Самоходный зерноуборочный комбайн "Нива" СК-5: описание, технические характеристики
Самоходный зерноуборочный комбайн "Нива" СК-5 – легендарный образец отечественной сельскохозяйственной машины. Первая версия комбайна сошла с конвейера более 40 лет назад, а последняя выпускается компанией «Ростсельмаш» по сей день. Сельскохозяйственная техника такого типа используется в основном небольшими фермерскими хозяйствами с малыми площадями посева, где применение высокопроизводительной техники нецелесообразно. В этой статье рассмотрим основные технические и эксплуатационные характеристики комбайна "Нива" СК-5.
История создания
Прежде чем познакомиться с устройством комбайна "Нива" СК-5, рассмотрим историю его производства. Завод «Ростсельмаш», который пользуется популярностью не только в постсоветском пространстве, но и за его пределами, ведет свою историю еще с начала двадцатого века. В далеком 1958 году завод начал производить выдающийся комбайн СК-3. Для компании данная машина стала первым самостоятельно разработанным самоходным комбайном. До этого в модельном ряду предприятия были только прицепная техника. В 1961 году с конвейера сошла стотысячная машина данной модели.
В 1962 году появилась модернизированная версия комбайна, получившая название СК-4. Она была производительнее предшественника на 25%. Комбайну "Нива" СК-4 удалось стать самой награждаемой зерноуборочной техникой в мире.
В 1973 году началось производство последней машины в линейке «Нива» - комбайна СК-5. Унифицированная конструкция комбайна позволяла использовать его как базу для узкоспециализированных машин. В дальнейшем СК-5 неоднократно модернизировался. Сегодня его выпускают под названием «Нива-Эффект».
Технические характеристики
Основные технические параметры зерноуборочного комбайна "Нива" СК-5:
- Габариты - 7,607 х 3,930 х 4,100 м.
- Масса – 7,4 т.
- Молотильный механизм – барабан (скорость вращения – 2900 оборотов в минуту).
- Объем бункера – 3 м3.
- Скорость выгрузки бункера – 40 л/с.
- Высота выгрузки бункера – 2,9 м.
- Ширина жатки – 5 м.
- Количество ножей – 64 шт.
Мотор
СК-5 оснащался пятью различными моторами. Два из них развивали мощность равную 100 л.с. (СМД-17К и СМД-18К), а еще три (СМД-19К, СМД20К и СМД21) – 120 л.с. Все моторы были дизельными, четырехтактными, четырехцилиндровыми, рядными. 120-сильные двигатели имели наддув. Воздух, прежде чем попасть в турбину, принудительно охлаждался, что позволяло более полно сжигать топливо и повысить тем самым мощность силовой установки.
Современные комбайны «Нива-Эффект» оснащаются 155-сильными мотором марки Д-260. Он отличается низким расходом топлива при высоком эксплуатационном ресурсе. Также данный двигатель имеет неплохой запас крутящего момента, обеспечивающий его надежную работу практически при любой нагрузке.
Вариатор
Комбайн имеет клиноременной привод – крутящий момент передается со шкива мотора на шкив КПП посредством клиноременной передачи с помощью вариатора. Вариатор необходим для изменения передаточного числа ременной передачи, которое осуществляется с помощью гидроцилиндра, смещающего диск ведущего блока. Управление осуществляется из кабины машиниста посредством перемещения соответствующей ручки.
Ходовая часть
Ходовая часть комбайна "Нива" СК-5 состоит из моста ведущих и управляемых колес. В мост ведущих колес входят:
- КПП.
- Муфта сцепления.
- Тормоз.
- Дифференциал.
- Пара боковых редукторов.
- Колеса.
Муфта сцепления устанавливалась на приемный шкив вала привода коробки переключения передач. Ведомый диск муфты был закреплен на валу привода и прижимался выжимным диском посредством 12 пружин. Когда сцепление выключалось, специальная муфта воздействовала на отжимные рычаги, освобождая ведомый диск.
Коробка передач комбайна была снабжена тремя валами и комплектом шестерен. На приводном валу было установлено две подвижные шестерни. Первая из них отвечала за включение первой и задней передач, а вторая – 2-й и 3-й. после включения передачи блокирующий механизм фиксировал шестерни в нужном положении.
Мост управляемых колес состоит из жесткой балки, поворотных кулаков, трапеции с гидроцилиндром и колес. С помощью шарниров и шкворней к торцам балки крепились полуоси колес. Ступицы присоединялись к ним с помощью конических подшипников.
Жатка комбайна "Нива" СК-5
Жатка предназначена для скашивания и транспортировки зерна в молотилку. Ее можно дооборудовать подборщиком, который отвечает за подбирание скошенных стеблей из валов.
Жатка состоит из:
- Корпуса с башмаками. На корпус крепятся все рабочие механизмы жатки. Сам же корпус подвешивается с помощью сферических шарниров и специальных подвесок к наклонной камере. За регулировку высоты среза отвечают башмаки. Высота может составлять 5, 10, 13 и 18 см. Давление башмаков на грунт регулируется посредством натяжных пружин и составляет от 25 до 30 кгс.
- Мотовила. Подводит и поддерживает стебли в момент срезания, а затем отправляет их к шнеку. В основе лежит вал, к которому крепятся крестовины. На крестовины устанавливаются граблины, выполненные в виде трубчатого вала с подпружиненными пальцами.
- Режущего аппарата. Этот элемент отвечает за резку стеблей. Главная составляющая режущего аппарата – брус с одинарными пальцами, к которым крепятся противорежущие пластины ножа. Кроме того, аппарат имеет пластины трения, а также лопатки прижимного и приводного механизмов. Шарнирно-телескопическая передача, закрепленная на корпусе жатки, приводит нож в действие.
- Шнека. Призван сужать поток стеблей и подавать его на плавающий транспортер. Выполнен в виде цилиндра со спиральными лентами, направленными вправо и влево. При вращении шнека ленты сдвигают срезанные стебли в середину. Пальчиковый механизм, расположенный в центре шнека, проталкивает стебли к транспортеру.
- Плавающего транспортера. Отвечает за сопровождение зерновой массы от шнека в молотилку. Транспортер расположен в наклонном корпусе. В его состав входят ведущий и ведомый валы со звездочками, а также роликово-втулочные цепи со стальными планками.
- Подборщика. Необходим для подбора скошенной массы и подачи ее на платформу жатки. Используется в раздельном комбайнировании.
Кабина
В старых моделях комбайна "Нива" Ск-5 условия работы были далеко не самые комфортные. Принудительная вентиляция не могла спасти от летней жары, а о кондиционере можно было только мечтать. Зато органы управления машиной имели очень эргономичное расположение. Рулевая колонка размещалась прямо перед машинистом, подрессоренное сидение можно было регулировать, в зависимости от веса машиниста, в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Конечно же, современная сельскохозяйственная техника имеет гораздо более комфортные кабины. Обивка и шумоизоляция кабина комбайна «Нива-Эффект» выполнена из качественных материалов. Кроме того, в новых машинах возможна установка кондиционера.
Модификации
Комбайн "Нива" СК-5 не единожды проходил модернизацию. Рассмотрим его основные модификации:
- СК-5А отличается от базовой версии мотором с повышенной до 120 л.с. мощностью.
- Мощность СК-5АМ повышена до 140 л.с., а КПП смещена в лево.
- От предыдущей модели СК-5М-1 отличается новой гидравлической трансмиссией.
- СКП-5М-1 - версия, способная работать на почвах с повышенной влажностью.
- СКК-5 - машина, предназначенная для работы на крутых (до 30 градусов) склонах.
Преимущества и недостатки
Сильные стороны самоходных зерноуборочных комбайнов СК-5:
- Относительно компактные габариты, позволяющие эксплуатировать машину не небольших полях со сложным рельефом.
- Небольшие потери.
- Высокая производительность.
- Качественная очистка зерна.
- Хорошая маневренность.
- Небольшая стоимость.
- Доступность запасных деталей.
Недостатков гораздо меньше:
- Быстрый износ приводных ремней.
- Затруднительная установка жатки.
Похожие статьи
- Зерноуборочный комбайн: характеристики и советы по выбору
- Комбайн "Вектор": описание, возможности, параметры
- Мясорубка "Филипс": обзор лучших моделей и отзывы о них
- Какой блендер лучше? Отзывы, цены. Функции блендера
- Мясорубка Kenwood: отзывы и мнения владельцев
- Лучшие полноприводные автомобили. Российские полноприводные автомобили
- Оценка ущерба автомобиля после ДТП: сроки, правила и процедура