанный.
Признанные мастера России
Столь полюбившиеся русскому народу поддужные бубенцы были оценены не только в России. На промышленной выставке в 1882 году в разделе «Кустарные изделия» бронзовой медалью награжден мастер Овечкин Кузьма Иванович за уникальные колокольчики валдайские (Москва). Через три года он же отмечен похвальной грамотой государя на Нижегородской выставке. А мастер Федор Алексеевич Веденеев в 1885 году награжден медалью «За трудолюбие и искусство». Работы мастера А. Н. Трошина отмечены на выставке в Париже (1900), а мастер Е. С. Клюиков получил золотую медаль за свои изделия в Брюсселе (1907).
Современное производство
С 1995 года началось возрождение бронзового литья и валдайских колокольчиков. Производитель - Валдайский завод, ставший правопреемником Новгородского опытно-экспериментального завода народных художественных промыслов. Художественное литье из сплавов латуни, бронзы и меди в виде самых различных форм и размеров сувенирных изделий в форме колокольчиков приобрело популярность на территории России и за ее пределами, получая многочисленные положительные отзывы о качестве продукции. Полированные или расписные, гравированные и с чернением, с высоким содержанием драгметаллов и не очень – сегодня выбор этого сувенира поражает разнообразием. Валдайский колокольчик с ручкой станет прекрасным подарком и выпускнику и молодоженам.
Колокольчики и музыка
Самый поэтичный инструмент в оркестре – колокольчики. Русскую тройку украшали множеством бубенцов разного размера. Множественный перезвон сопровождал свадебную процессию. Каждый ямщик подбирал свою тональность и гордился коллекцией бубенцов и колокольчиков. Тембр колокольчика звонкий, нежный и серебристый. Даже в "Волшебной флейте" Моцарта можно услышать перелив колокольчиков. Сегодня на основе колокольных переливов созданы молоточковые и клавишные инструменты, которые являются обязательными во многих оркестрах.
Интересные факты про колокольчики и колокола
Так называемый «малиновый звон», обозначающий мелодичность пения нескольких колоколов, происходит от названия города Малин (Бельгия) – центра европейского колокололитейного производства. Именно «малиновому стандарту» соответствовал котильон (музыкальный инструмент с несколькими колоколами), который заказал Петр I во Фландрии.
Колокольчики выполняли изначально только сигнальную функцию для экипажей. Они пришли на смену английскому рожку, который не прижился на русских просторах.
Английский Биг-Бен – это не название часов или башни. Изначально так назывался колокол в часах Башни Елизаветы.
На международной космической станции тоже есть колокол. По морской традиции в него бьют каждый раз, когда меняется капитан.
Похожие статьи
- Город Валдай Новгородской области: фото, история, достопримечательности, отзывы туристов
- Сообщество безвозмездного дарения "Дару дар": отзывы
- География России. Где находится исток Волги
- Алтай - жемчужина России, где отдыхает Путин. Рекомендовано лично Президентом
- Достопримечательности Валдая и окрестностей
- Народные куклы: виды, история. Русская народная кукла
- Река Волга – одна из самых величественных рек в мире