Любостяжание – это излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ
Любостяжание – это жадность, корысть, непомерное стремление к обогащению (грехи и беды человеческие). И все людям бывает мало, хочется побольше всяческих благ. А когда достигается желаемое, то возникают новые потребности, превышающие прежние.
Определение
Из вышесказанного становится ясно, что любостяжание - это непомерное желание приобретать богатство сверх всякой меры, превышая нормальные человеческие потребности. Так толкуется любостяжание в христианстве, в религиозных трактатах. Причем отмечается, что при любостяжании человек забывает Бога и прекращает заботиться о ближнем.
Синонимы
Если использовать синонимы, можно сказать, что любостяжание – это корысть, сребролюбие, стяжательство, алчность, златолюбие и своекорыстие. Эти термины встречаются в речи чаще, чем "любостяжание", значение при этом имеют примерно одно и то же.
Материальная польза всегда превалирует над остальными проявлениями чувств, если сам человек слаб духовно, падок на деньги и наживу. Такие люди могут предать друзей или близких людей ради своего обогащения. Им чужды светлые помыслы, благородные поступки. Чаще всего рядом с любостяжанием идут чревоугодие и гордыня.
О грехе
В православной вере грех любостяжания считается сродни идолопоклонству. Это объясняется тем, что деньги, богатство – идолы, а поклонение им и есть грех. Так представляется нам, что такое любостяжание. В христианстве идолопоклонство неприемлемо. "Злая матерь всех зол", - так названо любостяжание проповедниками. Они считают, что всякий, кто любит мир стяжательства и корысти, тем самым омрачает душу (проповедник Исаия).
Любостяжательный человек никогда не сможет остановиться, сказать: "Хватит". Так считал святитель Василий Великий. Он говорил о море, которое вовек не выходит за свои пределы, и о ночи, не покидающей своих временных границ. Так и стяжательный человек - не уважает время и не чтит пределы.
Проповедник Ефрем Сирин говорил о том, что рядом с любостяжанием не может быть любви. Тот, кто пристрастился к деньгам, ненавидит ближних и стремится забрать у них что-либо.
Любовь к деньгам и наживе порою так сильна, что человек полностью теряет свое лицо. Он уходит от Бога все дальше в своей непрекращающейся погоне за материальными благами. Душа его не получает должных уроков, которые ей были предназначены свыше. Таким образом происходит духовная деградация человеческого существа. Вот поэтому вера православная любостяжание считает грехом.
Библия о любостяжании
Поговорим также о том, что такое любостяжание в Библии. Слово Божие не оставляет в стороне данную проблему и раскрывает понятие, соотнося его с аналогичными пороками:
- Сребролюбие и любостяжание. Всякий, кто является идолопоклонником (любостяжателем), "не будет наследником Царства Божия", а сребролюбие является корнем всех других пороков.
- Мздоимство, лихоимство. Исходят из самого сердца человека и оскверняют его душу. Эти качества – пособники жадности. Мздоимцы и лихоимцы – нечестивые люди, неправедные, "не наследуют Царства Божия".
- Алчность (жадность). Она способна отнимать жизненные силы (и саму жизнь) у "алчущих чужого добра".
- Скупость. "Кто сеет скупо", тому и пожинать придется лишь скупой урожай. От алчности она отличается лишь тем, что сохраняет и охраняет уже имеющееся собственное добро. А тех, кто любит отдавать, – того любит Бог.
- Корыстолюбие. Грех, за который следует наказание от Бога. У всех церковнослужителей отсутствие корыстолюбивых помыслов является обязательной чертой.
- Зависть. В Библии говорится, что если завистливый человек "спешит к богатству", то его обязательно настигнет бедность.
- Эгоизм. Чувство "не от мира сего", не от Отца человеку данное.
- Ненасытность. Любовь к серебру не приведет к насыщению, а любовь к богатству не даст человеку пользы ("ненасытимы глаза человеческие"). Постоянное желание обогащаться или получать иные блага Библия называет суетой: "И это – суета и недоброе дело".
Также в Библии написано, что те люди, которые берегут от взяток свои руки и "презирают корысть", будут "обитать на высотах". И будут у них всегда хлеб и вода, необходимые для жизни.
Назидательная проповедь
Евангельская христианская баптистская церковь также выразила своё отношение к пороку. Создав одну из своих проповедей – проповедь на жадность (ЕХБ). Любостяжание в ней – ключевой предмет обсуждения.
В проповеди говорится о том, что в наше время отовсюду: из СМИ, телевизионных передач поступает большое количество информации о деньгах, о стремлении их зарабатывать, о способах достижения финансовых вершин. Именно это и приводит к любостяжанию среди молодого поколения.
Все большее количество людей из-за жажды наживы забывают о других людях, порою зависимых от них. Позволяют неисправным самолетам взлетать в небо и на теплоходы помещают больше пассажиров, чем он может вместить.
Жажда наживы не должна губить человеческие жизни - ключевая мысль проповеди. Любостяжание – это то, что "затмевает разум человека и не дает, порой, здраво мыслить".
Примеры любостяжания
Мы будем говорить о том, что примеров любостяжания в жизни очень много. Причем встречаются крайние формы проявления этого качества, когда личность человека полностью теряется, исчезает. Вместо нее рождается некое новое существо, порою лишь отдаленно напоминающее первоначальный облик. Писатели в образах героев произведений представили нам примеры своего понимания, что означает любостяжание.
"Мертвые души"
Иногда самые крайние формы любостяжания описывали классики русской литературы. Например, Н.В. Гоголь использовал свой синоним – скопидомство. Показав, что порою рождается фантастическая нечеловеческая жадность к наживе, деньгам. Причем скопидомство полностью деформирует личность, рождает на свет "монстров".
Роман "Мертвые души" можно назвать великолепным каталогом, в котором автор ярко и образно представил некие разновидности любостяжателей. Рассмотрим их на примерах:
- Любостяжание, приводящее к жадности. Самый яркий образец – Плюшкин. Гоголь нарочно утрировал образ, создавая некую "матрицу" скопидомства. Герой полностью утратил облик человека, копил и собирал все без разбору, стал жаден не только в отношении родных, но и самого себя. Все мысли его были направлены только на увеличение накопленного "хлама", в который медленно превращалось богатство. Гоголь назвал Плюшкина "прорехой человечества".
- Любостяжание, приводящее к плотским излишествам. Манилов и его супруга – яркие образы чревоугодников и "прожигателей жизни". Сытная, вкусная еда, отдых для тела, нега и телесные удовольствия – лишь это стало кругом интересов супружеской четы.
- Любостяжание, приводящее лишь к торговой деловитости, примитивному мышлению. Помещица Коробочка – глупое, недалекое существо, окруженное многочисленными перинами, подушками, запасами и заготовками. Все мысли ее заняты только лишь формированием своего личного пространства, заполнением его всяческими "благами", а также возможностью что-то продать. На все прочие темы Коробочка говорить не может, мозг ее работает узконаправленно, примитивно.
- Еще один пример любостяжания, приводящего к лживости, стремлению обманывать ради наживы – это герой романа Собакевич. Он игрок, душа которого давно стала злобной и хитрой. Герой обманывает всякого, кто встречается у него на пути. Если играет, то нечестно; если что-то рассказывает, врет на ходу. Ему и самому неведомо, зачем он лжет на каждом шагу. Собакевич делает это автоматически.
Гоголь разложил по полочкам для нас, читателей, образы любостяжателей: скупердяев, лжецов и чревоугодников. В его ряду есть еще незабываемый Чичиков – главный герой романа, который воплощал в жизнь непревзойденную по своей наглости аферу – скупал "мертвые души". Это еще один вид любостяжания, когда под прикрытием "благих намерений" решаются вопросы собственной выгоды.
Что объединяет литературных героев
В любой разновидности любостяжания, описанных Н.В. Гоголем, есть одна общая черта –потеря человеческого облика. Трансформация личности в подобие людей. Но самое главное – их души являются "мертвыми". Именно это хотел передать классик потомкам.
Если оглянуться, то можно увидеть в современном мире чичиковых, плюшкиных, коробочек или собакевичей. Они реальны, осязаемы, их видно и слышно рядом с нами и с экранов телевизоров. Среди любостяжателей существуют экземпляры, вобравшие в себя несколько описанных образов.
Гобсек
Оноре де Бальзак сделал бессмертным образ Гобсека – еще один классический пример любостяжания и скопидомства. На примере главного героя мы видим, как могут быть погублены природные таланты, честность, благородство из-за стяжательства и наживы.
Гобсек – состоятельный ростовщик, накопивший миллионы. Жадность его такова, что он ведет очень скромный образ жизни, отказывая себе во всем. Он исключил из жизни родных людей только лишь для того, чтобы не делиться с ними богатством. Все мысли поглощены исключительно наживой. Герой отрешен от Бога и от земных желаний, он страшен и зловещ.
По сути, так человек стал одержимым "стражем" накопленного богатства. Душа его мертва, а золото Гобсек считает единственным надежным "земным благом", к которому стоит стремиться. Так, в своем произведении Оноре де Бальзак показал губительную мощь денег и показал свое понимание того, что означает слово "любостяжание".
"Иудушка" Головлев
Ярчайшим примером любостяжателя в русской литературе является Порфирий Головлев в произведении Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". Прозвище "Иудушка" ему дано не случайно, оно намекает на личностные качества героя произведения. У Порфирия были и другие прозвища: "Крапивушка", "Кровопивец".
Ради стяжательства и наживы Порфирий Головлев с детства притворялся и подстраивался под обстоятельства. Был услужлив с властной маменькой и доносил на родных братьев. Еще с малых лет он "примирялся" к будущей наживе, а когда повзрослел – суметь обобрать родных братьев и сделать приживалкой собственную мать. И своих детей Иудушка не пощадил: не помог деньгами, отказался, выбросил из своей жизни.
Цинизм, бессердечие, лицемерие, лживость, сребролюбие – качества, которыми наделил Иудушку Салтыков-Щедрин. Писатель в свойственной ему манере, язвительно и остро описал человеческий порок – грех любостяжательства.
Мифы и высказывания великих людей
Из Древней Греции до нас дошел миф о царе с ослиными ушами – Мидасе. Правитель однажды оказал небольшую услугу Дионисию, древнегреческому богу, и взамен возжелал, чтобы любой предмет, к которому прикоснется Мидас, был тут же превращен в золото. Такое желание стало проклятием алчного человека. Царь даже свою еду превращал в драгоценный металл, а в итоге едва не умер. Проклятие было снято с огромным трудом.
Этот миф доносит до нас мысль о том, как любостяжание способно погубить человека.
Философ Сократ говорил, что можно назвать настоящим богатством не наличие множества вещей или денег, а способность обходиться без такого же количества оных. Но понимать и воплощать эту идею – участь лишь высоко духовных, нравственных людей.
Похожие статьи
- Зачем Чичиков скупал мертвые души? Предприниматель или аферист
- Наложница – это женщина, которая существовала во времена рабства
- Подготовка к исповеди. Список грехов для исповеди
- Богатство - это что такое? Значение слова
- Что означает крылатая фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад»?
- Зол - что такое (значение и факты)
- Что такое честолюбие? Значение слова