Зона актуального развития - это что?
В семьях с маленькими детьми некоторые родители все равно задаются вопросами развития и воспитания. Малыши, посещая детский сад, в коллективе получают необходимые умения и знания. Навыки формируются благодаря целенаправленной и систематической работе воспитателя.
Зона актуального развития – это один из важнейших элементов обучения для любой личности. Статья как раз посвящена данному феномену, который ввел советский ученый Л. С. Выготский. Он первым стал рассматривать развитие детей с двух сторон, а его теория и сегодня остается актуальной.
Что означает термин?
Понятие зоны актуального развития сложилось из представлений о том, какими знаниями и умениями должны обладать дети на определенном этапе. Это те задания, которые ребенок вполне способен выполнить самостоятельно. Если говорить о младшей группе детского сада, то это определение цвета, размера и формы предметов. То есть зону актуального развития можно назвать своеобразным резервом умений.
Определения
Зоной актуального развития (ЗАР) называют тот комплекс умений и знаний, которыми ребенок владеет в совершенстве. Это сформированные психические функции, которые позволяют выполнять задачи без посторонней помощи.
Рядом с этим термином всегда идет другое понятие – зона (или область) ближайшего развития (ЗБР). Это все то, что ребенок способен выполнить при помощи или под контролем взрослого.
Детки растут и научаются очень быстро. Поэтому то, что сегодня не получалось, завтра уже может выполняться безукоризненно. Этот как раз тот случай, когда ЗБР переходит в ЗАР. Тогда для малыша открываются новые возможности в развитии.
Примеры
Чтобы определения стали более понятными, разберем их на конкретных примерах.
Трехлетний ребенок может легко надеть колготки. Но вот вывернуть их с изнанки или найти у них лицевую сторону получается не всегда. Умение надевать самостоятельно будет входить в область актуального развития. Способность находить лицевую сторону или выворачивать колготки при помощи подсказок родителей относится к зоне ближайшего развития.
С обувью та же самая история. В три года малыши только учатся различать правый и левый ботинки. Это ЗБР, поскольку уже через несколько объяснений он будет справляться с этой задачей сам (и это уже станет ЗАР). А вот учить кроху завязывать шнурки в этом возрасте нет смысла. Мелкая моторика на этом этапе еще недостаточно развита. Поэтому шнурование в три года не будет даже входить в область ближайшего развития.
Еще один самый простой пример – это катание на велосипеде. Когда родители поддерживают малыша, идут с ним рядом или прикручивают дополнительные два колеса – это ЗБР. Когда ребенок не боится и уверенно едет на велосипеде сам, то этот навык переходит в ЗАР.
Концепция Выготского
Советский ученый Лев Семенович Выготский считал, что формирование знаний и умений у подрастающего человека складывается из двух составляющих: области ближайшего и зоны актуального развития. По Выготскому, именно эти феномены участвуют в становлении личности.
Термины кардинально отличаются друг от друга. Одна зона нацелена на будущее, а другая отвечает за настоящее. Уровень ближайшего развития предопределяет еще не созревшие функции, но находящиеся на стадии формирования. Их можно сравнить с почками или цветами. Область актуального развития характеризует итоги обучения, успехи ребенка на вчерашний день. А ЗБР показывает умственное созревание на завтра. Так ученый видел эти феномены.
Выготский считал, что обучение должно быть опережающим. То есть подаваемый материал должен несколько обгонять развитие. Задания не должны быть очень простыми или слишком сложными, чтобы малыш не делал одно и то же или не «топтался на месте». Для ребенка обучающий материал должен быть понятным, но в то же время он должен являться открытием.
Сенситивные периоды развития
Зоне ближайшего и актуального развития соответствуют сенситивные периоды. Это возрастные интервалы, при прохождении которых ребенок наиболее чувствителен к специфическим изменениям. Их важно учитывать, чтобы сделать правильный выбор обучающих материалов.
Мария Монтессори выделяет шесть главных сенситивных периодов в развитии детей:
1. От рождения до шести лет идет развитие речи. Малыши делают попытки говорить, изучают буквы, звуки, слоги, получают навыки письма и чтения.
2. От рождения до трех лет наступает период восприятия порядка. Дети на этом этапе понимают, что все должно быть на своих местах, в аккуратном виде. Также малыши знакомятся со своим и чужим распорядком дня.
3. От рождения до шести лет – это время сенсорного развития. В этом возрасте ребенок тренирует умение слышать, видеть, ощущать вкус, запах, различать предметы на ощупь. Конечно, в зону актуального развития это переходит естественным путем. Но психологи для большего успеха рекомендуют делать специальные упражнения.
4. От полутора до шести лет дети учатся восприятию маленьких предметов. Это самое лучшее время для развития мелкой моторики.
5. От года до четырех лет – это сенситивный период развития действий и движений. На этом этапе ребенок научается чувствовать и понимать свое тело.
6. От двух до шести лет дети получают социальные навыки. Они учатся общаться, запоминают правила и нормы поведения, принятые в обществе.
Формирование навыков
В психологии зона актуального развития - это настоящий кладезь возможностей для ребенка. Чем больше знаний будет в арсенале у человека, тем более масштабными будут дальнейшие свершения. Поэтому очень важно формировать новые навыки.
Если специально не заниматься развитием малыша, то он долго будет находиться на одном уровне. Чтобы перейти на другой этап, ребенку придется справиться с заданием, которое раньше было не по силам. Полученные знания должны стать не просто информацией, а индивидуальным умением. Но для успешного усвоения материала, как считают психологи, ребенок должен в процессе обучения испытывать позитивные чувства и эмоции.
Повторение – мать учения
Чтобы обучение давало максимальные результаты, развитие малыша должно протекать планомерно. Занятие обязательно должно быть связано с предыдущим уроком, иначе эффективность будет низкая. Допустим, дети изучили букву «а». На следующем занятии будет целесообразно сначала повторить пройденный материал и только тогда двигаться дальше.
Область ближайшего и зона актуального развития – понятия хоть и разные, но все равно всегда должны быть в гармоничном соотношении. Новые знания зачастую являются лишь дополнением старых, поэтому расширяют известную информацию. Повторение ранее изученного материала сформирует более полный взгляд на тот или иной предмет.
Выготский считал, что сосредоточенность на уже имеющемся достижении поможет сформировать новое умение. Поэтому занятия для ребенка должны носить накопительный характер.
Чтение для развития
Пожалуй, книга является самым полезным источником знаний. Когда малыш только начинает разбирать слоги и слова, происходит мощнейшая активация мозговой деятельности, обусловливающей формирование успехов. Книга способствует становлению всех познавательных процессов. Когда оно еще находится в зоне ближайшего развития, родители помогают малышу прочесть сказку. В такие моменты между ними усиливается доверие.
Не каждый ребенок легко осваивает чтение. Это действительно трудоемкое занятие, требующее больших волевых усилий. Сначала лучше изучить гласные буквы, чтобы малыш прочувствовал их вокальность. И только потом можно переходить к согласным. Если ребенок не путается в буквах, можно приступать к чтению слогов и слов. Но психологи рекомендуют подходить к чтению книг через письмо, ведь им овладеть намного проще.
Развитие тела
Зона актуального развития характеризуется тем, что ребенок может выполнить самостоятельно. Для самых маленьких детей это умение ползать, стоять на ножках, ходить, держать ложку, плавать и многое другое. В освоении всех этих навыков могут сильно помочь физические упражнения. Они развивают мускулатуру, улучшают иммунитет и повышают настроение.
Главное в получении нового умения – это не торопиться. Действия должны быть планомерными и постепенными. Если это обучение езде на велосипеде, то начать стоит с понимания равновесия. Для этого прикручивают дополнительные колесики, или управление рулем берет взрослый. Более старших детей просят просто походить с велосипедом. Постепенно умения расширяются, пока ребенок не начнет ездить самостоятельно, а навык не перейдет в зону актуального развития. Это будет настоящим успехом для малыша.
Развитие мелкой моторики
Это еще один важный аспект для становления личности, как укрепление тела или умение читать. Мелкая моторика очень благотворно влияет на активизацию умственной деятельности. Это может быть рисование на бумаге или песке, лепка, создание аппликаций, игры с мелкими предметами и многое другое.
Если малыши недавно изучали в детском саду домашних животных, то лучше попросить ребенка нарисовать или слепить из пластилина понравившегося представителя. Не стоит давать конкретное задание (изобразить, к примеру, собачку). Это ограничит фантазию ребенка и задержит прогресс.
Зона актуального развития – это целенаправленные действия с опорой на имеющиеся навыки. Если их использовать конструктивно, то можно очень эффективно расширить границы познания ребенка.
Похожие статьи
- Выготский Лев Семенович: биография, основные труды
- Дендрит - это что такое? Определение и функции
- Протрузия межпозвоночного диска. Протрузия: лечение
- Атриум - это древняя форма организации пространства, актуальная сегодня
- Новые правила застройки и землепользования: проект, изменения
- Какие основные плюсы и минусы интернета существуют?
- Моторика - это что такое? Развитие моторики