Кришна - это... История Кришны

0
0

Кто такой Кришна? Чем он знаменит? Вы найдёте в статье ответы на эти и другие вопросы. Это восьмая аватара Вишну, одна из форм Господа в индуизме. Она часто изображается в виде одного из самых популярных индуистских богов. В монотеистических обычаях индуизма почитается как изначальная и верховная форма Всевышнего.

Кришна

В соответствии со священными индуистскими текстами, в конце IV тысячелетия до н. э. бог Кришна спустился на землю из духовной вселенной, появившись на свет в городе Матхура. Его миссией было возрождение религиозных взглядов и демонстрация своих нравственных игр. Деяния, жизнь и учение Кришны описаны в таких святых сочинениях индуизма, как пураны («Вишну» и «Бхагавата»), «Махабхарата» и «Харивамаша».

кришна это

В этих писаниях Кришна представлен в разнообразных образах: игривого и очаровательного Бога-ребёнка, беззаботного и весёлого мальчика, пасущего коров, образцового любимого, главного бога и дивного героя-воина.

Кришна – это прекрасное создание. В индуистском искусстве его описывают как мальчугана-пастуха, который играет на флейте для своей ненаглядной пастушки Радхи и иных гопи. Также бог Кришна здесь представлен как молодой воин-принц, дающий философские наставления своему приятелю – богатырю Арджуне в «Бхагавадгите».

Распространение

Кришна – это некий культ. Самые древние доказательства его наличия приурочиваются к V-IV векам до н. э. К IX веку кришнаизм стал популярен в Южной Индии. К XII веку в Северной Индии образовались разнообразные ценности этой религии и появились районные культы таких типов Кришны, как Шринатхджи (в Раджахстане), Витхоба (в Махараштре) и Джаганнатха (в Ориссе).

В 1960 годах кришнаизм также пробрался в Россию и на Запад, в основном благодаря проповеди Бхагтиведанты Свами Прабхупады и созданной им религиозной организации «Межнациональное общество сознания Кришны», аккредитующей ценности гаудия-вайшнавизма.

Этимология и имена

Многие люди знают, что Кришна – это удивительное божество. Слово «кришна» в переводе с санскрита означает «тёмно-синий», «чёрный» или «тёмный». В соответствии с устаревшей гипотезой, темнокожесть Кришны свидетельствует о неарийском, автохтонном происхождении образа божества.

бог кришна

Этот Бог в мурти чаще всего запечатлён чёрным (редко - синим или белым). В живописи в основном изображается с кожей тёмно-синего или голубого цвета. Его цвет кожи в «Брахма-самхите» растолковывается как «тот, кто имеет оттенок лазурных облаков». Отождествление облака и божества по цветовому показателю является общепринятым для поэзии Индии.

Этот Бог в индуизме занимает первое место. Он также известен под другими титулами и именами, которые обнаруживают его разнообразные атрибуты и качества. Гопала и Говинда являются одними из самых известных имён, определяющих образ Кришны как коровьего пастуха. Отдельные имена этого божества имеют особое значение в определённых областях Индии. Так, имя Джаганнатха особенно популярно в Ориссе.

Толкование имён

Каждый знает, что такое перевод. Кришна имеет тёмную кожу, и это факт. Разные обычаи в индуизме многообразно объясняют смысл имён этого Бога. К примеру, толкователи «Вишну-сахасранамы» детально разъясняют каждое из тысячи имён Вишну, являющиеся также именами Кришны. В Удйогапарве «Махабхараты» 5. 71. 4 имя «Кришна» делится на два сегмента – «криш» (krs) и «на» (na), где смысл глагольного корня «криш» истолковывается как «бху» («земля», «творение»), а «на» трактуется как «нирврити» («блаженство»).

В гаудия-вайшнавском наследии основатель вышеуказанного общества Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада дал идентичное базовое значение имени рассматриваемого нами божества, как «всепритягивающий». Вышеназванный текст из «Махабхараты» также процитирован в одном из базовых святых сочинений гаудия-вайшнавов – «Чайтанья-чаритамрите».

бог в индуизме

В своём толковании Бхактиведанта разъяснил смысл «бху» как «привлекательное существо». Отсюда и произошло значение «всепритягивающий». Толкователи «Вишну-сахасранамы» также дают идентичное разъяснение. К примеру, в соответствии с Шанкаром, Кришна – это 57-е имя Вишну, которое обозначает «естество блаженства и знания». В «Брахмасамбандха-мантре» наследий пуштимарга говорится, что имя Кришны может уничтожить все грехи.

Иконопись

Бог в индуизме представлен необычным существом. Кришну обычно изображают как темнокожего или чёрного парня. Особенно это свойственно для мурти Кришны в индуистских молельнях. В художественном творчестве Кришна часто нарисован в виде мальчика или юноши во Вриндаване с кожей тёмно-голубого или лазурного цвета. Он одет в жёлтую дхоти и стоя играет на флейте. Кришна расслаблен, ноги его скрещены. На его шее висит гирлянда, изготовленная из цветов, а в волосах находится перо павлина. Кришна практически всегда изображается в окружении телят, коров и девушек-пастушек гопи.

Также очень часто Кришна изображается в тот момент, когда он даёт советы Арджуне на поле брани Курукшетра в «Бхагавадгите». В этих случаях он выглядит как парень с типичными красивыми чертами, свойственными религиозному искусству Индии. Также этого Бога можно узреть с чакрой – одной из особенностей Вишну. Или с большим количеством рук и голов выказывающим свою всемирную форму Арджуне.

бхагавата пурана

Вы когда-нибудь видели храм Кришны? Во всех таких храмах есть мурти, в которых Кришна представлен стоящим в истомной позе возле своих попутчиков – своей сестры Субхадры, брата Баларамы (также известного как Балаюхадра) или с любимыми своими жёнами-государынями Сатьябхамой и Рукмини. Иногда его изображают с его любимой гопи Радхой. В этом случае он выглядит как Радха-Кришна – лик, типичный для многих традиций в индуизме. К примеру, манипурские вайшнавы одному Кришне никогда не поклоняются, а всегда лишь Радха-Кришне.

Жизнеописание

История Кришны завораживает каждого, кто с ней знаком. Древний индийский эпос «Махабхарата» является самым древним сочинением, повествующим о жизненном пути Кришны. «Бхагавадгита» состоит из 18 глав из шестого труда («Бхишма-парвы») «Махабхараты». В ней описаны назидания Кришны его ученику и другу Арджуне на поле боя Курукшетра. В «Махабхарате» в основном описан поздний жизненный период Кришны. Подробный рассказ о детстве и юности Бога содержится в «Бхагавата-пуране» и «Харивамше», являющихся, с точки зрения учёных, более поздней поправкой к «Махабхарате». Историю жизни Кришны или какие-нибудь элементы из неё можно отыскать в каждой из каноничных Пуран.

Материализация

В «Бхагавата-пуране» объясняется причина прихода Кришны. В её текстах упоминается отец небесный Брахма. Он сказал полубогам, что им придётся претвориться, появившись на свет внуками и сыновьями Ядавов, и жить на Земле, пока Всевышний будет пребывать на ней, чтобы посредством вечного времени, своей энергии – уменьшить её гнёт. В «Махабхарате» представлено идентичное описание, с несущественным несоответствием в мелочах.

Нарождение

По традиции в индуизме, базируясь на подробностях, отмечаемых в астрологических расчётах и описаниях, датой появления на свет Кришны (Кришна-джанмаштами) полагается считать 19 июля 3228 года до н. э.

Кришна появился на свет в Матхуре в царской семье. Он был восьмым сыном Васудевы и его жены принцессы Деваки. В те годы Махутра являлась столицей дружественных кланов Вришни, Бходжа и Андхака, которые носили имя Ядавов. Они были так названы в честь своего эпонимного прародителя Яду.

Деваки и Васудева находились в составе этих кланов. Царь Камса, брат Деваки, для того чтобы завладеть троном, бросил в темницу своего отца, царя Уграсену. Камса опасался за свою жизнь из-за предсказания, в котором говорилось, что его уничтожит восьмой сын Деваки. Поэтому он заключил в тюрьму и супружескую чету, собираясь погубить всех младенцев Деваки.

Царь Камса погубил первых шесть малышей Деваки. После седьмого мифического выкидыша у Деваки появился на свет восьмой малыш – Кришна. Так как жизнь отпрыска была в опасности, его дивным образом вывезли за пределы Махутры. Маленького Кришну доставили в небольшую деревню Гокулу и отдали приёмным родителям Нанде и Яшоде на воспитание.

Остались в живых и ещё два младенца Деваки – Баларама и Субхадра. Баларама является седьмым ребёнком Деваки, который волшебным образом из чрева Деваки перебрался в чрево Рохини, первой супруги Васудевы. А Субхадра – это дочь Рохини и Васудевы, которая появилась на свет уже после Кришны и Баларамы.

Место появления на свет Кришны в Махутре является местом пилигримства для индусов и именуется Кришна-джанма-бхуми. Там размещён храмовый комплекс, возведённый в честь этого прецедента.

Отрочество

Известно, что Нанда был лидером общины коровьих пастухов, которые жили в области Вриндавана. В историях об отрочестве Кришны рассказывается о том, что он находился под покровительством этих пастухов. Когда Камса разведал, что новорождённому удалось спастись, он начал посылать разных демонов (подобных Агхасуре) с миссией погубить Кришну.

Кришне и его брату Балараме удалось уничтожить всех демонов. Многие самые известные истории Кришны повествуют именно об этом периоде его жизни. В основном в них описываются поднятие горы Говардханы и шалости Кришны с Радхой и иными сельскими пастушками гопи. Хроники любовных забав Кришны с гопи, которые известны как раса-лила, впоследствии были описаны Джаядевой в его поэме «Гита-Говинда».

Принц Кришна

Когда Кришна вырос, он вернулся в Матхуру, умертвил своего бесовского дядю Камсу и восстановил Уграсену (отца Камсы) на престоле династии Яду. Сам же Кришна стал первым принцем при дворе. Одновременно он сдружился с Арджуной и иными принцами Пандавами империи Куру, которые приходились ему братьями двоюродными. Через определённый период времени, Кришна отправился жить со своими подданными и династией Яду в город Двараку (нынешний Гуджарат). Там он взял в жёны Рукмини, дочь царя Бхишмаки из Видарбхи.

 вишну пурана

В некоторых писаниях говорится, что у Кришны всего было 16 108 жён, восемь из которых были главными. К ним причислялись Рукмини, Джамбавати и Сатьябхама. Прочие 16 100 девушек ранее находились в плену у сатанинского царя Наракасуры. Кришна убил его и их всех освободил.

В соответствии со строгими порядками тех лет, девушки, побывавшие в плену, считались падшими. Именно поэтому у них не было ни единого шанса выйти замуж. Несмотря на это, Кришна женился на них и превратил в принцесс. В вайшнавском наследии индуизма все супруги Кришны в Двараке считаются вочеловечением Лакшми.

Сражение на Курукшетре

Известно, что Кришна – это Вишну. Но Вишна не является Кришной. Хотя это всё Бог, главенствующая личность. Кришна - двоюродный брат одной из враждующих сторон – Пандавов (он также племянник сестры Васудевы, их матери Кунти). К тому же Кришна был двоюродным братом самого доблестного и могучего кшатрия, который сражался на стороне Кауравов, - Карны. Кришна предводителям предложил выбрать или самого себя, или своё войско, но с условием, что он в руки оружие не возьмёт.

Кауравы для себя выбрали войско Кришны, а сам Кришна принял сторону Пандавов. Также в предстоящем великом сражении Кришна согласился стать возницей колесницы своего приятеля принца Арджуны.

«Бхагавадгита» являет из себя философскую беседу между Арджуной и Кришной перед началом боя на Курукшетре. В ней Кришна инструктирует Арджуну, который не решался поднять оружие против родственников (включая учителей, бившихся на стороне Кауравов, и своего деда Бхишму). Кришну осудил старший его брат за вторжение в распрю, и сам, чтобы никого не поддерживать, на время боя стал паломником.

Кришна играет основополагающую роль в финале баталии на Курукшетре, побуждая Пандавов разделаться со сверхсильными воинами Кауравов бесчестными методами. Пандавы следовали советам Кришны. В итоге они обманом отделались от своего всемогущего учителя воинского дела воина-брахмана Дроны. По настоянию Кришны Арджуна убил неодолимого Карну, когда в земле его колесница увязла, и битва должна была быть приостановлена. Также по наставлению Кришны самый могущественный из Пандавов Бхима убил в поединке на палицах вожака Кауравов Дурьодхану запретным ударом ниже пояса.

Поздний отрезок бытия

Вы когда-нибудь изучали Вишну-пурану? Этот религиозный индуистский текст весьма интересен. Но продолжаем далее. После сражения на Курукшетре Кришна в Двараке жил в течение 36 лет. Затем на одном празднестве между Ядами завязался смертный бой, в котором они убили друг друга. Немного погодя старший брат Кришны, Баларама, своё тело покинул в йогическом беспамятстве. Кришна отправился в лес, уселся под ветвистым деревом на землю и стал медитировать.

Мимо него проходил охотник с провещающим именем Джара (дряхлость). Он увидел часть ноги Кришны сквозь листву, предположил, что за деревом находится олень, и выстрелил в него из лука. Кришна был смертельно ранен.

кришна это вишну

В соответствии с «Махабхаратой», Кришна скончался из-за осуждения матери Кауравов Гандхарати. Она после гибели своих сыновей на поле брани Куркуштера рассердилась и прокляла Кришну за то, что тот не стремился остановить войну. Он лишь усмехнулся и принял проклятие, сказав, что его обязанностью было биться на благочестивой стороне, а не предупреждать битву.

В соответствии с описаниями «Бхагавадгиты» и «Бхагавата-пураны» и базирующимися на них астрологическими вычислениями, датой гибели Кришны в индуизме расценивают 18 февраля 3102 года до н. э. Эта дата базируется на «Махабхарате». В её текстах указано, что Кришна царствовал в Двараке в продолжение 36 лет после сражения на Курукшетре. В «Матсья-пуране» также указано, что на момент боя на Курукшетре Кришне исполнилось 89 лет, после чего Пандавы властвовали 36 лет.

Древние традиции

Почему говорят, что Кришна – это Вишну? Потому что Кришна как сваям-рупа является первопричиной Вишну, или Нараяны (виласа-рупа), который в свой черёд изливается из вайбхава-пракаши Кришны, конфигурации Бога Баларамы. Кришна же владеет добавочными, присущими ему свойствами.

Культ Кришны-Васудевы, именуемый бхагавативизмом, исторически был одним из самых стародавних видов почитания Кришны. Учёные считают, что с течением времени бхагаватизм смешался с иными ценностями поклонения Кришне, такими как культ Бала-Кришны и Гопалы, которые выступили основой для нынешнего монотеистического кришнаизма.

Учёные думают, что создателем религиозных ценностей бхагаватизма был сам Кришна, которого также именовали Васудевой. Он относился к племени Ядавов и его ученики именовали себя бхагаватами. Самые древние археологические и писательские доказательства наличия этого наследия относятся к временам V-II веков до н. э.

кришна перевод

В нынешнем индуизме почитание Кришны является сегментом монотеистического наследия вайшнавизма. Его приверженцы поклоняются Вишне как Верховному Богу. Кришна в вайшнавизме трактуется как самая совершенная аватара, или форма Вишну, идентичная Вишну.

Кришна также является одной из базовых форм Бога в поклонении наследий бхакти индуизма, особенно в вайшнавизме.

Течения бхакти, базирующиеся на почитании Кришны, популяризовались в Индии с VI по IX век авторами старинных текстов, посвящённых Кнришна-бхакти.

В те годы учёные жители, обладавшие знаниями санскрита, могли восторгаться такими писаниями, как «Гитаговинда» и «Кришнакарнамрита». Люди воспевали религиозные песни и иных поэтов, составленные на местных языках Индии. Эти песни выражали преданность и эстетическую любовь Кришне. Они были созданы поэтами, которые происходили из различных слоёв общества Индии того времени.

Популяризация

В 1966 году почитание Кришны вышло за пределы Индии и расширилось по всему миру, включая Европу, Африку, Канаду, США, Латинскую Америку и Россию. Это произошло благодаря Межнациональному обществу сознания Кришны и его создателю Бхактиведанте, который представил мировоззрение гаудия-вайшнавизма на языке англичан.