Венера Виллендорфская: описание, фото скульптуры

0
0

Наша цивилизация развивалась, оставляя для потомков бесценные образцы культурного наследия. Одним из них является Венера Виллендорфская, которая, несмотря на свой необычный внешний вид, имеет интересную историю. В этой статье речь пойдет об этом древнейшем предмете культуры.

История обнаружения

Статуэтка Венеры Виллендорфской стала достоянием общественности в 1908 году. Ее обнаружили в процессе раскопок рядом с городом Виллендорф, что частично обусловило название. Место довольно необычное – бывший кирпичный завод.

венера виллендорфская

Статуэтка изготовлена из оолитового пористого известняка. Археологов подобная информация очень удивила, поскольку он никак не связан с местом обнаружения. Сотрудники Музея естественной истории в Вене установили, что известняк, который послужил материалом для Венеры Виллендорфской, вероятнее всего, был добыт рядом с моравским городом Брно. Расстояние между ним и местом обнаружения фигурки большое – целых 136 км. Это подтвердило теорию о том, что люди, оставившие ее на австрийских землях, путешествовали.

Еще одним доказательством можно смело считать тот факт, что ножи, которые нашли вместе со статуэткой, были изготовлены из кремния, добытого в Северной Моравии примерно в 150 км Виллендорфа.

Необычный материал

Ученые не пожелали остановиться лишь на том, что выяснить приблизительное месторасположение известняка, ставшего основой для создания Венеры Виллендорфской.

венера виллендорфская фото
В процессе длительных исследований они проанализировали и сравнили различные типы этого материала, что помогло отыскать более точные координаты.

Загадочным местом оказалась скала. Но ее расположение и вовсе удивило археологов. Сам известняк состоит из останков скелетов маленьких морских обитателей. В Чехии встречается только в одном месте – Странской Скале. Она находится в большом известняковом массиве возле Брно. Таким образом, ученым удалось отследить отправную точку, из которой фигурка начала свое путешествие.

Возраст

Специальные исследования дали возможность определить время, в которое могли создать эту статуэтку. Назвать ее древней – преуменьшение. Возраст Венеры составляет 23 000 лет назад до н. э.

Одна из многих

Этот образец культурного наследия вовсе не является единственным в своем роде. Напротив, фигурки Венеры Виллендорфской археологи стали находить еще несколько веков назад. Среди стран, которые могут похвастаться подобными открытиями, были: Италия, Германия, Бельгия, Франция, Украина, Чехия и Россия. На территории последней было найдено очень много «палеолитических Венер».

Такое название фигурок вовсе не означает, что археологи, которые изучают древние культуры, переняли понимание стандартов красоты тех эпох. Напротив, условное обозначение «Венера» - признак креативности и чувства юмора ученых. На самом деле статуэтки не имеют ничего общего с прекрасной и величественной богиней Древнего Рима. Именно контраст внешнего вида двух Венер – Виллендорфской и Милосской - обратил на себя внимание ученых. Название прижилось и со временем переросло в термин.

Самый первый фрагмент подобной фигурки ученые раскопали во Франции в 1894 г. в городке Брассемпюи. Затем последовала статуэтка из австрийского Виллендорфа, а уже в 1923-м в России также обнаружили такую находку. На сегодняшний день археологам удалось отыскать больше ста Венер. Поскольку все они имеют относительно малый размер – 4 до 20 см, то ученые закрепили за ними название статуэтки, фигурки.

Внешний вид

Взглянув на фото Венеры Виллендорфской, можно подробнее ознакомиться с ее внешним видом. Статуэтка является нагой женской фигурой с гипертрофированными округлыми формами. Руки Венеры возложены на ее груди.

Предположения, относительно смысла, который предки вкладывали в фигурку, были разными: одни ученые полагали, что она символизирует плодородие и воссоединение рода, другие заметили элементы магии охотников, третье предположение указывает на то, что Венера являлась покровительницей сил природы. Археологи все еще не пришли к единому мнению в этом вопросе.

статуэтка венера виллендорфская

Внешний вид Венеры Виллендорфской не является признаком того, что мастера попросту не умели изображать женское тело изящным и красивым. Они параллельно создавали прекрасные рисунки и фигурки, где формам придавали боле тонкие и плавные линии.

Дело в том, что цель изготовления Венер была совсем иной. Вероятнее всего, это образ Матери Земли, в утробу которой помещены души покойных, ожидающие своего возвращения, дабы продолжить существование уже в теле живого существа. Были и другие версии. Возможно, фигурка олицетворяла сам человеческий род, великую Мать, неустанно производившую новую жизнь.

Лицо

Статуэтка примечательна отсутствием на ней этого элемента. Она безлика.

фигурка венеры виллендорфской
Для палеолита это характерная черта. Лицо на тот момент являлось главным проявлением человеческой индивидуальности. Поэтому все изображения и фигурки, где оно отсутствовало, должны трактоваться как символы. Венера – предметное выражение того, что древние люди подразумевали под плодородием. Они проводили ритуал захоронения, где, вероятно, использовали эти статуэтки, следовательно, верили, что душа вечна и обладает способностью к воскрешению.

Современное отношение

Возможно, наши предки были в чем-то мудрее своих потомков. Идеализация тела, распространенная в греческой и римской культурах, а также в эпоху Ренессанса породила некоторую брезгливость по отношению к этим статуэткам. Эстеты не желали соприкасаться с ее сутью, отвергая из-за внешней непривлекательности. Именно такое отношение стало причиной того, что в ряде книг слово "Венера" намерено заменялось другим – "женщина".

В наше время, когда искусство может быть выражено в самых разных формах, образ Венеры Виллендорфской нередко вдохновляет художников и скульпторов.

скульптура венера виллендорфская

Ряд из них усматривает в ней отражение истинной женской сущности. В Риге студентка Академии художеств создала скульптуру Венеры Виллендорфской. Публика и критики отреагировали на нее по-разному.

Символично, что статуя покрыта как бы маленькими зеркальными квадратиками. Такой прием позволил сгладить гипертрофированные формы, но в то же время создал интересный эффект: глядя на скульптуру, человек увидит свое отражение. То есть все мы - часть Матери прародительницы, и связаны с ней.