ОНР 3 уровня: характеристика детей
Современный мир перенасыщен информацией, средствами общения, к книгам открыт широкий доступ, создано множество образовательных и развлекательных детских каналов. Казалось бы, в такой среде речь у детей должна развиваться без каких-либо трудностей, и кабинеты логопедов уйдут в прошлое. Однако это не так. Плохая экология, во многом культурная деградация, пониженная степень психологической защиты – все это отражается на развитии речи малыша. Некоторым детям логопед ставит диагноз "общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня", характеристика которого указывает на то, что ребенку требуются дополнительные занятия. Полноценное развитие каждого малыша прежде всего зависит от старания его родителей. Они обязаны вовремя обращаться за помощью к специалистам, заметив какие-то отклонения в формировании личности своего чада.
Характеристика ОНР
ОНР наблюдается у детей с нормальным уровнем развития интеллекта, соответствующим их возрасту, при этом не имеющих каких-либо физиологических проблем со слуховым аппаратом. О такой группе пациентов логопеды говорят, что они не владеют фонематическим слухом, не различают отдельные звуки, поэтому в искаженном виде понимают смысл. Малыш слышит слова не так, как они произносятся на самом деле.
У детей с ОНР 3 уровня (характеристика представлена ниже) искажены такие речевые навыки, как словообразование, звукообразование, смысловая нагрузка слова, а также грамматический строй. При разговоре старшие дети могут допускать ошибки, присущие боле раннему возрасту. У таких детей темпы развития речи и психики не соответствуют друг другу. При этом малыши с ОНР ничем не отличаются от своих сверстников по развитию: они эмоциональны, активны, играют с удовольствием, понимают речь окружающих.
Типичные проявления ОНР
Типичными проявлениями общего недоразвития речи считаются следующие показатели:
В речи:
- разговор малопонятен и неразборчив;
- фразы строятся грамматически неправильно;
- речевое взаимодействие имеет низкую активность, слова воспринимаются с отставанием при их самостоятельном использовании;
- первое произношение первых слов и простых фраз в позднем возрасте (вместо 1,5-2 лет в 3-5 лет).
При общем развитии психики:
- новые слова плохо запоминаются и произносятся, память неразвита;
- последовательность действий нарушена, простые инструкции выполняются с большим трудом;
- внимание рассеяно, нет навыков, чтобы сосредоточиться;
- логическое словесное обобщение затруднено, нет навыков анализа, сравнения предметов, разделения их по признакам и свойствам.
Развитие мелкой и крупной моторики:
- мелкие движения выполняются с неточностями и ошибками;
- у ребенка движения замедлены, есть склонность к застыванию в каком-то одном положении;
- координация движений нарушена;
- ритмика неразвита;
- при выполнении двигательных заданий просматривается дезориентация во времени и пространстве.
Характеристика ОНР 3 уровня, как, впрочем, и остальных уровней, содержит в себе перечисленные проявления в той или иной степени.
Причины ОНР
Специалисты не находят в функционировании нервной системы и головного мозга детей с ОНР грубых патологий. Чаще всего источниками речевого отставания считаются социальные либо физиологические причины. Это могут быть:
- перенесенные при беременности либо наследственные заболевания матери;
- в период вынашивания малыша у матери были нервные перегрузки;
- вредные привычки при беременности (алкоголь, курение);
- получение каких-либо травм при родовспоможении;
- очень ранняя или слишком поздняя беременность;
- инфекции, сложные заболевания у малыша в грудном возрасте;
- возможны травмы головы у ребенка;
- неблагополучие в семье, где малыш переживает ранние стрессы;
- нет эмоционального контакта между малышом и родителями;
- в доме неблагоприятная моральная обстановка;
- скандальные, конфликтные ситуации;
- недостаток общения и внимания;
- заброшенность малыша, грубая речь у взрослых.
Классификация. ОНР 1 уровня
Общее недоразвитие речи классифицируется по четырем уровням, каждый из которых имеет свои особенности. ОНР 1 уровня во многом отличается от ОНР 3 уровня. Характеристика речи при патологии 1 уровня: лепет, звукоподражание, куски маленьких фраз, части слов. Малыши нечетко произносят звуки, активно помогают мимикой и жестом – все это можно назвать навыками младенцев.
Дети активно проявляют интерес к окружающему миру, общению, но при этом разрыв между активным и пассивным словарным запасом намного больше нормы. Также к характеристикам речи можно отнести следующее:
- произношение звуков смазано;
- преобладают односложные, иногда двусложные слова;
- длинные слова сокращаются до слогов;
- слова-действия заменяются словами-предметами;
- разные действия и разные предметы могут обозначаться одним словом;
- разные по своему значению слова, но созвучные могут путаться;
- в редких случаях речь отсутствует совсем.
Уровень 2
ОНР 2, 3 уровня характеристики имеет в чем-то схожие, но есть и существенные отличия. На 2 уровне происходит повышение развития речи. Усваивается большее количество общих слов, используются простейшие фразы, словарный запас постоянно пополняется новыми, чаще искаженными словами. Дети уже осваивают в простых словах грамматические формы, чаще с ударными окончаниями, различают множественное, единственное число. К особенностям 2 уровня относятся следующие:
- звуки произносятся с большим трудом, часто заменяются более простыми (звонкие – глухими, шипящие – свистящими, твердые – мягкими);
- грамматические формы осваиваются спонтанно, не связываются со смыслом;
- речевое самовыражение бедное, словарный запас скуден;
- разные предметы и действия обозначаются одним словом, если они как-то схожи (сходство в назначении или внешне);
- незнание свойств предметов, их названий (размера, формы, цвета);
- прилагательные и существительные не согласованы; замена или отсутствие в речи предлогов;
- невозможность слаженно отвечать без наводящих вопросов;
- окончания употребляются беспорядочно, заменяются одно другим.
Уровень 3
Характеристика детей с ОНР 3 уровня выглядит так: общие речевые навыки отстают, но уже присутствует построение фраз и развернутая речь. Детям доступны уже основы грамматического построения, простые формы употребляются правильно, используются многие части речи, более сложные предложения. Жизненных впечатлений в этом возрасте уже достаточно, словарный запас увеличивается, предметы, их свойства и действия называются правильно. Малыши способны составлять несложные рассказы, но все-таки испытывают свободу общения. ОНР 3 уровня характеристику речи имеет следующую:
- в целом нет активного словарного запаса, выражена бедность лексики, недостаточно используются прилагательные, наречия;
- глаголы применяются неумело, прилагательные с существительными согласовываются с ошибками, поэтому грамматический строй неустойчив;
- при построении сложных фраз союзы употребляются неверно;
- нет знаний подвидов птиц, животных, предметов;
- вместо профессий называются действия;
- вместо отдельной части предмета называется весь предмет.
Примерная характеристика на дошкольника
Характеристика на дошкольника с 3 уровнем ОНР выглядит следующим образом:
Артикуляция: анатомия органов без аномалии. Саливация повышена. Точность движений и объем страдают, ребенок не способен долго удерживать органы артикуляции в определенном положении, нарушена переключаемость движения. При артикуляционных упражнениях повышается тонус языка.
Речь: общее звучание маловыразительно, слабо-модулированный тихий голос, дыхание свободно, ритм и темп речи нормальный.
Звукопроизношение: существуют нарушения произношения сонорных звуков. Шипящие поставлены. Происходит автоматизация звуков на уровне слов. Контроль за произношением звуков, свободная речь контролируема.
Фонематическое восприятие, синтез и звуковой анализ: представления фонематические формируются с запозданием, уровень недостаточен. На слух ребенок выделяет заданный звук из слогового, звукового ряда, а также ряда слов. В слове место звука не определяется. Не сформированы навыки звукового и буквенного анализа, а также синтеза.
Слоговая структура: Слова, имеющие сложную слоговую структуру, произносятся с трудом.
Если поставлен диагноз "общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня", характеристика (5 лет - возраст, когда многие родители уже готовят деток к школе, посещают специалистов) должна включать в себя все вышеперечисленные пункты. Детям в этом возрасте должно уделяться предельное внимание. Проблемы с речью поможет разрешит логопед.
Речь при ОНР 3 уровня
Характеристика речи детей с ОНР 3 уровня:
Пассивный, активный словарь: бедность, неточность запаса. Ребенок не владеет названием слов, которые выходят за рамки ежедневного общения: не может назвать части тела, название животных, профессий, действий, с которыми они связаны. Есть трудности при подборе однокоренных слов, антонимов, синонимов. Пассивный словарный запас намного выше активного.
Грамматический строй: логопедическая характеристика ребенка с ОНР 3 уровня указывает на то, что при образовании слов, их согласовании с другими частями речи наблюдаются аграмматизмы. Ребенок ошибается при подборе множественного числа существительного. Наблюдаются нарушения при образовании слов, которые выходят из рамок повседневной речи. Словообразовательные навыки с трудом переносятся на новую речь. Используются в изложении в основном простые предложения.
Связная речь: прослеживаются трудности в развернутых высказываниях, языковом оформлении. Последовательность в рассказе нарушена, есть смысловые пропуски в сюжетной линии. В тексте нарушаются временные и причинно-следственные связи.
Дети дошкольного возраста с ОНР 3 уровня характеристику в 7 лет получают от логопеда, который проводит с ними занятия. Если результаты занятий с логопедом не приносят должного результата, необходимо обратитЬся за консультацией к неврологу.
Уровень 4
Выше была приведена примерная характеристика ОНР 3 уровня, 4-й несколько отличается. Основные параметры: словарный запас у ребенка заметно повышен, хотя есть провалы в лексике и грамматике. Новый материал усваивается с трудом, заторможенное обучение письму и чтению. Дети правильно употребляют простые предлоги, длинные слова не сокращают, но все-таки часто наблюдается выпадение из слова каких-то звуков.
Сложности речи:
- вялая артикуляция, речь нечеткая;
- повествование тусклое, не образное, дети изъясняются простыми предложениями;
- в самостоятельном рассказе логика нарушается;
- выражения подбираются с трудом;
- притяжательные и уменьшительно-ласкательные слова искажены;
- свойства предметов заменяются приблизительными по смыслу;
- названия предметов подменяются словами с похожими свойствами.
Помощь психолога
Характеристика детей с ОНР 3 уровня указывает на необходимость занятий не только с логопедом, но и с психологом. Исправить недостатки помогут комплексные меры. Из-за речевого нарушения такие дети имеют проблемы с концентрацией внимания, им трудно сосредоточиться на задании. Работоспособность при этом снижается.
Во время логопедической коррекции необходимо подключать психолога. В его задачу входит повышение мотивации к обучению и занятиям. Специалист должен провести психологическое воздействие, которое будет направлено на развитие концентрации внимания. Рекомендуется проводить занятия не с одним, а с небольшой группой малышей. Важно учитывать самооценку ребенка, заниженная тормозит развитие. Поэтому специалист должен помочь детям с ОНР поверить в свои силы и успех.
Комплексное коррекционное воздействие
Педагогический подход к исправлению ОНР - процесс непростой, здесь требуется структурное, специальное выполнение поставленных задач. Наиболее эффективно проводится работа в специализированных учреждениях, где работают квалифицированные педагоги. Если, кроме ОНР, установлен диагноз «дизартрия», терапия строится с учетом всех патологий. К коррекционному воздействию может добавляться медикаментозное лечение. Здесь участие должен принимать невролог. Специальные учреждения, центры своей целью ставят исправление недостатков развития интеллектуальных функций и коррекцию недостатков коммуникативных навыков.
Рекомендации родителям
Первое, что хочется сказать родителям: не стоит отчаиваться, если ребенок страдает ОНР. Не нужно конфликтовать с педагогами, специалистами, если они ставят диагноз "ОНР 3 уровня". Это лишь поможет вовремя принять меры. Занятия с малышом помогут быстрее скорректировать его речь, разобраться с патологиями. Чем скорее вы вникнете в суть проблемы, начнете действовать совместно со специалистами, тем быстрее процесс восстановления повернет в нужно русло.
Лечение может быть длительным, и от родителей во многом зависит его исход. Наберитесь терпения и помогите своему малышу войти в мир с уверенной, развитой речью.
Похожие статьи
- Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя: образец. Как написать характеристику на ребенка
- Виды коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями
- Что такое сонорные звуки: определение и примеры. Сонорные звуки в русском языке
- Речь: классификация речи, виды и стили речи. Устная и письменная речь
- Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы
- "Не" с существительными: правила правописания
- Нарушение речи у детей. Нарушение речи: причины