Методика развития речи детей дошкольного возраста: задачи, цель, основы
Сегодня во всех образовательных стандартах, являющихся действительными для развивающих центров и детских садов, делается акцент на формирование речи. Навыки общения важны в принципе, плюс ко всему далеко не все малыши к пяти годам осваивают родной язык в должной мере и овладевают достойным словарным запасом.
Хорошо, что есть образовательные центры и сады, в которых специалисты способствуют развитию речи детей дошкольного возраста методиками, специально для этого предназначенными. И поскольку эта тема интересна и важна, стоит рассмотреть её более подробно.
Монолог
Первым делом стоит отметить, что в связной речи понятие «монолог» является центральным. И этому имеется несколько объяснений.
Во-первых, монолог – это развёрнутый вид речи. Человек не просто называет предмет – он описывает его, если слушателям о нём известно не было. Во-вторых, монологическая речь произвольна. Чтобы выразить содержание мысли, нужно с ходу выбрать адекватную языковую форму для этого и использовать её в качестве основы для высказывания.
Методика развития монологической речи детей дошкольного возраста должна быть направлена на стимуляцию речевого творчества малышей, расширение их словарного запаса, поддержание интереса к рассказыванию и общению, а также на выработку желания правильно и красиво говорить.
Специфика подхода
Итак, теперь можно углубиться в изучение методики развития речи у детей дошкольного возраста. В ранние годы малыши овладевают двумя типами монолога – рассказом и пересказом в элементарной форме.
Чтобы обучить детей повествованию, им нужно дать базу. В данном случае это опыт, повседневная жизнь. Темы для рассказывания, как правило, берутся из прогулок, экскурсий, наблюдений, интересных случаев, праздников и т. д. Вот несколько для примера: «Моё любимое время года», «Как я ходил в театр», «Как мы провели Рождество».
Давая ребёнку тему для рассказа, воспитатель обязан обозначить следующие требования:
- В его повествовании не должно быть лишних деталей.
- Чёткость построения предложений – превыше всего.
- Должна присутствовать динамичность.
- Концовку надо сделать ясной.
- Язык повествования – приближённый к разговорному.
Воспитатель, практикующий данную методику развития речи у детей дошкольного возраста, также обязан грамотно подойти к выбору темы. Она должна быть максимально близка к опыту ребёнка. И требования надо озвучить в простой, доступной для детей 6-летнего возраста манере.
Сочинение
Многим детям проще рассказать о чём-либо посредством изложения слов на бумаге – есть время подумать над содержанием, имеется возможность без особой спешки «сложить» из мыслей цельную картинку.
Потом, разумеется, воспитатель должен попросить всех прочитать получившийся текст. А после выступления каждого – задать по паре ненавязчивых вопросов. Их цель – подтолкнуть детей к произвольному рассуждению «здесь и сейчас».
Если, например, сочинение было на тему «Моя прогулка в лесу», воспитатель может спросить о том, что понравилось ребёнку кроме описанного, или поинтересоваться, куда бы он отправился в следующий раз (на море, к озеру, в горы) и почему. Таким образом, кроме письменной монологической речи происходит ненавязчивое развитие умения детей рассуждать в устной форме.
Интересные упражнения
Стоит отметить, что методика развития речи у детей дошкольного возраста эффективна лишь в том случае, если она включает в себя элемент игры. В этом сложность работы с малышами – им должно быть интересно. Что ж, есть масса полезных упражнений, которые ещё и весьма увлекательны. Вот некоторые из них:
- Сочинение сказок по картинкам.
- Придумывание рифм к словам.
- Чистоговорки для развития дикции и артикуляции.
- Образование подходящих глаголов – назвать действия животных и людей, действия с предметами, происходящее в изображённой ситуации (всё по картинкам).
- Скороговорки, стихи, загадки для отработки фонетической стороны речи.
Важно, чтобы в упражнениях присутствовал позитив и юмор. Занятие произведёт на детей яркое впечатление, а значит вызовет желание повторить его. А всем прекрасно известно, что всегда качественней делается то, что приносит удовольствие.
Диалог
Это, если выражаться научным языком, первичная естественная форма языкового общения. Методики развития диалогической речи детей дошкольного возраста направлены на выработку у малышей:
- Умения слушать и правильно понимать мысль.
- Способности формулировать в ответ своё собственное суждение.
- Навыка правильно выражать мысли.
- Умения менять тему речевого взаимодействия вслед за собеседником, поддерживать её.
- Навыка контроля своего тона.
- Привычки следить за правильностью языковой формы.
Главная цель методики развития речи детей дошкольного возраста – научить их свободно и легко вступать в контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми.
Малыши по завершении обучения должны будут уметь выражать свои просьбы словами, внятно отвечать на вопросы, уместно делиться своими эмоциями и впечатлениями, а также знать основы вежливости и этикета. Это – основа диалогового, межличностного общения.
Беседа
Это на самом деле самая лучшая методика развития связной речи. Детей дошкольного возраста обычно желание общаться не покидает практически никогда. Так почему бы не сделать беседу продуктивной?
Воспитатель, организовывая разговор с детьми, может вынести на обсуждение всё что угодно – предметы труда и быта, мебель, одежду, посуду, игрушки, орудия труда, средства передвижения (по земле, воде и воздуху). Разумеется, это должно сопровождаться картинками, презентацией или видеоматериалом.
В ходе такой беседы обсуждается то, как и из чего сделаны эти предметы, каковы их характерные признаки, кто и где их изготавливал, как его использовать и т. д.
Можно поговорить и о семье. Это самая простая тема, так как детям в её рамках задаются лёгкие вопросы – с кем они живут, чем занимаются их родители, как проходят совместные выходные, имеются ли какие-либо традиции.
Во время беседы, касающейся семьи, воспитатель должен усилить и углубить чувства малышей, чтобы направить их на проявление знаков уважения и внимания к родным – донести то, насколько важно помогать им, демонстрировать свою любовь.
Подбор темы для разговора
На самом деле тем для беседы с детьми очень много. Но, подбирая программный материал, воспитатель обязан учитывать личный опыт малышей, принимать во внимание запас их знаний, касающийся предмета обсуждения. Дети смогут участвовать в беседе лишь в том случае, если у них имеются определённые представления о нём. В теории педагогики говорится: нельзя допускать ребёнка описывать и судить о том, о чём у него нет достаточных данных, уже усвоенных им.
Личный опыт малыша, который он приобретает исходя из наблюдений, через литературу и в какой-либо деятельности, – это и есть материал, являющийся основой для построения воспитателем беседы. Опираясь на неё, он может сообщать детям новые полезные знания.
Обогащение словарного запаса
Как уже было сказано выше, это одна из задач методики развития речи у детей дошкольного возраста. Пополнение лексического запаса у малышей происходит в процессе ознакомления с окружающим миром. Каждый воспитатель знает – слово закрепляется в памяти у ребёнка исключительно одновременно с представлением о действии или предмете, обозначаемом им.
Более того, объект, на котором сосредоточено внимание малыша, проходит в его сознание через все органы чувств – осязание, обоняние, вкус, слух и зрение. Дети маленького возраста усваивают новые слова, «исследуя» параллельно предметы, соответствующие им. Это называется чувственным познанием мира. И оно способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка.
Взять, к примеру, слово «ёлка». У большинства детей при его упоминании, появляются воспоминания о Новом годе и гирляндах, вспоминается аромат хвои, ощущение лёгкого приятного покалывания на ладонях от касания мохнатых веток дерева. Это – поэтическое восприятие. И задача воспитателя – регулярно «подавать» детям нужные слова во всей их литературной выразительности.
Трудности
Как бы ни была хороша методика развития речи, у детей младшего дошкольного возраста могут возникнуть сложности в процессе овладения навыками, прививаемыми им воспитателем.
Главная трудность заключается в богатстве нашего языка – в многообразии словосочетаний, морфем, различных средств выразительности и лексических единиц. Воспитателю, кроме всего перечисленного, придётся также учить детей вычленять отдельные компоненты связной речи, разбираться в сочетании языковых знаков, понимать многозначность некоторых слов.
Специфика такой работы требует от преподавателей совершенного знания русского языка и умения донести сложную информацию простым языком, обосновав её и приведя пример. Например, что «завод» - это не только предприятие по изготовлению чего-либо, но и ещё процесс по запуску часов.
Ещё одна сложность – вариативность знаков. Обучая детей правильной речи, воспитатель должен ещё и объяснять им, как правильно образовывать те или иные слова. Например: не «примолоточить», а «прибить молотком».
Художественная литература
Каждая методика развития речи детей старшего дошкольного возраста (и младшего тоже) подразумевает ознакомление малышей с книгами.
Художественная литература – это не только источник интересных историй и новых слов, а ещё и то, что способно раскрыть перед юными читателями мир человеческих чувств. Дети, изучающие литературу, учатся сопереживать героям художественных произведений, а впоследствии и начинают замечать настроение своих близких. На этой основе воспитывается чувственность, гуманность, честность, принципиальность, доброта.
Разумеется, художественное слово ещё помогает детям понять красоту родной речи, учит их эстетическому восприятию окружающего мира, формирует нравственные представления.
Подбор литературы, к слову, тоже нужно осуществлять грамотно. Лучший выбор для детей 5-6 лет – потешки, песни, народные сказки, фольклорное творчество. Ведь их особенностями является юмор, точная моральная направленность и человечность – то, чему нужно учить малышей с ранних лет.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно с уверенностью заявить, что основа методики развития речи у детей дошкольного возраста – это активный и творческий процесс овладения родным языком, а также формирование коммуникативной деятельности. Он не прост, но в итоге малыши получают те навыки, которые в дальнейшем помогают им пройти личностное становление в обществе.
Похожие статьи
- Дошкольное воспитание. Воспитание детей - методы, программы
- Развитие речи: сказкотерапия для дошкольников
- АВА-терапия для аутистов: с чего начать, отзывы
- Дошкольный возраст: особенности развития и воспитания детей
- Задержка речевого развития у детей: причины, признаки, диагностика и лечение
- Отчет воспитателя по самообразованию: требования, особенности и рекомендации
- План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ