Лефортовский дворец в Москве: история, фото, год создания, как добраться
«Плохой был адмирал, а стоил целого флота» – говорил Петр I о Франце Яковлевиче Лефорте. Ему, своему другу и без преувеличения наставнику, подарил он дворец, который должен был стать самым шикарным строением в старозаветной Москве. Но недолго радовался адмирал новому дому, где сразу же стали устраивать веселые приемы и ассамблеи. Когда он умер (молодым даже по тогдашним меркам, в 43 года), ненавидевшие петровские новшества бояре ликовали – заглохнет навеки, погрузится во тьму средоточие шума, веселья, движения и энергии, Лефортов дворец!
Накаркали долгополые. Лефортовский дворец в Москве, фото которого вы можете увидеть ниже, ожидала непростая, противоречивая судьба, во многом оправдывавшая представления грязных московских юродивых о кукуйском немецком волшебстве. Но в любом доме остается жить частичка души его хозяина, как бы мало он ни прожил. И ныне душа Франца Яковлевича бережет доблестно историю войска российского. История, описание Лефортовского дворца будут представлены вниманию читателя ниже. Итак, начнем.
Лефортовский дворец: история
В 1655 (или 1656 году, данные разнятся) в семье женевского купца Лефорта родился сын Франц. С младых ногтей он проявил себя бунтарем и новатором – отказался идти по торговой линии, как того требовала семья, и вместо этого в 18-летнем возрасте сбежал в Голландию и поступил на военную службу. Немного позже он принял небезопасное, но интересное предложение отправиться служить в Московию (не было еще государства Российского, а было царство Московское!), да там и остался до конца дней. Ему довелось служить офицером гарнизона в Киеве, переводчиком и «чиновником для особых поручений» датского посла, воевать с татарами…
Лефорт был умен, образован, силен физически; умел управляться с парусной оснасткой, был неплохим бомбардиром (наводчиком орудия). Руки у него росли из нужного места – кроме прочего, он увлекался токарным делом и неплохо работал по дереву.
Но главное – Лефорт был очень общительным человеком, с прекрасными манерами, неисправимым оптимистом. Вокруг него постоянно вилась толпа приятелей и знакомых (к таким люди тянутся), он славился умением устраивать и пышные светские приемы, и простые дружеские вечеринки. «Вишенкой на торте» служила редкая красота швейцарского офицера.
Франц Яковлевич был поклонником просвещенных, гуманистических европейских традиций. Но ему пришлось всю свою недолгую, но яркую жизнь посвятить отсталой и темной (особенно в его глазах!) Московии, и в этом крылись подлинная любовь и подлинный подвиг.
Адмиральская пристань
Петр был еще подростком, когда случайно познакомился с Лефортом. Он был просто очарован умным, эрудированным, обаятельным полковником, а тот глубоко и искренне привязался к юноше, которому выпала такая незавидная судьба – оказаться московским царем.
Существует легенда, что именно Лефорту юный Петр в минуту депрессии высказал желание бросить престол и бежать из страшной страны, где правят стрелецкие бунты, матросом в Голландию. И будто бы Лефорт сказал своему юному другу серьезно: «Ты не можешь так поступить, Петер. Так случилось, что эта страна зависит от тебя. Она богата, и таит тысячи возможностей, но скверно управляется. Ты не можешь сбежать в Голландию, ты можешь сделать лучшей Россию».
Плечом к плечу с молодым царем Лефорт пошел делать Россию великой. Он участвовал в создании «потешной» гвардии, русского флота, Азовских походах. Ему было присвоено звание адмирала. В 1697 году Петр распорядился начать строить для своего друга и верного помощника роскошный дворец на Яузе. По замыслу, он должен был стать не только жилищем адмирала, но и средоточием светской жизни нового образца. В Москве никаких таких традиций не было, и Лефорт со своим организаторским талантом и вкусом в нарядном антураже нового дворца должен был их внедрять.
Строительство было поручено русскому мастеру Д. В. Аксамитову, и он справился с задачей быстро даже по современным представлениям – за 2 года. Тоесть, год создания Лефортовского дворца - 1699. В архитектуре нового сооружения причудливо перемешались русские (так называемый нарышкинский стиль) и западноевропейские веяния. Там была огромная гостевая палата, способная вместить до 1500 человек, шатровые крыши и интерьер с картинами западных мастеров и китайскими безделушками. При этом дворец имел белокаменные наличники и «теремную» планировку в русском духе. По замыслу строителей, смешение стилей должно было символизировать перерождение и развитие России.
12 февраля 1699 года Лефорт принимал царя и его друзей на новоселье, устроив шикарное мероприятие. В шутку строение освятил «Всешутейший князь-папа» Никита Зотов на веселье и поклонение Церере и Вакху. А 2 марта Лефорт умер, проболев всего несколько дней. И началась черная полоса…
Черная полоса
Поскольку Лефортовский дворец (год создания - 1699) строился за казенные деньги, он не достался семье Лефорта, а перешел в ведение казны. Петр стал использовать его в качестве своей резиденции во время наездов в Москву. Здесь размещали иностранных послов, проводили ассамблеи, торжественные приемы, театральные представления. Особое «спасибо» заслужил Лефортовский дворец от русских женщин. Именно в нем они плясали на своих первых балах, в шелковых платьях с кринолинами, в цветах и перьях вчерашние теремные затворницы, рабыни мужей, бабушки Наташи Ростовой.
В 1707 году дворец вновь был передан Петром в частные руки. Вследствие масштабного пожара «погорельцем» оказался легендарный А. Д. Меншиков, ближайший друг и соратник царя. Ему и достался Лефортовский дворец (еще бы – Лефорт и познакомил Петра с ловким, хитрым, умным, находчивым и бесстрашным Алексашкой!). При этом подразумевалось, что Меншикову придется за подарок быть постоянным гостеприимным хозяином во время наездов Петра в Москву (множеством собственных резиденций царь обзаводиться не спешил). Впрочем, Меншиков не спорил (царь и в Петербурге чаще жил у него, чем в собственной резиденции), и 20 лет был вполне счастливым владельцем дворца. А потом случился очередной государственный переворот, сподвижника Петра отстранили от власти, лишили всего, и вскоре он умер в нищете в ссылке.
Но и виновным в его смерти не поздоровилось. Опалу Меншикова инициировало семейство Долгоруких, надеявшееся влиять на молодого императора Петра II посредством его женитьбы на представительнице их рода. Петр останавливался в Лефортовском дворце перед коронацией, здесь же было объявлено о его помолвке с Екатериной Долгорукой. Во время церемонии разбилась императорская корона, которой Долгорукие (несколько самонадеянно) украсили карету невесты – прямо о камни во дворе. Многие сочли это скверным предзнаменованием, и их предчувствия оправдались. В возрасте 15 лет в Лефортовском дворце умерла от чахотки (туберкулеза) сестра молодого императора Наталья (в ноябре 1727 года), а затем, в начале 1730 года, и сам Петр, в тот самый день, когда предполагалось праздновать его свадьбу. А Долгорукие пошли по стопам Меншикова – в ссылку… Не раз пришлось Екатерине вспомнить Марьюшку Меншикову, которую соперничество с нею очень быстро уложило в мерзлую землю погоста в Березове.
Всевозможные приключения
Далее произошло много всякого. Именно в Лефортовском дворце в Москве (фото на фоне этого здания можно сделать и сегодня) российская верхушка приняла решение пригласить на престол племянницу Петра Анну Иоанновну, но на условиях «кондиций», ограничивающих власть монарха. И здесь же почуявшая силу Анна разорвала кондиции, восстановив абсолютизм.
В 1737 году Лефортовский дворец в Москве сгорел и потребовал затем существенной перестройки. Во время эпидемии чумы в 1771 году здесь устроили даже лазарет. Затем Екатерина II подумывала о том, чтобы сделать Лефортовский дворец своей московской резиденцией, но оценила смету на ремонт и передумала. Кроме того, она боялась чумы, и правильно делала – возбудитель «черной смерти» способен сохраняться в «законсервированном» виде до 400 лет!
Но сын ее Павел I оказался не столь сведущ в эпидемиологии, и во время его коронации во дворце даже жили великие княжны. Им повезло (чумой не заразились), а Павлу - нет (его вскоре убили заговорщики, вдохновляемые его собственным сыном Александром), дворец опять был заброшен. В 1806 году его было решено передать под военный архив, но здание выгорело во время легендарного московского пожара 1812 года.
Отстраивать здание решили во время Николая I, а до того оно некоторое время числилось «плохим местом», где порядочным москвичам находиться не следует – в руинах обустроились разного рода проходимцы. Затем царь Николай передал дворец военному ведомству под жительство служащих инвалидных рот и госпиталь. Предполагалось, что его реконструируют и разместят военные учебные заведения. Но сперва денег не хватало, потом энтузиазма… Работы велись с перебоями, за которые сделанное успевало прийти в негодность, и его приходилось переделывать. Только в 1853 году в новые квартиры въехали офицеры – преподаватели кадетского корпуса. Они жили здесь до 1864 года, а затем здание досталось военному архиву. Часть помещений выделили под жилье его сотрудников, а посторонних жильцов и организации (чего там только не было – классы фельдшерской школы, жилье транспортных инженеров и даже суд!) понемногу переселили.
История войска российского
Архив тоже жил не скучно – помещение перестраивалось из жилого в хранилище постепенно, часто сохранять документы приходилось в ужасающих условиях (под ногами служащих проваливались прогнившие полы, а стеллажи с делами приходилось дополнительно подпирать). Немало полезного по этой части сделала советская власть, переведшая сюда петербургские военные архивы. Только Советы обратили внимание на аварийность здания, ужасные условия труда работников архива (без света и отопления!).
В 1947 году Лефортовский дворец (фото и история представлены вашему вниманию в статье) был признан памятником архитектуры. Началось планомерное освобождение его от «левых» жильцов и всякого рода посторонних контор и приспособление исключительно под нужды архива. Работа продолжалась до начала 1970-х годов, но «подвинули» даже лаборатории «бауманки» (МВТУ им. Баумана, хотя сперва даже рассматривалась идея отдать вузу дворец полностью). В здании проложили современные коммуникации, сохраняя при этом внешний вид, создали технические условия для хранения важнейших документов.
Архив проживает в адмиральском дворце и сегодня. Лефорт порадовался бы таким наследникам, ведь он был одним из тех, кто стоял у истоков российской непобедимости и был кровно заинтересован в том, чтобы память о славных страницах истории русской армии сохранялась в веках.
Известные имена
Вот только Франц Яковлевич, доведись ему воскреснуть в наши дни, вряд ли сумел бы узнать свой дворец. Из-за смены владельцев и назначения, а также двух масштабных пожаров дворец неоднократно перестраивался. Следовательно, на работах по его сооружению отметились сразу несколько известных по тем временам архитекторов.
Д. В. Аксамитов на тот момент, когда его поставили руководить лефортовским строительством, был уже известным «каменных дел мастером», то есть одновременно архитектором и строительным подрядчиком. Но А. Д. Меншиков, став владельцем дворца, пожелал внести в проект изменения и нанял Фонтану, архитектора-итальянца (это уже стало требованием хорошего тона, и зарубежных мастеров в Россию понаехало немало). Фонтана достроил боковые флигеля и помпезный, тяжеловесный парадный подъезд (как многие нувориши, Меншиков был падок на монументализм и псевдоантик).
Для Анны Иоанновны перестраивал Лефортовский дворец архитектор Федор Шанин, но работал он под общим руководством самого Растрелли. Всякий, знакомый с шедеврами Растрелли по Петербургу и другим русским городам, опознает влияние мастера в современном облике строения.
Работы в павловские времена проводил М. Ф. Казаков. Он с особой тщательностью старался подчеркнуть в облике дворца классические линии. Были у него и более широкие планы – создать единый грандиозный дворцовый комплекс, присоединив к Лефортовскому дворцу Марлинский дом и Слободской дворец, находящиеся рядом с ним. Замысел остался замыслом – сперва сменился царь, а потом и вовсе стало не до того.
Внешние изменения
Каждый новый владелец и каждый архитектор привносили нечто новое в облик строения. Д. В. Аксамитов выстроил эклектическое строение с западными консолями, шатровыми крышами и просторными палатами. Учитывались и традиции русской теремной архитектуры – дворец представлял собой три условных «терема», соединенных сенями. Фонтана не менял этой планировки, но дополнил комплекс двумя галереями-флигелями по бокам, сделав его замкнутым, законченным.
Во времена Анны решением обер-гофмаршала была перепланирована знаменитая «столовая плата», где веселый Франц Лефорт принимал Петра Великого «со товарищи». Хотя некоторые современники усмотрели в этом действии едва ли не отказ от петровских достижений, на деле все было прозаично – массовые приемы в Лефортовском дворце больше не проводились, и необходимости в такой большой зале (к тому же сильно пострадавшей при пожаре) не было. А дворец в результате обзавелся третьим этажом (очень высокая «столовая палата» была разделена на два уровня), хотя на самых старых изображениях еще можно видеть его двухэтажным.
Пожар погубил и шатровые крыши – их можно увидеть только на гравюрах.
Затем внутренние перепланировки велись во дворце чуть ли не постоянно – его приспосабливали под часто меняющиеся нужды. В середине века появился полноценный третий этаж, и внешне дворец обрел современный вид.
Лефортовский дворец: современное состояние
Осмотреть Лефортовский дворец изнутри ныне не получится (если нет на руках направления на работу в архиве), но и смотреть там особенно нечего – прошлое уничтожено пожарами и многочисленными перестройками. Однако внешне дворец выглядит ухоженно – он отремонтирован, покрашен, по вечерам красиво подсвечивается. Внешний его вид соответствует результатам ремонта середины XIX века.
Но такой вид он имеет только со стороны улицы 2-й Бауманской (не бог весть название, но раньше-то она и вовсе Коровий Брод называлась!). Официальный адрес Лефортовского дворца – 2-я Бауманская, 3. Со стороны же Яузы вместо бывшего Лефортовского парка (он появился раньше дворца, поскольку Лефорт имел поблизости другой дом, поскромнее) разрослись диковатые заросли, рядом с дворцом устроена автостоянка. В результате здание почти не просматривается.
Неравнодушные москвичи уже неоднократно замечали, что памятник архитектуры мог бы стать отличным украшением набережной, и требуется для этого немного – привести в порядок парковую зону и передвинуть стоянку. Пока это не сделано, но шансы на возрождение внешнего великолепия Лефортовского дворца еще есть.
Легенда советского кино
Кроме истории царской эпохи, Лефортовский дворец (фото можно увидеть в статье) интересен и для историков времен советских. На рубеже XIX-XX веков начальником базирующегося во дворце военного архива был Д. В. Васильев. Он и жил там же на служебной квартире, и в 1900 году там же родился его сын Сергей. Он стал создателем «Чапаева» – одного из самых известных и безусловно лучших советских кинофильмов. Ныне мемориальная доска С. Д. Васильеву установлена на стене одного из флигелей.
Знаменитостям, побывавшим здесь в царские времена, досок не устанавливают – стен может не хватить.
Сосед «бауманки»
Как добраться до Лефортовского дворца? Поскольку в нем нет музея, он сегодня не относится к числу наиболее популярных московских достопримечательностей. Но найти его нетрудно – можно ориентироваться на метро «Бауманская» и набережную Яузы. Кроме того, совсем рядом с дворцом находится еще один примечательный комплекс – корпуса МВТУ им. Баумана. Это учебное заведение имеет мировую известность и высочайшую репутацию. К сожалению, оно несколько «затмевает» соседа – многие туристы, проходя мимо Лефортовского дворца, принимают его за еще один корпус «бауманки».
Зато тем, кто не уверен в маршруте, будет нетрудно расспрашивать о дороге. Месторасположение знаменитого вуза известно даже далеким от истории москвичам.
Как пройти от Бауманской до Лефортовского дворца? Лучше всего двигаться по Старокирочному переулку (до 2-й Бауманской и сразу направо). Если же воспользоваться Бригадирским переулком, придется повернуть налево и пройти сперва мимо строений МВТУ. Набережная в этом районе так и зовется – Лефортовской.
Золото партии
Изучением истории Лефортовского дворца в Немецкой слободе ныне активно занимается новый «владелец» - военный архив. Его сотрудники с пиететом относятся к предоставленному им историческому помещению, при этом панибратски называя его «нашим дворцом».
Но есть еще одна категория любителей этих мест – неистребимая порода конспирологов, мистиков и кладоискателей.
Насчет мистиков понятно – их мнение восходит еще ко временам юности Петра, когда ленивые московские бояре в штыки восприняли первые преобразования и заговорили о «порче», будто бы наведенной на молодого царя в Немецкой слободе. Естественно, Франц Лефорт в этой истории выступал главным колдуном, некоторые святоши всерьез призывали отправить его на костер. С тех пор и блуждают в некоторых умах сказки о «кукуйском колдовстве», что все еще живо в старом дворце.
Прочей же братии не дает покоя неугомонный Александр Данилович – светлейший князь Меншиков. Якобы он перед ссылкой спрятал во дворе дворца, которым тогда владел, огромные клады в драгоценных металлах и прочих ценных вещах.
Такие сказки тоже появляются везде, где замешаны сколько-нибудь влиятельные и состоятельные люди, подвергшиеся внезапной опале. Любители искать «золото партии» переведутся нескоро. Их придется разочаровать – Меншиков действительно был очень богат, но его состояние было конфисковано и в основном разворовано представителями победивших кланов знати (коррупция и казнокрадство придуманы далеко не вчера).
А лучше было бы помнить о другом богатстве. Да, и Лефорт, и Меншиков неплохо пополнили свое благосостояние на государевой службе, и царский дворец Петра I, Лефортовский особняк, был даже не самым ценным их имуществом. Но все-таки Россия молодая для них всегда была на первом месте. Она была их настоящей любовью, а не деньги и пожалования.
Похожие статьи
- Архитектура Москвы: история, архитектурные стили, этапы застройки столицы
- Лефортовский тоннель. "Тоннель смерти"
- Метро "Лефортово": описание, история, перспективы
- Фонтаны Москвы: описание и фото
- Самолет Bombardier Q400 (Dash-8/DHC-8): описание, характеристики, фото
- Дворец на Яузе: история создания, репертуар театра "Современник" и другие мероприятия на сцене дворца
- Станция метро "Авиамоторная": прошлое, настоящее и будущее