Малочисленные народы России: статус, права, проблемы
Российская Федерация включает в себя немалое количество самых различных народов - по подсчетам специалистов, около 780 групп. Так называемые малочисленные народы России проживают на северной территории, пролегающей вдоль 30 регионов страны. Если суммировать их численность, то их окажется не так уж и много: чуть больше четверти миллиона. По состоянию на 2010 год в нашем государстве проживает порядка 45 групп коренного типа. В этой статье будет подробно рассказано про особенности проживания, юридические полномочия, проблемы и правовой статус малочисленных народов России.
Что представляют собой российские малочисленные народы?
Малыми специалисты называют небольшие этнические общности, сохраняющие свои традиции, обычаи и культурные особенности проживания. Проблема жизнедеятельности малых народов поднимается не только на общероссийском, но и на мировом уровне. Так, в 1993 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в соответствии с которой малочисленным и коренным общинам должно уделяться особое внимание. Россия тогда не осталась в стороне: Конституция 1993 года провозгласила принцип гарантии прав и свобод, как для обычных граждан, так и для коренных представителей страны. На конституционном уровне закрепление прав коренных жителей является неотъемлемым элементом в системе защиты и поддержки демократического государственного развития.
Почему проблеме существования малочисленных народов России в последнее время уделяется особое внимание? Ответ на этот вопрос кроется в истории. Дело в том, что еще в начале XX века некоторые народы нашего государства столкнулись с целым рядом проблем: экономических, демографических, социальных и, конечно же, культурных. Произошло это, как не сложно догадаться, из-за глубочайших государственных перемен: революций, репрессий, гражданской и Великой Отечественной войны и т. д. В начале же 90-х годов остро встал вопрос о сохранении оставшихся коренных и малочисленных народов России.
Надо сказать, что этносы малочисленного типа играют не последнюю роль в культурном развитии страны. Более того, они являются неотъемлемой частью многонационального народа России, выступают в качестве самостоятельного фактора, благодаря которому происходит возрождение некогда великой российской государственности. Так в чем же заключается политика нынешних властей по отношению к малочисленным народам России? Об этом будет рассказано далее.
Правовая основа существования коренных народов в РФ
Юридическое закрепление статуса тех или иных этносов - явление далеко не новое. Еще в начале XIX века в Российской Империи существовал специальный Устав о жизни инородцев, датировавшийся 1822 годом. В этом документе коренным жителям тех или иных территорий России гарантировались права на самоуправление, землю, культурную самобытность и т. д. В советское время продолжалась похожая политика, однако места расселения национальных меньшинств стали безжалостно делиться. Переселение с места на место, а также принцип патернализма (диктата поведенческих норм) сыграли с малыми народами злую шутку: вековые традиции и обычаи понемногу стали исчезать.
Проблема была обнаружена в 90-е годы. Дабы не допустить дальнейшего ускорения процессов удаления языковых и культурных особенностей среди коренных и малочисленных народов России, был закреплен ряд юридических норм, провозглашающих принцип самобытности и сохранения традиционной культуры среди этносов коренного типа.
Первый и самый важный источник это, конечно же, российская Конституция. Здесь стоит выделить статью 72, в которой говорится о совместном регулировании прав и свобод национальных меньшинств регионами и федерацией. В статьях 20 и 28 говорится о возможности указывать свою национальную принадлежность. Во многих федеральных законах и прочих нормативных актах закрепляется принцип равноправия различных этнических групп. Стоит выделить ФЗ "Об основных избирательных правах граждан", ФЗ "О языках в РФ" и многие другие законы.
Конституционный суд РФ является основным государственным органом в стране, в чьи обязанности входит правовая защита малочисленных народов. Эта же инстанция устанавливает для этнических групп специальные гарантии и права, о которых будет рассказано далее.
О льготах и гарантиях для малочисленных народов России
Что гарантируют этническим меньшинствам российские федеральные законы? Если речь идет о политической сфере, то выделить здесь стоит отдельные юридические предпосылки для широкого участия народов коренного типа в работе государственных органов РФ и инстанциях местного самоуправления. Каким образом это работает? Согласно ФЗ "Об избирательных правах граждан" должны быть установлены специальные квоты представительства во властных органах. Происходить это должно за счет формирования избирательных округов, куда входило бы меньшее количество людей, чем установлено в законе. Избирательные округи могут касаться отдельных национальных поселений, этнических объединений, племен и т. д.
Следующая сфера, в которой возможны льготные права коренных малочисленных народов России - это экономика. В этой области должны применяться методы по качественному развитию хозяйственной деятельности традиционного типа. Должны приниматься меры по созданию особых территорий, в которых была бы возможность использовать традиционные методы природопользования. Не стоит забывать и о бюджетных ассигнованиях, направленных на поддержку народных промыслов. Со строгим учетом интересов коренных народов могут подлежать приватизации производственные предприятия. При этом налогообложение таких предприятий будет осуществляться с учетом возможных льгот и дотаций.
Наконец, льготные права малочисленных народов России можно осуществлять и в социально-культурной области. Здесь стоит рассказать о принятии условий по сохранению духовных и культурных основ того или иного коренного народа. Этнические средства массовой информации, соответствующий язык и литература должны всячески поддерживаться со стороны государственных властей. Необходимо периодически проводить научные исследования культурных сфер малочисленных народов.
Международное право о малочисленных народах
Национальная правовая основа, содержащая в себе нормы о защите правового статуса коренных малочисленных народов России, базируется на принципах, установленных международным правом. Иначе говоря, российское право не должно противоречить международным юридическим нормам. Это правило закрепляется и в отечественной Конституции 1993 года.
Все нормативные акты международного характера, гласящие о проблемах малочисленных народов земли, можно поделить на три основные группы. В первую такую группу входят документы, носящие рекомендательный характер. Что это означает? Если вкратце, то Декларация о языковых меньшинствах, Венская (1989 год), Парижская (1990 год), Женевская (1991 год) и многие другие документы декларативного характера направлены на стимулирование благоприятного отношения к этническим меньшинствам.
Вторая группа включает в себя документацию, целью которой является оказание идеологического и культурного влияния на правовую систему того или иного государства. Например, Конвенция № 169 гласит о племенных народах, Конвенция СНГ от 1994 года о реализации качественной защиты прав меньшинств и т. д. Особенностью представленной группы является игнорирование Россией содержащейся в ней документации. Составляет ли это группу проблем коренных малочисленных народов России? Скорее всего, нет. Ведь существует третья группа, в которую входят юридически обязательные для любого государства документы.
Последнюю составляют международные документы, призванные защищать национальные меньшинства от различного рода дискриминационных и принижающих их достоинство моментов. Так, существует Пакт о политических и гражданских правах 1965 года, Европейская конвенция о защите прав и свобод человека 1950 года и многие другие документы, обязательные для исполнения российским государством.
Права и свободы российских малочисленных народов
На сегодняшний день в России действует Федеральный закон № 256-ФЗ "О гарантиях прав коренных народов России" от 1999 года. В статье 8 представленного нормативного акта сообщается о правах этнических меньшинств. Что именно здесь стоит выделить?
Народы малочисленного типа, а также их объединения должны всячески поддерживаться государственной властью. Необходимо это для защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, различного рода промыслов и хозяйствования. Именно поэтому такие народы имеют право на пользование в местах своего обитания полезными ископаемыми, почвами, животными и растительными организмами.
Предоставляется оно, конечно же, на безвозмездной основе. Однако это далеко не единственное право народов рассматриваемого типа. Здесь также стоит выделить:
- право на участие в осуществлении контроля над использованием собственных земель;
- возможность осуществлять контрольно-надзорную деятельность за исполнением федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации;
- право на постройку и реконструкцию хозяйственных, бытовых и производственных объектов;
- возможность своевременно получать от Российской Федерации денежные средства или материальное довольствие, необходимое для культурного или социально-экономического развития народов;
- право на участие в осуществлении государственной власти или органов местного самоуправления - напрямую или через уполномоченных представителей;
- возможность делегировать своих представителей во властные инстанции;
- право на возмещение убытков, которые были причинены в результате ущерба природной среде обитания;
- право на получения от государства помощи в виде реформирования той или иной социальной сферы.
Это, конечно же, далеко не все возможности, которые закрепляет закон. Здесь также стоит выделить замену военной службы альтернативной гражданской, возможность создавать особенные самоуправленческие инстанции, право на осуществление судебной защиты и т. д. Надо сказать, что все представленные права составляют юридический статус малочисленных народов России.
Проблемы малочисленных российских народов
Прежде чем приступить к рассказу об особенностях жизнедеятельности самых известных коренных этносов нашего государства, стоит обозначить основные проблемы, с которыми этим этносам часто приходится сталкиваться.
Первая и, наверное, самая важная проблема - это идентификация национальных меньшинств. Процесс идентификации может быть групповым и индивидуальным. Трудности возникают при поиске соответствующих критериев и процедур. Вторая проблема касается прав меньшинств. Как известно, коренным народам требуются особенные права. Для этого необходимо качественно определить условия, при которых реализация специальных прав была бы возможной. Трудности могут возникнуть при обеспечении адресности и правильного применения прав в частных или публичных юридических сферах.
Третьей проблемой коренных малочисленных народов Севера России можно называть трудность самоопределения таких этносов. Дело в том, что в этой области существуют проблемы целесообразности формирования территориальных образований, наделения правами или построения гарантий этих прав. Отсюда вытекает и еще одна проблема, тесно связанная с системой правового регулирования и защищенности. Здесь крайне актуальны вопросы соотношения начал регионального и федерального уровня, заключения договоров между этносами, применения обычного права и т. д. Кстати, проблема государственного управления по делам малочисленных народов РФ также стоит довольно остро. Если речь идет об уровнях соответствующих государственных инстанций, о делегировании полномочий инстанций местного самоуправления, то здесь могут возникнуть некоторые трудности организационного характера.
Стоит также выделить проблему статуса общественных организаций национальных меньшинств. Дело в том, что подобным организациям можно было бы предоставить довольно большие и объемные права, касающиеся избирательного процесса, защиты интересов, контроля над выполнением полномочий и т. д. Трудности здесь могут возникать, опять-таки, при вопросе о целесообразности подобного рода действий.
Влияние на культуру малочисленных народов
В различных международных договорах и национальных нормативных актах устанавливаются правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Касаются они и многовековых культурных традиций того или иного народа. Все-таки, советские времена не лучшим образом сказались на отдельных малочисленных народах. Так, стоит обратить внимание на ижорцев, коих в период с 1930 по 1950 годы поубавилось в несколько раз. А ведь это только единичный пример. Государственный патернализм, выбранный в качестве приоритетного вектора культурного развития в советское время, очень плохо сказался почти на всех самобытных народах России. Надо сказать, что некая форма патернализма присутствует и сегодня, вопреки всем установленным законам и правилам. И это еще одна проблема малочисленных народов России, на которую стоило бы обратить пристальное внимание.
Все дело в том, что во многих народах Севера идет непримиримая борьба с шаманизмом. При этом именно шаманизм оказывает наибольшее влияние на традиции и культуру национальных меньшинств. Способствует борьбе в какой-то мере и всероссийская клирикализация. Так, в республике Саха местной православной епархией была поставлена задача по полнейшему искоренению язычества на близлежащих территориях. Безусловно, можно ссылаться на историю, ведь подобная борьба велась еще во времена царской России. Но так ли это хорошо сегодня? В условиях сохранения светскости и приоритета культурных обычаев подобные действия церкви должны расцениваться как силовое давление на традиции тех или иных народов.
Список малочисленных народов России
От Кольского полуострова, расположенного в Мурманской области, вплоть до дальневосточных регионов расположено множество самых различных национальных меньшинств. Список малочисленных народов России хоть и установлен довольно давно, но, тем не менее, время от времени дополняется. Стоит назвать самые известные национальные меньшинства России:
- Республика Карелия и Ленинградская область: вепсы, ижорцы, водь и кумадинцы;
- Камчатка: алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвенки, эвены и эскимосы;
- Красноярская область и Якутия: долганы, нганасаны, ненцы, селькупы, телеуты, энцы;
- Саха и Магаданская область: юкагиры, чуванцы, ламуты, орочи, коряки.
Естественно, список не полный. Он может постоянно дополняться, ведь одни народы все еще обнаруживаются, а другие и вовсе "вымирают". Описание малочисленных народов Севера России будет представлено далее.
О самом крупном и самом малочисленном народах Севера России
Список малочисленных народов РФ постоянно пополняется. Связано это с открытием новых, доселе неизвестных поселений. Например, не так давно статус этнического меньшинства приобрела группа водь, состоящая всего из 82 человек. К слову, именно водь является самым малочисленным народом России. Проживает этот этнос в Ленинградской области, а потому входит в финно-угорскую группу. Говорят представители водь на эстонском наречии. До сих пор основным занятием этого народа является земледелие, ремесленничество и лесной промысел. На данный момент водь занимается поставкой продукции в столицу Ленинградской области. Надо сказать, что распространение православия и множественные смешанные браки заметно повлияли на рассматриваемую национальную группу. Выразилось это в практически полной утере национального языка и многовековой культуры.
Стоит чуть более подробно рассказать про остальные малочисленные народы Севера России. Так, в противовес самому небольшому народу малочисленного типа, существует и самый крупный. На данный момент это группа карелов. На территории Выборгской и Ленинградской областей их насчитывается порядка 92 тыс. человек. Карельский этнос сформировался к началу 13-го века. Удивительным кажется тот факт, что массовое крещение на новгородской территории практически никак не повлияло на культуру карелов. В этой группе мало кто понимал русский язык, а потому пропаганда православия не коснулась столь самобытной группы и не смогла повлиять на традиции этого народа. Основным занятием карелов является рыболовство и оленеводство. На сегодняшний день в Карельской республике хорошо развита промышленность деревообрабатывающего типа.
Народы Чукотки
Многим известно, что именно на территории Чукотского автономного округа проживает наибольшее количество национальных меньшинств. Чуванцев, например, насчитывается порядка полутора тысяч человек. Это арктическая раса большой монголоидной группы. Большинство представителей чуванцев говорит на чукотском языке с небольшим русским диалектом. Еще одна такая группа известна всем россиянам: это чукчи. Насчитывается их около 15 тыс. человек. Проживают чукчи в Якутии.
Всего на Чукотке проживает порядка 90 тыс. человек. Хотя еще 30 лет назад эта цифра бала гораздо больше. В чем же причина? Почему с начала 90-х годов представителей национальных меньшинств заметно поубавилось? Затрудняются ответить на этот вопрос даже самые видные специалисты. Ведь похожая ситуация происходит и на Камчатке, где от 472 тыс. человек по состоянию на 1991 год осталось сегодня только 200 тыс. Возможно, все дело в урбанизации, хотя статистика не дает каких-то высоких показателей в этой области. Справедливости ради надо отметить, что проблемы решаются при помощи проведения качественной политики по сохранению малых народов России.
Похожие статьи
- Коренные малочисленные народы Севера: описание, культура и интересные факты
- Этнический состав населения России. Сколько народов проживает на территории России
- Национальности Дагестана: особенности, список и интересные факты
- Народы Красноярского края: история, традиции, особенности
- Традиции и обычаи якутов. Якутские песни. Якутская свадьба. Якутский костюм
- Народы России: список ста шестидесяти восьми
- Население Хабаровского края: численность, плотность, этнический состав