"Витрувианский человек": инженерный проект или высокое искусство
"Витрувианский человек" - рисунок итальянского ученого Леонардо да Винчи, который был сделан им для книги римского архитектора Марка Витрувия Поллиона, жившего в первом веке до нашей эры, труды которого в виде трактата "10 книг об архитектуре" занимали умы ученых всей Европы на протяжении многих веков.
Художник, ученый, инженер - Леонардо да Винчи
Картина "Витрувианский человек" была написана в 1492 году. Ее нельзя причислить к живописным полотнам знаменитого флорентийца, таким как "Дама с горностаем", написанная в 1490 году, незадолго до создания "Витрувианского человека", или "Тайная вечеря", увидевшая свет в 1498-м. И уж тем более сравнение невозможно с гениальной "Джокондой", созданной в период с 1505 по 1519 гг.
Каноны
Рисунок Леонардо да Винчи предметно раскрывает основополагающие принципы канонических пропорций человека, которые определенным образом соотносятся с архитектурными нормами, выведенными Витрувием. Всего их шесть:
- Ordinatio - абсолютный ордерный порядок или системность. Витрувий описывает общие архитектурные принципы, формирование объема, основы размерных соотношений и пропорций. Далее ученый приводит свою знаменитую триаду: venustas - красота, utilitas – польза, firmitas - прочность конструкции.
- Dispositio - основа, локальное размещение. Следует описание принципов организации пространства и расположения объекта в трехмерном формате.
- Eurythmia - определение наиболее эстетичных пропорций, уточняется композиция.
- Symmetria - эта категория предполагает соотношение архитектурного модуля с частями человеческого тела.
- Decor - декоративность и красочность в сочетании с ордерной строгостью в расположении элементов.
- Distributio - описание методик, определяющих экономическую сторону эксплуатации объекта.
Геометрия
Картина "Витрувианский человек" Леонардо да Винчи стала иллюстрацией к многотомному трактату Витрувия, соединив научный труд и произведение искусства в одно целое. На рисунке изображен человек в двух ипостасях: одна позиция - с разведенными в стороны ногами и руками - вписана в окружность, вторая - с разведенными руками и сведенными ногами - вписана в квадрат. Причем обе геометрические фигуры органично соотносятся друг с другом, несмотря на то, что напрямую соприкасаются в одной нижней точке, а еще в шести - только опосредованно.
"Витрувианский человек" - самая известная картина Леонардо да Винчи после "Джоконды". Ценность рисунка определяется инженерными критериями. Поза человека "ноги вместе, руки врозь" вписывается в геометрическую фигуру, которая называется "Квадрат древних", а человек с разведенными ногами и руками вписывается в круг. При этом является закономерностью тот факт, что центр фигуры в обоих случаях приходится на одну точку, которая в обиходе называется "пупок", то есть место отхода пуповины при рождении человека.
Расчеты
Вот как выглядит "Витрувианский человек", значение которого невозможно переоценить, с точки зрения математического анализа:
- Расстояние от кончика среднего пальца до основания мизинца равно длине ладони.
- Длина ступни равна ширине четырех ладоней.
- Шесть ладоней равны длине локтя.
- Высота человека среднего роста составляет 4 локтя или 24 ладони.
- Шаг равен одному локтю и одной ладони.
- Руки в размахе равны росту человека.
- Расстояние от уровня волос на голове до нижнего края подбородка равно 1/10 роста.
- Расстояние от нижней линии подбородка до макушки составляет 1/8 высоты.
- Расстояние от макушки до сосков равно 1/4 роста.
- Ширина плеч - 1/4 роста.
- Длина от локтя до кончиков пальцев составляет 1/4 роста.
- Расстояние от локтя до подмышки - 1/8 роста.
- Длина руки - 2/5 роста.
- Расстояние от носа до нижнего края подбородка составляет треть длины лица.
- От бровей до линии волос - треть длины лица.
- Размер ушных раковин по вертикали составляет 1/3 длины лица.
Символика
"Витрувианский человек" Леонардо да Винчи зачастую используется как символ симметрии человеческого тела.
При внимательном рассмотрении рисунка выявляются четыре четко обозначенные позиции человеческого тела и две доминанты композиции. Первой является центр фигуры, расположенной в круге, это "пупок" человека, как символ появления на свет. Второй - центр тела, размещенного в квадрате, приходится на гениталии и служит символом продолжения рода.
"Витрувианский человек" преподносится Леонардо да Винчи как олицетворение Вселенной и считается предтечей итальянского Ренессанса. Позднее французский архитектор Корбюзье с успехом использовал теорию пропорций человеческого тела в создании собственной системы "Модулор", отвечающей за удобство и эргономику жилья. В 1952 году зодчий построил в Марселе многоэтажный жилой дом, следуя учению Витрувия и "Модулору" в его практическом применении.
Плащаница
Также существует предположение, что рисунок "Витрувианский человек" - это изображение Христа на святой плащанице, которое Леонардо да Винчи перенес на бумагу во время реставрации реликвии. Эта версия имеет право на жизнь, поскольку доподлинно известно, что хранители плащаницы с изображением Христа передали ее ученому для восстановления.
Находясь под впечатлением от божественных пропорций, проступающих на святыне, да Винчи создал свой шедевр и тем самым поместил человека как образ Бога в центр Мироздания. И сегодня "Витрувианский человек", смысл создания и существования которого выходит далеко за рамки художественного изображения, символизирует человека во Вселенной и является примером идеальных пропорций для архитектуры.
Похожие статьи
- Идеальные пропорции тела человека
- Значения родинок на руке: «метки дьявола» или «сила духа»?
- Картина Леонардо да Винчи "Поклонение волхвов": описание, история
- Джованни Пико делла Мирандола: основные идеи
- Самые известные картины Джотто
- Пятиконечная звезда: значение, символ. Как сделать объемную звезду пятиконечную из бумаги?
- Джордано Бруно: краткая биография и его открытия. Жизнь в огне