Венера Виллендорфская: описание, фото скульптуры
Наша цивилизация развивалась, оставляя для потомков бесценные образцы культурного наследия. Одним из них является Венера Виллендорфская, которая, несмотря на свой необычный внешний вид, имеет интересную историю. В этой статье речь пойдет об этом древнейшем предмете культуры.
История обнаружения
Статуэтка Венеры Виллендорфской стала достоянием общественности в 1908 году. Ее обнаружили в процессе раскопок рядом с городом Виллендорф, что частично обусловило название. Место довольно необычное – бывший кирпичный завод.

Статуэтка изготовлена из оолитового пористого известняка. Археологов подобная информация очень удивила, поскольку он никак не связан с местом обнаружения. Сотрудники Музея естественной истории в Вене установили, что известняк, который послужил материалом для Венеры Виллендорфской, вероятнее всего, был добыт рядом с моравским городом Брно. Расстояние между ним и местом обнаружения фигурки большое – целых 136 км. Это подтвердило теорию о том, что люди, оставившие ее на австрийских землях, путешествовали.
Еще одним доказательством можно смело считать тот факт, что ножи, которые нашли вместе со статуэткой, были изготовлены из кремния, добытого в Северной Моравии примерно в 150 км Виллендорфа.
Необычный материал
Ученые не пожелали остановиться лишь на том, что выяснить приблизительное месторасположение известняка, ставшего основой для создания Венеры Виллендорфской.

Загадочным местом оказалась скала. Но ее расположение и вовсе удивило археологов. Сам известняк состоит из останков скелетов маленьких морских обитателей. В Чехии встречается только в одном месте – Странской Скале. Она находится в большом известняковом массиве возле Брно. Таким образом, ученым удалось отследить отправную точку, из которой фигурка начала свое путешествие.
Возраст
Специальные исследования дали возможность определить время, в которое могли создать эту статуэтку. Назвать ее древней – преуменьшение. Возраст Венеры составляет 23 000 лет назад до н. э.
Одна из многих
Этот образец культурного наследия вовсе не является единственным в своем роде. Напротив, фигурки Венеры Виллендорфской археологи стали находить еще несколько веков назад. Среди стран, которые могут похвастаться подобными открытиями, были: Италия, Германия, Бельгия, Франция, Украина, Чехия и Россия. На территории последней было найдено очень много «палеолитических Венер».
Такое название фигурок вовсе не означает, что археологи, которые изучают древние культуры, переняли понимание стандартов красоты тех эпох. Напротив, условное обозначение «Венера» - признак креативности и чувства юмора ученых. На самом деле статуэтки не имеют ничего общего с прекрасной и величественной богиней Древнего Рима. Именно контраст внешнего вида двух Венер – Виллендорфской и Милосской - обратил на себя внимание ученых. Название прижилось и со временем переросло в термин.
Самый первый фрагмент подобной фигурки ученые раскопали во Франции в 1894 г. в городке Брассемпюи. Затем последовала статуэтка из австрийского Виллендорфа, а уже в 1923-м в России также обнаружили такую находку. На сегодняшний день археологам удалось отыскать больше ста Венер. Поскольку все они имеют относительно малый размер – 4 до 20 см, то ученые закрепили за ними название статуэтки, фигурки.
Внешний вид
Взглянув на фото Венеры Виллендорфской, можно подробнее ознакомиться с ее внешним видом. Статуэтка является нагой женской фигурой с гипертрофированными округлыми формами. Руки Венеры возложены на ее груди.
Предположения, относительно смысла, который предки вкладывали в фигурку, были разными: одни ученые полагали, что она символизирует плодородие и воссоединение рода, другие заметили элементы магии охотников, третье предположение указывает на то, что Венера являлась покровительницей сил природы. Археологи все еще не пришли к единому мнению в этом вопросе.

Внешний вид Венеры Виллендорфской не является признаком того, что мастера попросту не умели изображать женское тело изящным и красивым. Они параллельно создавали прекрасные рисунки и фигурки, где формам придавали боле тонкие и плавные линии.
Дело в том, что цель изготовления Венер была совсем иной. Вероятнее всего, это образ Матери Земли, в утробу которой помещены души покойных, ожидающие своего возвращения, дабы продолжить существование уже в теле живого существа. Были и другие версии. Возможно, фигурка олицетворяла сам человеческий род, великую Мать, неустанно производившую новую жизнь.
Лицо
Статуэтка примечательна отсутствием на ней этого элемента. Она безлика.

Современное отношение
Возможно, наши предки были в чем-то мудрее своих потомков. Идеализация тела, распространенная в греческой и римской культурах, а также в эпоху Ренессанса породила некоторую брезгливость по отношению к этим статуэткам. Эстеты не желали соприкасаться с ее сутью, отвергая из-за внешней непривлекательности. Именно такое отношение стало причиной того, что в ряде книг слово "Венера" намерено заменялось другим – "женщина".
В наше время, когда искусство может быть выражено в самых разных формах, образ Венеры Виллендорфской нередко вдохновляет художников и скульпторов.

Ряд из них усматривает в ней отражение истинной женской сущности. В Риге студентка Академии художеств создала скульптуру Венеры Виллендорфской. Публика и критики отреагировали на нее по-разному.
Символично, что статуя покрыта как бы маленькими зеркальными квадратиками. Такой прием позволил сгладить гипертрофированные формы, но в то же время создал интересный эффект: глядя на скульптуру, человек увидит свое отражение. То есть все мы - часть Матери прародительницы, и связаны с ней.
Похожие статьи
- Пояс Венеры на руке: значение и расшифровка
- Ожерелье Венеры: что это
- Венера в Скорпионе у мужчины - что это означает в астрологии?
- Спутники Венеры: названия и интересные факты
- Борис Виан: биография, книги, особенности творчества и отзывы
- Богиня Венера в мифологии и реальной жизни
- "Витрувианский человек": инженерный проект или высокое искусство