Обучение - это что такое? Цели, формы и методы обучения
Рассмотрим понятие и сущность обучения, а также инновационные методики, применяемые в современных российских школах.
Особенности методик
Теория педагогики рассчитывает десятки интересных приемов, используемых в разные исторические периоды для формирования подрастающего поколения. Понятие и сущность обучения анализировали и продолжают изучать психологи и педагоги. Только при наличии полноценных методик по разным учебным дисциплинам можно вести речь о качественном преподавании предметов.
Дидактические задачи в современной школе
Цели обучения каждый педагог, независимо от преподаваемого им учебного курса, указывает в своей рабочей программе. Новые государственные стандарты обязуют учителя подробно записывать те универсальные умения и навыки, которыми должен обладать ученик после прохождения любого школьного курса. Если в образовательной системе, функционирующей во времена Советского Союза, основное внимание уделялось формированию интеллектуальных способностей школьника, то в настоящее время ситуация существенно изменилась.
Для каждого ученика выстраиваются индивидуальные образовательные траектории, предполагающие не банальное «натаскивание» его по теории предмета, а направленные на формирование личности, способной адаптироваться в социуме. Подобный подход к обучению вносит свои корректировки в обучение детей. Особое внимание уделяется самообразованию, саморазвитию. Стандарты второго поколения предполагают развитие у подрастающего поколения желания и умения находить нужную информацию, пользуясь различными источниками.
Казалось бы, в педагогике достаточно изучены методы обучения, воспитания, но, несмотря на это, периодически возникают яркие дискуссии между педагогами. Для современной школы нужна качественная программа обучения. В каждой учебной дисциплине есть свои особенности, их учетом и анализом и занимается педагогическое сообщество.
Появление методов обучения
В процессе наблюдения за образовательным процессом, учеными и педагогами было обращено внимание на многообразие тех вариантов деятельности, которые осуществляют на уроке ребята и их наставник. Разновидности действий стали именовать методами обучения. В настоящее время обучение в школе предполагает использование учителем во время одного занятия сразу нескольких приемов и методов. Несмотря на отличия, существующие между ними, конечной целью всех технологий является формирование развитой личности, развитие чувства патриотизма в подрастающем поколении.
Научный подход
Чтобы дать определение понятия «обучение», обратимся к справочной литературе. В переводе с греческого языка термин «метод» означает путь, способность продвигаться к некой истине. Для педагогической практики методы являются упорядоченным способом деятельности, направленным на достижение учебных, воспитательных, образовательных целей. Учитель выбирает способы организации рабочего времени на уроке, чтобы реализовать в полном объеме те задачи, которые изначально были сформулированы в тематическом планировании.
Обучение детей предполагает применение различных приемов, являющихся составными частями определенного педагогического метода. Они помогают в процессе закрепления материала (самостоятельные и проверочные работы), во время лекционного представления новой информации. В учебном процессе возможно сочетание нескольких приемов и методов. Обучение - это сложный и многогранный процесс, который требует от учителя педагогического мастерства, профессионального терпения и творчества.
Индивидуальное обучение
В нашей стране существует специальный проект «Образование». Его целью является предоставление права на бесплатное качественное образование тем детям, которые не могут из-за проблем с физическим здоровьем, посещать обычные уроки в школе. Индивидуальное обучение в данном случае проводится с использованием современных компьютерных технологий.
Ребенок и его педагог проходят обязательное предварительно обучение. Дистанционный педагог, его воспитанник, в рамках государственной программы по инклюзивному обучению получают специальный комплект оборудования, а также методическую поддержку.
Учитель получает доступ к компьютеру ребенка, чтобы иметь возможность проверять выполнение домашних работ, анализировать тем работы во время урока. Удаленная форма работы позволяет больному ребенку получать знания, а также общаться с другими сверстниками в ходе совместных конференций и вебинаров. У больного ребенка нет ощущения ненужности, отчужденности. Педагог составляет для особых детей специальные учебные планы, адаптированные к физическому здоровью ребенка.
Преимуществом современной образовательной системы РФ является возможность получения дистанционным способом не только среднего, но и высшего образования. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательной системой, обучаются, не покидая стен своего дома. Такое обучение это реальная возможность ребенку – инвалиду найти свой жизненный путь, подобрать дело по душе.
Дифференцированный подход
В старой образовательной системе не уделялось должного внимания одаренным и талантливым детям. Они вынуждены были слушать постоянные повторения нового материала, теряли интерес к изучаемой учебной дисциплине. После модернизации российского образования, изменилось основное понятие обучения, требования к учебным программам педагогов.
Максимальное внимание стали уделять выявлению ранней одаренности школьников, педагогическому сопровождению талантливых детей. Дифференцированный подход позволяет учитывать индивидуальность школьников, их интересы и возможности. Во всех крупных российских городах были созданы центры поддержки талантливых детей, функционируют школы для одаренных учеников. Одним и крупнейших проектов, осуществленных в РФ, стало открытие образовательного центра «Сириус».
Проект был реализован при поддержке президента РФ Владимира Путина. Отбор на профильные смены осуществляется с учетом личных достижений ребят. Это дает равные шансы для детей из столичного региона и школьников из отдаленных уголков России в получении дополнительных знаний, знакомстве с именитыми учеными и исследователями в рамках профильных смен «Сириуса». Суть обучения здесь в развитии одаренности каждого российского школьника, помощь в реализации детских идей, творческих проектов. Ребята с разных российских регионов стремятся попасть в этот мир «науки и совершенства».
Информационные технологии
Обучение - это не только процесс получения знаний, но и возможность совершенствования навыков. Современную школу трудно представить без применения персональных компьютеров, планшетов, мультимедиа-проекторов, интерактивных досок. ИКТ технологии играют особую роль в образовательном процессе. Они не только упрощают задачу педагога, но и помогают ему продемонстрировать ребятам сущность явлений и процессов, происходящих в природе.
Например, есть такие химические превращения, которые педагог не может показывать своим воспитанникам в обычной школьной лаборатории, поскольку они опасны для здоровья. Для объяснения сути происходящих превращений, учитель может воспользоваться видео-фрагментами, в которых взрывы, вспышки, будут продемонстрированы ярко и наглядно.
ИКТ-обучение - это технология, позволяющая школьникам демонстрировать их собственные таланты. К примеру, творческое задание по физике ребенок может оформить в виде презентации, вставить анимации, добавить музыкальное сопровождение. В таком случае он сможет показать свое владение компьютером не только учителю, но и одноклассникам, повысить при этом самооценку, завоевав авторитет в глазах одноклассников.
Игровые методы обучения
Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте имеют повышенную активность, которую должен учитывать педагог, продумывая методику обучения. Им трудно просидеть весь урок, нужны минутки для игры и отдыха. Игровое обучение используют учителя иностранных языков. Например, для запоминания слов, они бросают друг другу мячик, произнося определенные фразы или слова.
Детский психолог посредством игры снимает напряжение ребенка, отвлекает его от серьезных проблем, помогает найти способ выхода из сложной жизненной ситуации.
В детских садах ролевые игры являются обязательным элементом, ведь они дают возможность ребенку «примерить» на себе профессию доктора, педагога, художника. Подобный опыт необходим малышу для успешной социализации.
Опережающие методики
Данный прием интересен тем, что при отсутствии знаний по учебной дисциплине, дети получают первоначальные навыки. Знания, которые будут заложены во время пропедевтического курса, помогут избежать различных проблем во время полноценного знакомства с предметом. С помощью опережающего обучения осуществляется полноценная подготовка детей к первому классу.
Важность педагогических приемов и методов
Концепция «учение путем деятельности» стала востребованной в конце двадцатого века. Особое внимание учителя стали уделять наглядности. Например, во время формирования первоначальных представлений о правилах нагревания пробирки, учитель предлагает школьникам небольшую практическую работу. В процессе ее выполнения, ребята получают представление об основных правилах техники безопасности при работе в кабинете химии. Собственное исследование - это пример, который помогает учителю увеличивать интерес к своему предмету.
Классификация методов обучения
В настоящее время нет четкого подразделения всех методов на определенные группы. Сначала была попытка разделить все методы обучения для педагогов и учеников. Например, учитель использовал объяснение, вел беседу, рассказывал материал. Ребятам предлагались упражнения, различная самостоятельная деятельность.
Среди распространенных вариантов деления всех образовательных приемов и методов отметим:
- словесные (в качестве основного источника знаний выступает печатное либо устное слово);
- наглядные (явления, предметы, пособия используются в качестве источника знаний);
- практические (при выполнении экспериментов формируются навыки и представления о предметах).
Современное обучение
Словесные методы всегда занимали ведущее место в образовательном процессе. Такие прогрессивные педагоги, как К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский считали неправильным использование одного приема или метода во время урока.
Для того чтобы выполнять заказ общества, формировать талантливых детей, которые смогут адаптироваться в современном обществе, педагог должен владеть различными методиками обучения.
В настоящее время идет активное обсуждение нового образовательного стандарта для учителей России. Среди требований, которые предъявляет общество к учителям, особое место занимает владение инновационными методиками и приемами обучения.
Заключение
Федеральные стандарты второго поколения предполагают использование различных методик и приемов обучения и воспитания. Для того чтобы справиться с той сложной и ответственной задачей, которую ставит перед школой общество, учителя должны отводить достаточное количество времени на процесс самообразования.
Обучение на курсах повышения квалификации, знакомство во время вебинаров и конференций с новыми методами и приемами, позволяет представителям этой сложной и ответственной профессии формировать настоящим интеллектуалов и патриотов своей страны.
ФГОС второго поколения предполагают использование во время объяснения нового материала эвристических бесед. Учитель опирается при рассмотрении нового материала на тот опыт и знания, которыми обладают ребята. Вместе с педагогом школьники формулируют тему урока, выявляют задачи, ищут пути их решения. В современной школе учитывают индивидуальность ребенка, создают «ситуацию успешности», которая поможет школьникам продемонстрировать свои творческие способности.
Похожие статьи
- Вальдорфская школа - что это такое, плюсы и минусы, отзывы. Вальдорфская педагогика
- Что такое домашнее обучение и как на него перейти?
- Наглядные методы обучения: виды, классификация и особенности
- Приемы и методы обучения детей в детском саду
- Заочная форма обучения - это преимущество или недостаток?
- Эвристический метод. Формы эвристического обучения
- Очная форма обучения. Что значит очная форма обучения