Корабль "Олимпик" (Olympic): история создания, описание, характеристики. Трансатлантический лайнер компании White Star Line
Крупнейшая в свое время судоходная компания White Star Line в начале XX века построила три корабля класса «Олимпик», почти полностью идентичных друг другу. Все корабли этого класса отличались гигантскими размерами и великолепием. Первым из трех был «Олимпик». Он пережил своих братьев-близнецов («Титаник» и «Британник») на несколько десятков лет. Интерес к истории трансатлантического лайнера «Олимпик» не ослабевает и в настоящее время. О нем мы подробно расскажем в статье.
Предыстория создания лайнера «Олимпик»
Корабль «Олимпик», как и его братья по одноименному классу, были задуманы и построены с единственной целью – утереть нос конкурентам и завоевать переходящий приз, который присуждался за рекордную скорость при пересечении Северной Атлантики.
«Голубую ленту Атлантики» в 1897 году за скорость в 22,5 узла присудили новому германскому быстроходному лайнеру Kaiser Wilhelm der Grosse. А самый большой в те времена трансатлантический лайнер Celtic был собственностью компании White Star Line, единственным достойным конкурентом которой являлась компания Cunard Line.
Из-за недостатка в финансах Cunard Line обращается к Правительству Британии за ссудой для строительства двух новых быстроходных лайнеров. Деньги были выделены, но с условием, что построенные с их помощью суда переоборудуют в военные крейсеры, в случае если начнется война. Лайнеры «Лузитания» и «Мавритания» стали самыми большими и быстрыми кораблями на тот момент.
Новый владелец White Star Line (американская компания IMM, которую возглавлял Пирпонт Морган) был намерен создать монополию на Североатлантическом пути.
Однако приобретение еще и компании Cunard Line оказалось невозможным, так как ее финансировало Правительство Британии.Особенности проектирования «Олимпика», характеристики
У компании White Star Line на строительство всех ее кораблей был заключен договор с судостроительной верфью Harland and Wolff, которая находилась в Северной Ирландии, городе Белфасте.
Большие корабли «Титаник», «Британик» и «Олимпик» задумывались как самые роскошные и безопасные суда Атлантики, обладающие превосходящей быстроходностью и огромными размерами.
Тоннаж каждого судна должен был превысить тоннаж «Мавритании» самое меньшее на 15000 тонн. Чтобы такая махина могла развить скорость, достаточную для завоевания «Голубой ленты Атлантики», необходимо было изрядно потратиться на мощные двигатели.Изначально планировалось построить обеденный зал как главную достопримечательность корабля. И сделать так, чтобы он охватывал все три палубы. Но потом изюминкой лайнера все же стала центральная лестница первого класса.
Корабль «Олимпик» спущен на воду в 1910 году, 20 октября. И уже 14 июня 1911 года он был введен в эксплуатацию.
Судно «Олимпик» имело следующие основные характеристики:
- Водоизмещение - изначально 45,324 брт (БРТ- брутто-регистровая тонна = 100 кубических футов). В 1913 году усовершенствован до 46 358 тонн, а в 1920 году - до 46 439 тонн.
- Длина судна – 268,8 м.
- Ширина корабля – 28,19 м.
- Высота лайнера– 18,4 м.
- Осадка – 10,54 м.
- Двигатели – 24 шеститопочных двухсторонних, 5 трехтопочных односторонних паровых котла Скотча. Одна низкого давления турбина для центрального винта (18000 л. с.). Два возвратно-поступательных двигателя тройного расширения, четырехцилиндровых для крайних боковых винтов (16000 л. с.).
- Мощность судна – 50000 лошадиных сил.
- Скорость хода у «Олимпика» - 23 узла при максимальной скорости в 25 узлов.
- Необходимый экипаж – 860 человек.
- Судно вмещало 2435 пассажиров.
Описание интерьера
Корабль «Олимпик» использовался для рекламной кампании. Поэтому сразу после спуска на воду его корпус был выкрашен в белый цвет, чтобы судно смотрелось наиболее выигрышно на рекламных фото. Впоследствии корабль был перекрашен и стал черным.
Интерьер «Олимпика» отличался изяществом. Английская сдержанность и простота стиля говорили о роскоши и вкусе. Обеденный зал первого класса с отделкой в стиле династии Стюартов считался самым большим помещением корабля. Он был растянут на всю ширину лайнера, вмещал в себя одновременно 532 посетителя.
Роскошь курительной комнаты первого класса являлась еще одной достопримечательностью «Олимпика». Столы для карточных игр были обтянуты зеленым бархатом, удобство кресел не вызывало сомнений, а исполнение интерьера в темных тонах имело обволакивающий и расслабляющий эффект.
Для прогулок пассажиров первого класса предназначалась шлюпочная палуба и застекленный променад, находящийся на палубе В. Для развлечений им предоставлялись также бассейн, корт для сквоша, гимнастический зал и турецкие бани. А для удобства перемещений на судне работал лифт.
Помещения второго класса на «Олимпике» вполне могли сойти за первый класс на других кораблях. Столовая здесь была отделана в раннем английском стиле и имела вместимость до 400 гостей одновременно. Комфортные каюты второго класса выглядели весьма достойно. Пассажиры могли прогуливаться по шлюпочной палубе вместе с гостями из первого класса, а также для этих целей им предоставлялась кормовая часть палубы В.
Для пассажиров третьего класса предоставлялись отдельные каюты на четырех человек. В корме (на палубе С) находилась просторная курительная и удобный общий зал.
Досадные происшествия
Трансатлантический лайнер «Олимпик» прожил долгую корабельную жизнь, в отличие от своих невезучих братьев. Однако судьба корабля не была безоблачной.
Первая неприятность случилась в Нью-Йорке в 1911 году. Тогда буксир, весивший 187 тонн, затянуло под «Олимпик». Во время этого происшествия лайнер получил несколько незначительных царапин, а портовый буксир надолго встал на ремонт.
Было и постановочное происшествие с забытыми одним из пассажиров очками. Это произошло, когда корабль возвращался из Нью-Йорка в Британию впервые. Посылка с новыми очками, сброшенная с самолета, не попала на корабль, а пролетела мимо прямиком в воду.
Самая крупная неприятность случилась 20 сентября 1911 года, когда крейсер «Хоук» врезался в корму «Олимпика». Лайнер получил пробоину в 14 метров и долго стоял на ремонте. «Хоук» со сплющенным носом также был поставлен в док для проведения ремонтных работ.
Тогда «Олимпик» был признан виновным в этом происшествии. Компании White Star Line пришлось заплатить за ремонт крейсера. Однако впоследствии этот случай вошел в учебники по судовождению, где описывалась физическая причина присасывания судов, названная эффектом Вентури. Согласно этому, виновником столкновения был крейсер «Хоук», который выполнил недопустимо опасный маневр обгона судна с корпусом большей длины и большим водоизмещением.
Гибель «Титаника»
Корабли White Star Line класса «Олимпик» отличались какой-то особенной «везучестью». С «Олимпиком» постоянно случались казусы, «Британик» подорвался на немецкой мине и затонул, а трагедия «Титаника» заставила горевать весь мир.
«Титаник» затонул по пути в Нью-Йорк, недалеко от острова Ньюфаундленд, получив серьезное повреждение корпуса корабля после столкновения с айсбергом. Крушение произошло ночью 15 апреля в 1912 году. После затопления пяти отсеков корабль пошел ко дну. Той злосчастной ночью в ледяной воде погибло 1496 человек. Выжило всего 712 пассажиров.
Получив сигнал бедствия, «Олимпик» со всей возможной скоростью поспешил на помощь. Однако он находился слишком далеко от места трагедии. Поэтому выживших пассажиров подобрало судно «Карпатия», принадлежавшее конкурентам White Star Line - компании Cunard Line.
Было принято решение, что «Карпатия» доставит выживших в Нью-Йорк. А «Олимпик» продолжил путь в Саутгемптон. Сойдя на берег 21 апреля, пассажиры и команда «Олимпика» застали страну в трауре.
Последствия гибели «Титаника» для «Олимпика»
Судно «Олимпик» после трагедии с «Титаником» встало в док в Белфасте для переоснащения корабля. Крушение выявило множество недочетов, среди которых было недостаточное количество шлюпок и сложность при их спуске на воду.
Результатом переоснащения стало:
- Замена существующих спасательных шлюпок на стандартные, надежные и деревянные лодки.
- Количество шлюпок доведено до полного набора из 64 штук, которые установлены в два ряда друг над другом на шлюпочной палубе.
- Обшивка судна усилена, а переборки подняты.
- Чтобы освободить место для шлюпок, кафе Parisien переносят на палубу В.
Корабль «Олимпик» после перестройки стал тяжелее. И звание самого большого судна досталось ему, но ненадолго. В 1913 году был спущен на воду «Император» от компании HAPAG (Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft). Это судно весило 52000 тонн.
Военная служба «Олимпика» в Средиземном море
В 1914 году началась Первая мировая война. «Олимпик» был перекрашен в серый цвет и продолжил транспортировку пассажиров и грузов до Америки и обратно, но уже с оглядкой на военное время.
Военная ситуация ухудшалась. 9 октября 1914 года «Олимпик» был призван на службу. Капитаном получен приказ следовать в Белфаст для установки орудий. По пути в док «Олимпик» призвали на помощь тонущему военному кораблю «Одишейс», который подорвался на немецкой мине и начал тонуть.
Но отбуксировать тонущий линейный корабль не удалось, ввиду серьезных повреждений руля. Команда с «Одишейса» была пересажена на «Олимпик» и «Ливерпуль». Результатом спасательной операции был только один погибший. «Одишейс» затонул.
После семи месяцев ожидания в доке «Олимпик» наконец-то был призван для обслуживания Правительства под командованием капитана Бертрама Хейса. На борту установлены три артиллерийских орудия: на баке и корме.
1 октября 1915 года, рискуя судном, капитан Хейс подобрал выживших пассажиров с потопленного французского парохода «Прованс». За этот поступок Хейс был представлен благодарными французами к медали "За спасение" и получил серьезные обвинения в родной Англии.
Военная служба «Олимпика» между Канадой и Англией
Корабль «Олимпик», находясь на военной службе, был призван в качестве транспорта между Англией и портом Галифакс в Канаде. Для этой работы окраску судна вновь поменяли, в этот раз на камуфляжную.
В 1918 году (24 апреля), возвращаясь из очередного рейса в сопровождении американских крейсеров, на «Олимпике» заметили подводную лодку, принадлежащую противнику. Капитан субмарины заметил огромный лайнер только тогда, когда с него начался обстрел.
Слишком близкое нахождение подлодки от борта «Олимпика» не позволяло достаточно опустить орудия, чтобы поразить цель. Опомнившаяся субмарина попыталась удрать, но, благодаря огромному опыту Хейса в навигации, «Олимпик» догнал противника и на предельной скорости всем своим огромным весом в 46 359 тонн протаранил легкую 800-тонную подводную лодку, которая тут же затонула, рассеченная надвое.
Военный корабль сопровождения «Дэвис», по просьбе капитана Хейса, подобрал выживших после тарана немцев. «Олимпик» вернулся домой героем с незначительными повреждениями.
Жизнь лайнера после войны
История корабля «Олимпик» не закончилась после Первой мировой. По завершении необходимой модернизации, лайнер отправился в свой первый послевоенный трансатлантический рейс до Нью-Йорка.
Знаменательным событием обратной дороги этого рейса стало присутствие на борту известного английского комика того времени Чарли Чаплина.
В марте 1924 года с «Олимпиком» случилось еще одно происшествие. Огромный лайнер отходил от пирса в Нью-Йорке. Совершая этот маневр, «Олимпик» врезался в крейсер Fort St. George, причинив ему значительные повреждения. Сам лайнер вынужден был встать на ремонт для замены обшивки на корме.
Большие корабли компании White Star Line вновь составили трио, когда место «Британника» занял трофейный «Бисмарк», переименованный в «Маджестик», с капитаном Хейсом во главе. А «Колумб», ставший «Гомериком», занял место «Титаника».
Компания White Star Line стала полностью британской в 1927 году, когда была куплена сэром Оуэном Филлипсом. А в ноябре 1933 года произошло слияние двух закадычных соперников - White Star Line и Cunard Line.
Окончание карьеры
«Олимпик» совершил 257 рейсов из Саутгемптона до Нью-Йорка и обратно. На закате карьеры (в 1934 году) недалеко от Нью-Йорка стареющий лайнер под командованием капитана Джона Бингса пережил свое последнее столкновение. На этот раз с плавучим маяком.
В условиях густого тумана на скорости в 10 узлов «Олимпик» перерезал суденышко пополам. В результате этого столкновения погибло семь человек из команды плавучего маяка «Нантакет».
Славную прожил жизнь корабль «Олимпик». Что с ним случилось, когда он состарился и не смог больше работать? Лайнер был продан сэру Джону Джервису, который тут же перепродал "старика" компании «Томас Вард и сыновья». Перед разборкой с аукциона была продана мебель и отделка. Большая часть внутреннего убранства корабля в настоящее время находится в отеле «Белый лебедь».
В октябре 1935 года корабль «Олимпик» был выведен из состава флота и разобран на металл.
Похожие статьи
- Гибель «Титаника»: хроника катастрофы, версии
- Кладбище космических кораблей в южной части Тихого океана: координаты
- Затонувшие корабли - особенности, история и интересные факты
- Экспедиционные яхты: разновидности
- Titanic 2000 ("Титаник") - ресторан (Челябинск): описание, меню, скидки
- Гебридские острова: описание, достопримечательности, интересные факты и отзывы
- Как снимали Титаник? Интересные особенности