Тайны рисунков на плато Наска
В перуанской пустыне примерно в 300 км к югу от Лимы, между долинами Инка и Наска, расположена равнина. На ней, на участке протяженностью 60 км и шириной 1,5 км, можно увидеть совершенно прямые линии, многие из которых параллельны друг другу, а другие пересекаются, образуя грандиозные геометрические фигуры. Внутри и вокруг них просматриваются трапецеидальные зоны, странные символы и изображения птиц и зверей, выполненные в гигантском масштабе. Их можно увидеть только с высоты.
Рисунки на плато Наска (фото размещены далее в статье) разделяют на две категории: биоморфы и геоглифы. Первые составляют около 70 животных и растений, в число которых входит паук, колибри, обезьяна и пеликан длиной 300 м. Биоморфы сгруппированы на одном участке равнины. Некоторые археологи считают, что они были созданы в 200 г. до н. э. (примерно за 500 лет до геоглифов). На равнине около 800 линий и 300 геометрических фигур (в т. ч. треугольников, спиралей, кругов и трапеций). Их размеры довольно внушительные. Самая длинная прямая простирается на 15 км.
Координаты плато Наска – 14°43′00″ южной широты и 75°08′00″ западной долготы.
Открытие и значение
Рисунки плато Наска в Перу были обнаружены местным археологом Торибио Меджиа Хессепом еще в 1927 году во время восхождения на окружающие предгорья. Поскольку их сложно увидеть с поверхности земли, о них было практически ничего не известно до 1930-х годов, когда здесь была проведена аэроразведка источников воды. Равнина, пересеченная гигантскими линиями со множеством образованных прямоугольников, имеет поразительное сходство с современным аэропортом.
Швейцарский писатель Эрих фон Даникен даже предположил, что они были построены для удобства посадки кораблей древних космических пришельцев. Но, как бы ни была соблазнительной эта теория, плато Наска покрыто рыхлым каменистым грунтом, который не подходит для посадки ни самолета, ни летающей тарелки.
Астрономическая обсерватория?
Так как же появились эти загадочные линии? Американский исследователь Пол Косок, совершивший свой первый визит на плато Наска в 1940-х годах, предположил, что они имели астрономическое предназначение и что равнина действовала как гигантская обсерватория. Он назвал их «самой большой астрономической книгой в мире». Джеральд Хокинс, американский астроном, проверил эту теорию в 1968 году, заложив положение объектов на плато в компьютер и подсчитав, сколько из них совпадает с важными астрономическими событиями. Ученый показал, что количество линий, которые имеют астрономическое значение, примерно соответствует случайному совпадению. По этой причине данное предположение также является маловероятным.
За Коском последовала немка Мария Райхе, которая изучала глифы в течение 40 лет и упорно отстаивала свои теории об их астрономическом и календарном назначении. Она в одиночку боролась за сохранение плато Наска и даже жила в маленьком домике около пустыни, чтобы лично защищать изображения от безрассудных посетителей.
Объекты культа?
Одна из лучших теорий, объясняющая тайны рисунков на плато Наска, принадлежит английскому исследователю Тони Моррисону. Изучая старые народные обычаи жителей Анд, он обнаружил традицию проводить крестный ход по местам, связанным прямыми дорожками. Верующие ходят от одного места к другому, молясь и медитируя. Часто это просто небольшие груды камней. Моррисон предположил, что линии плато Наска схожи по назначению, но имеют более широкие масштабы. Символы, возможно, также служили специальными местами проведения религиозных церемоний.
Создание геоглифов требовало усилий всего сообщества в течение многих веков, что указывает на высокую значимость плато. Подобно пирамидам, гигантским статуям и другому монументальному искусству, рисунки Наска говорят о постоянстве. Они заявляют: мы здесь и мы не движемся. Это не кочевники, не охотники и не собиратели. Это сельскохозяйственное общество. Разумеется, донаучное, которое обращалось к магии и суевериям (т. е. религии) за помощью в выращивании посевов. Народ культуры Наска обладал знаниями об орошении, посадках, сборе и распределении урожая. Но погода была изменчивой. Все могло идти гладко в течение многих лет или даже столетий, а затем за одно поколение целые общины вынуждены были покидать страну из-за продолжительной засухи, наводнений, приливов, извержений вулканов, землетрясений, пожаров или чего-то еще.
Являлось ли плато местом поклонения? Было ли оно Меккой Наска, местом паломничества? Являлись ли изображения частью ритуалов, направленных на умиротворение богов, или просьбой о плодородии, о погоде или об источниках воды? То, что фигуры нельзя увидеть с земли, а только с неба, возможно, не имело большого значения для религиозных или магических целей. В любом случае изображения на плато Наска украшают керамику, найденную в соседних захоронениях, и по кладбищам видно, что индейцы были озабочены смертью. Мумифицированные останки разбросаны по всей пустыне. Было ли это место ритуалов, целью которых являлось бессмертие мертвых? Мы не знаем, но если эта тайна когда-либо будет выяснена, то это сделают серьезные ученые, а не псевдонаучные спекулянты, подтасовывающие данные, чтобы они соответствовали их внеземным измышлениям.
Кто это сделал?
Индейцы Наска были древней доисторической культурой, которая успешно использовала инженерные приемы для выведения подземных вод на поверхность с целью орошения посевов. Некоторые из теорий о целях геоглифов связывают их с потребностью в воде. Одно из крупнейших поселений, Кахуачи, является местом проведения церемоний, которое выходит на некоторые из линий. На нем размещены более 40 курганов, включая пирамиды, сделанные из глины.
Строительство линий
Как они были построены? Линии, по-видимому, были образованы благодаря тому, что с поверхности пустыни был убран 10–30-см слой красноватой, покрытой оксидом железа гальки, под которой находится песок белого цвета. В других климатических условиях ветер, дождь и эрозия стерли бы следы рисунков в течение нескольких лет. Однако на плато Наска линии сохранились, потому что это безветренное, сухое и изолированное место.
Древние воздухоплаватели?
Писатель Джим Вудман считает, что линии и фигуры не могли быть сделаны без руководства работами с воздуха, так как с уровня земли увидеть ничего нельзя. По его мнению, невозможно увидеть результат ниоткуда, кроме как сверху. Писатель не верит в то, что титанические усилия строителей могли быть реализованы без реальной возможности увидеть плоды их труда. Вудман предположил, что для осмотра места работ использовались древние воздушные шары. Чтобы доказать свою гипотезу, он построил летательный аппарат из материалов, которые могли быть доступны народу культуры Наска. Писатель совершил успешный полет, который длился всего 2 минуты. Однако большинство исследователей скептически относятся к выводам Вудмана, поскольку среди археологических находок нет доказательств в виде каких-либо конструкций или свидетельств о полетах на воздушных шарах.
Как были сделаны геоглифы?
Более вероятно, что народ культуры Наска использовал простые методы. Прямые можно без труда прокладывать на большие расстояния с помощью несложных инструментов. Двух деревянных шестов на концах отрезка достаточно для направления третьего. Один человек, находящийся на одной линии с первыми двумя шестами, может инструктировать второго о том, где следует разместить третий. Это можно повторять столько раз, сколько необходимо, чтобы провести почти идеальную прямую многокилометровой длины. Доказательством использования именно этого метода являются остатки шестов, найденные на концах некоторых линий.
Изображения на плато Наска, вероятно, были созданы делением небольшого эскиза фигуры на квадраты с последующим их переносом в полном масштабе. Поверхность пустыни была размечена сеткой, а затем работы велись в каждом отдельном квадрате по очереди.
Связь с водой?
Недавно исследователи Дэвид Джонсон и Стив Маби выдвинули теорию о том, что геоглифы могут быть связаны с водой. Плато Наска является одним из самых сухих мест на Земле – в среднем здесь выпадает 4 мм осадков в год. Джонсон, изучая источники воды в регионе, заметил, что древние акведуки «пукиос» связаны с некоторыми линиями. Он предположил, что фигуры представляют собой гигантскую карту подземных источников воды. Маби работает над сбором доказательств, которые могли бы подтвердить эту теорию.
Исследование снимков плато Наска со спутника позволило ученым Национального научного совета в Риме предположить, что у них появилась хорошая гипотеза происхождения таинственных линий, тоже связанная с самым драгоценным ресурсом в пустыне. По их мнению, индейцы умели использовать подземные источники воды для орошения и строить акведуки для ведения сельского хозяйства, таким образом превращая пустыню в сад. Фото плато Наска со спутника использовались для исследования необычных структур, найденных вблизи линий, – спиралевидных углублений, называемых «пукиос». Это позволило ученым заглянуть под поверхность земли, определить подземные каналы, связывающие эти объекты, и понять, что они являются частью разветвленной древней системы акведуков. По ним вода поступала в регион, где жили и занимались сельским хозяйством индейцы культуры Наска. Отчасти напор создавался благодаря спиралевидным углублениям, которые при ветре направляли воздушные потоки в подземные каналы. Это не противоречит тому, что рисунки рассматриваются как церемониальные и связываются с водой. Поскольку близлежащие структуры представляют собой часть сложной системы водоснабжения, ритуальные изображения могли обозначать местонахождение источника и выражать благодарность за него. По мнению исследователей, пукиос и геоглифы плато Наска имеют одно назначение, поскольку вода требовалась для выживания в условиях пустыни. А изображения были благодарностью богам за это.
Некоторые до сих пор не удовлетворены этим объяснением тайны плато Наска и считают рисунки посланиями, отправленными древним инопланетянам, или предполагают изобретение индейцами воздушных шаров для обзора своей работы. Но эти теории пытаются объяснить древнюю загадку с современной точки зрения. Если рисунки оценивать только по тому, что они видны с высоты, то все заканчивается попытками выяснить, как это было возможно. Но если понять отношение фигур на плато Наска к источникам воды, геоглифы начинают казаться не такими уж невозможными.
Другие ученые более скептичны, но признают, что в регионе, где поиск воды жизненно важен для выживания, вполне может быть какая-то связь между церемониальным назначением линий и водой. Йохан Рейнхард, антрополог Национального географического общества, обнаружил, что жители Боливии крестные ходы совершают от одного места к другому по прямым дорожкам, молясь и танцуя под дождем. Нечто подобное могло совершаться и с древними рисунками Наска.
Человеческие жертвоприношения
Недавно найденные останки без головы позволяют сделать предположение, что народ Наска во время религиозных церемоний совершал человеческие жертвоприношения. По словам исследовательницы из Техасского государственного университета, обезглавливание было частью ритуалов, целью которых было устранение страхов и призыв предков для обеспечения плодородия и сохранения рода. Отсечение головы Ла-Тизы, по-видимому, было частью ритуала, связанного с обеспечением хорошего урожая и продолжением жизни сообщества. Найденные останки – одно из 8 обезглавленных тел, обнаруженных в районе плато Наска. Рядом с останками был обнаружен керамический сосуд с изображением головы. На рисунке из головы растет дерево, на котором, в свою очередь, растут глаза. Это, по всей видимости, свидетельствует о том, что жертвоприношение являлось частью церемонии плодородия.
Что произошло с головами жертв? Известно, что индейцы культуры Наска собирали «трофейные головы». Они удаляли мозг и мягкие ткани из черепов, сшивали губы иголками кактуса и во лбу сверлили отверстие, чтобы сделать петлю из тканой веревки. Затем головы развешивали на веревках для обозрения. Первоначально они считались военными трофеями, отнятыми у далеких племен, но анализ ДНК показал, что головы отсекались у представителей культуры Наска, предположительно по религиозным мотивам.
Другие южноамериканские линии и фигуры
Видимые со спутника рисунки на плато Наска – не единственные геоглифы в Южной Америке. В 1400 км южнее находится самая большая человеческая фигура в мире, выложенная на склоне Одиночной горы в Чили. Гигант Атакама имеет 120 м в высоту и окружен линиями, напоминающими геоглифы Наска. Вдоль Тихоокеанского побережья в предгорьях Анд высечена фигура, напоминающая гигантский канделябр. Дальше на юг Сьерра-Пинтада (по-испански – «окрашенная гора») покрыта обширными картинами, в т. ч. спиралями, кругами, воинами и кондорами. Археологи полагают, что эти изображения, хорошо видимые с земли, служили ориентирами для инков-торговцев.
Похожие статьи
- Остров Патмос, Горный Алтай: описание, как доехать
- Аркаим (Челябинская область): как доехать на машине?
- Что такое географические координаты
- География: где находится Перу
- Горнолыжные курорты Лагонаки: особенности, описание и отзывы
- Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму: описание, история, экскурсии
- Самый большой полуостров в мире: описание, особенности и интересные факты