Нижегородская ГЭС: основные характеристики, экономическое значение
Первый куб бетона в ее основание был заложен в годовщину рождения Владимира Ленина, а до 1991 года она носила имя Максима Горького, сегодня на ее реконструкцию дает деньги Европейский банк реконструкции и развития – все это об одной из самых красивых и мощных гидроэлектростанций на Волге, Нижегородской ГЭС.
Часть Волжского каскада
Именно станция, что находится у города Заволжье Городецкого района Нижегородской области, является четвертым звеном в Волжско-Камском каскаде гидроэлектростанций ОАО «РусГидро» - главной генерирующей компании России. Это важный объект инфраструктуры с комплексным значением. Нижегородская ГЭС сегодня решает задачи транспортные и рекреационные. Плотиной гидроузла в 18,6 километра гордится Россия. А Городецкий район полностью зависит от нее в отношении водоснабжения. Не стоит забывать и о мощностях станции – ведь это 1,5 миллиарда кВт в год. Нижний и верхний ее бьефы представляют собой величественное зрелище, а судоходный шлюз – предмет гордости инженерной мысли.
Конструктивные решения
В среднем течении Волги, в Городецком районе находится эта станция. Водосливная плотина построена на месте протока Воложка и маленького острова. Задумана и построена Нижегородская ГЭС как низконапорная станция руслового типа. В ее составе: само здание станции, две плотины – пойменная и русловая, распределительный узел и судоходный шлюз. Проектировал ГЭС ленинградский институт «Гидропроект», прославленный многими объектами, ставшими гордостью инженерной мысли того времени.
Плотины станции
С левого берега Волги находится пойменная плотина, которая разорвана двумя судоходными шлюзами и небольшим аванпортом. В центральной части находятся две плотины: пойменная и русловая. Все эти плотины земляные. И только водосливная с правого берега бетонная. Она переходит еще в одну земляную плотину. Все плотины в общей сложности составляют протяженность более 18 километров, что делает эту гидроэлектростанцию самой крупной по данному признаку среди всех подобных сооружений России. Плотины имеют распластанную форму, намыты они песками. Максимальную высоту в 40 метров имеет русловая плотина. Во избежание размытия откосы укреплены бетонными конструкциями. По плотине проходит автострада, что соединяет два города на Волге – Городец и Заволжье. Есть и железнодорожное полотно, которое ведет в машинный зал. Но главное – именно тут проходит глубоководный (4 метра) путь единой транспортной системы европейской части страны.
Горьковское море
При строительстве станции напорными сооружениями образовано водохранилище длиной 430 километров и шириной в наибольшей точке 26 километров. Площадь водной глади 1591 квадратный километр, а объем воды – 8,8 километра кубических. Эта водная масса затопила 60 деревень и три крупных районных центра в Ярославской, Костромской, Ивановской и Нижегородской областях. Живописные его берега служат для отдыха всех горожан Ярославля и Костромы, Рыбинска и Плеса. Это зона рекреации и рыболовного промысла.
Шлюзы ГЭС
Всего тут находится четыре шлюза: два в верхнем бьефе и два в нижнем бьефе гидроузла этой ГЭС на Волге. Особенность их сооружений в том, что они двухниточные и имеют по две камеры, расположенные в разных бьефах. В среднем, промежуточном бьефе и его акватории зимой стоят корабли, и тут же могут проходить ремонтные работы. Их осуществляют за счет мощностей Городецкого судоремонтного завода.
Немного из истории
Этой ГЭС на Волге приказано было быть Постановлением КПСС в 1947 году. С мая 1948 г. на комсомольскую стройку начала съезжаться молодежь со всей страны. И вот уже к лету 1949 года перекрывается русло притока Воложки для строительства котлована водосливной плотины. А 22 апреля 1951 года в котлован был положен первый куб бетона. Появляется целый город – Заволжье – инфраструктура для гидростроителей. Волгу перекрыли в 1955 году, а в 1957 году Горьковское водохранилище наполнилось водой. В 1955 г. запустили четыре агрегата, в следующем еще четыре. 21 декабря 1959 года станция заработала на полную мощность – 520 МВт. В мае 1962 г. строительство Нижегородской ГЭС официально завершилось. А всего на нее ушло порядка 1,5 млн м3 бетона и почти 52 тысячи тонн металлических конструкций.
Гидроузел сегодня
Нижегородская ГЭС "РусГидро" - это гидроузел с семью земляными плотинами и тремя дамбами, общая длина которых 18 600 метров. Кроме того, в состав станции входит здание и общий распределительный узел, где располагаются все 8 турбин, которые состоят из гидроагрегатов производства Ленинградского металлического завода и генераторов, сделанных на заводе «Электросила». И именно эта часть принадлежит ОАО «РусГидро». Вся Нижегородская ГЭС с ее магистральным каналом, судоходным шлюзом и сооружениями находится в федеральной собственности. Кстати, шлюзы строились с учетом возможности пропуска подводных лодок с атомными моторами с завода Сормовска. Руководство станции не отказалось от проведения социальных проектов, и оба города – Заволжье и Городец – благодарны за поддержку спортивных мероприятий для детей и участие в программах оздоровления населения и благоустройства территорий.
Экономика станции сегодня
Установленная мощность станции колеблется в зависимости от колебаний воды в Горьковском водохранилище. В среднем это порядка 520 МВт, а в год это 1,5 миллиарда кВт в час. Станция активно работает в пиковые часы, а также используется как режимный компенсатор всего Волжско-Камского каскада. В вопросах водоснабжения Заволжье полностью зависит от работы гидроэлектростанции. И хотя на сегодня оборудование станции морально устарело, ее эксплуатационное значение все так же велико. Долгосрочная программа реконструкции оборудования поддержана Европейским банком реконструкции и развития. К 2020 году станцию можно будет уже не узнать, будут полностью заменены составные части энергетических агрегатов и ворота шлюзов. А установленная мощность достигнет 560 МВт. Низкий уровень воды в районе нижнего бьефа остается проблемой гидроузла. Пока есть проекты строительства водостеснительных сооружений, третьей нити шлюзов и низконапорного водного узла.
Раритетные изюминки
Все двери и светильники точно такие же, как в московском метрополитене. И действительно, они должны были оказаться под Москвой, но в Советском Союзе ничего не пропадало – и вот они украшают Нижегородскую ГЭС. А 22 марта 2008 года, в Международный день воды, на станции открыли музей, где собраны фотографии всех героев-гидростроителей. Его экспонатами являются также подвесные потолки, изготовленные в стиле волн. Но особой популярностью у туристов пользуется макет «Водяная мельница», наглядно показывающий тот долгий путь, что прошло это колесо, прежде чем стать турбиной гидроэлектростанции и дать электричество для нужд человека.
Похожие статьи
- Реки, впадающие в Каспийское море: список, описание, характеристики
- ВСМ Москва - Казань: участники, маршрут, конечные станции
- Притоки Волги. Самый крупный приток Волги
- Ирганайская ГЭС: история, настоящее, перспективы
- Какие стоят города на Волге?
- Волгоградское водохранилище: описание
- Толгский монастырь: описание и фото. Свято-Введенский Толгский женский монастырь: как добраться на машине