Стиль барокко в России: история и примеры
Барокко – один из самых красивых стилей. Обилие золота, причудливые канделябры, неординарные формы и изысканные украшения – вот, что характеризует эту эпоху. Несмотря на то, что этот стиль такой уникальный, многие люди не могут отличить его от рококо или ампира. Сегодня мы заполним этот пробел в знаниях и поговорим о барокко в России.
Немного о стиле
Барокко в переводе с итальянского означает "причудливый". Это слово хорошо описывает стиль, причем в различных его вариациях. Как это всегда и бывает, за простотой и скромностью идет роскошь и богатство.
В XVI в. на смену ренессансу приходит барокко. Стиль зарождается в Италии, где люди остро чувствуют нехватку прекрасного. Они готовы лицезреть любое искусство, даже иллюзорное. Благодаря новой тенденции итальянцы смогли быстро и дешево преобразить свои города. Ведь жителям не нужны были новые строения, им нужно было улучшить внешний вид тех, что существуют уже не один век. Благодаря виртуозной реставрации на зданиях появляются барельефы и росписи. Декора становится много, и он используется повсеместно. Украшаются здания, интерьеры, предметы искусств, одежда. Люди соскучились по красоте, им надоели четкие линии и вездесущая симметрия.
При ком барокко стало популярно в нашей стране?
Барокко в России появилось при Петре I. И оно разительно отличалось от европейского аналога. Россия, вообще, медленно поддавалась каким-либо влияниям. Поэтому, несмотря на то что стиль барокко пришел в нашу страну в XVII в., большого развития он не получил. В России все еще господствовал ренессанс, и все строительство велось под влиянием этого стиля. Барокко в нашей стране первое время проявлялся только в скромном декоре зданий. Лепнину белили и использовали не только для внутреннего убранства дворцов, но и для внешней отделки.
Барокко в архитектуре
С XVIII в. в России идет активное строительство. Барокко только начинает набирать популярность и в открытом виде архитекторы применять его боятся.
Стиль зданий барокко в России имеет уникальную особенность: они отличаются друг от друга стилистически. Это объясняется тем, что все крупные постройки возводились по желанию того или другого знаменитого дворянского рода. Князья Голицыны и Нарышкины имели разное представление о прекрасном, так и получилось, что барокко стало голицынским и нарышкинским. Самые значительные постройки в этих стилях: церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь, Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. Все это строилось в Москве, а как же дела обстояли в Санкт-Петербурге?
Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы с XVIII в. украшают Северную столицу. Архитектором этих зданий стал Ф. Растрелли. Нельзя не восхищаться талантом человека, который смог не только построить невероятные дворцы, но и распланировать парковый ансамбль. Именно в это время в России появляются регулярные парки, в которых архитектура и природа находятся в гармонии.
Барокко в интерьере
Внутреннее убранство дворца должно было гармонировать с его наружностью. Интерьер считался как бы продолжением архитектуры. Зачастую именно архитектор и занимался оформлением убранства комнат. Интерьерный стиль барокко в России характеризуется богатым убранством стен.
Для их оформления используется лепнина, деревянные балки, тканые обои. Арки и ниши применяются редко. Потолок должен был служить продолжением стены, на стыке акцента не делали. Зачастую лепнина с горизонтальной плоскости переходила на вертикальную. Часто в украшении потолков использовались фрески. Чтобы добиться большего эффекта, пол в комнатах делали под мрамор. Использовали керамическую плитку, но и дерево применяли довольно часто. Паркетные полы из моды не выходят.Барокко в мебели
Мастера по дереву смогли полностью реализовать все свои творческие идеи в XVIII в. Ведь именно тогда свой рассвет переживало барокко в России. Во дворцы стали завозить как мебель отечественного производства, так и заграничную. Главной особенностью кресел служил резной декор спинки. Волны, цветы, анималистические мотивы - художники давали волю своей фантазии.
Мебель всегда имела тканевую обивку, которая подбиралась под шторы или обои. Диваны того времени очень напоминали кресла, соединенные между собой. Прямоугольные столы уходят в прошлое, и их место занимают круглые массивные столешницы, на ножках, выполненных в виде львов, баранов, женских голов и т. д. Несмотря на свои габариты, визуально мебель казалась легкой и утонченной. Этот эффект достигался за счет лакированных и золоченых деталей, которые часто перекликались со стенами и потолками залов.
Предметы декора в барокко
Вещи, которые украшали дворцы знати в этот период, были разнообразны. Примерами барокко в России могут служить зеркала разных размеров. Их рамы обязательно были украшены лепниной, причем чаще всего позолоченной. Такие предметы искусства вешали не только в дамских будуарах, но и в гостиных. Люди уже в XVIII в. умели визуально расширять помещение за счет зеркал. Живопись в позолоченных рамках занимала почетное место в любом дворце.
Так как барокко было иллюзорным искусством, то ценились даже не столько подлинные живописные полотна, как сюжеты на них изображенные. В гостиных можно было видеть копии с работ Рубенса и Рембрандта, а также в моде были полотна малоизвестных художников, которые писали французские пейзажи и интерьерные картины.
Из мелких декоративных элементов дамами почитались шкатулки всевозможных форм. В них хранилось все подряд, от украшений и безделушек, до семейных реликвий и любовных писем. Мужчины же предпочитали, украшая свой кабинет, отдавать дань науке. Именно поэтому на стенах развешивались карты мира, а на столе устанавливался глобус.
Барокко в скульптуре
Самым талантливым скульптором этой эпохи был Лоренцо Бернини. По его творчеству можно охарактеризовать те черты, которые так хотели видеть люди в искусстве. В первую очередь – это динамика. Скульптурные изваяния людей находятся в движении и при этом испытывают какие-либо эмоции. Ярким примером является работа Бернини «Похищение Прозерпины», реалистичными кажутся не только главные персонажи, но даже цербер, стоящий рядом. Лоренцо любил изображать тела обнаженными, но приличия времени требовали, чтобы скульптура выглядела скромно. В связи с этим скульптор нашел выход, он драпировал фигуры в ткани, которые подчеркивали изгибы тела и красиво ниспадали складками.
Так как барокко было склонно к изяществу и богатству, скульптуры изготавливали из мрамора. Маленькие статуэтки, которые украшали столы и комоды, делали из бронзы. Скульптура того времени не несла никакого функционального назначения. Украшение и единство с интерьером или экстерьером - вот была ее главная задача.
Барокко в мужской моде
В XVIII в. украшательство в любой форме считается необходимым. Национальное своеобразие стиля барокко в России проявляется в архитектуре, но не в костюме. Петр I впервые стал широко распространять европейскую одежду. А так как законодательницей мод считалась Франция, то наши предки активно копировали костюмы зарубежных джентльменов. Все больше стиралась уникальность между странами, и теперь на любом балу все мужчины выглядели идентично. Зарубежная мода не обошла стороной и прически. Как все мы с детства знаем, Петр I, вернувшись из Голландии, первым делом приказал всем боярам подстричь бороды. Гладковыбритое лицо и сильно напудренный парик, вот как должна была выглядеть голова мужчины XVIII в.
Барокко в женской одежде
Убранство гардероба любой придворной дамы завораживало взгляд. Наряд был подобен архитектуре в стиле барокко. В России в XVIII в. стали пользоваться популярностью французские платья. Женщины носили пышные юбки с подъёмником из китового уса. Теперь не приходилось мучиться от жары нижнего наряда, но на смену этому неудобству пришло другое – корсет. Девушки в погоне за тонкой талией часто так сильно затягивали ленты, что порой просто теряли сознание. Нет необходимости говорить, что для украшения платьев использовались золотые нити и обилие кружева. Именно в XVIII в. в женскую моду вошли высокие каблуки. Порой на них ходили даже мужчины низкого роста.
Прически в стиле барокко в России были своеобразны. Чаще всего парикмахеры сооружали сложные конструкции, которые фиксировали большим количеством муки и желатина. Спать с такой прической было практически невозможно, но и разбирать ее девушки не хотели. Услуги парикмахеров стоили больших денег, менять причёску к каждому балу было не всем по карману.
Барокко в украшениях
Каждый стиль вносит в искусство что-то новое. Конечно, если учесть, что мода ходит по кругу, то не стоит выкидывать все свои вещи с приходом новых трендов. Но вот с ювелирными изделиями такого никогда и не происходило, по крайней мере, в России. Искусство барокко внесло в украшения новую жизнь. Изменилась не только форма, но и содержание. Причем как в прямом, так и в переносном смысле слова. Девушки с удовольствием надевали сережки, которые были выполнены в форме причудливого цветка. Их даже не смущал тот факт, что такие украшения очень тяжелые и при постоянной носке они сильно деформируют уши. Красота требовала жертв. В моду входят длинные сережки, но не легкие и ажурные, а массивные. Они должны были быть украшены натуральными камнями и иметь волнообразные края. Та же тема прослеживается и в колье. Тонкие цепочки сложно было увидеть на шее у женщин, а вот массивные украшения демонстрировались на балах часто. Подчас придворные дамы, стараясь выглядеть красиво, надевали на себя все лучшее сразу. Их головы украшали ободки, на шее было колье, руки были обвиты браслетами, а на пальцах красовались огромные кольца.
Барокко в музыке
Рассказывая о культуре, нельзя не упоминать и о музыке. Ведь она всегда шла рука об руку с театральным искусством. Раньше послушать музыку можно было только в церкви, опере и в театре. Но так как стиль барокко в России отличался от европейского, соответственно, и музыкальные предпочтения наших предков были немного иные, чем во всем мире. Слишком долгое господство средневековой музыки сказалось на вкусе публики. Людям хотелось не чего-то проникновенного, а чего-то более легкого, но в то же время мелодичного. В России не были распространены католические церкви, в которых проходили органные концерты, соответственно, к такой музыке наш народ был не приучен. Зато клавесин пользовался популярностью. Из великих композиторов того времени стоит отметить Иоганна Себастьяна Баха и Вивальди.
Барокко сегодня
Сегодня в искусстве наблюдается возврат к прошлому. Архитектура барокко в России пользуется популярностью. Стоит только посмотреть, сколько людей в период отпусков проводит свое время не на море, а в Петербурге. Сегодня в моде роскошь, а где же еще искать вдохновение дизайнерам, как не в искусстве барокко? В России 18 век породил целую плеяду талантливых художников, скульпторов и живописцев. Плодами их труда до сих пор вдохновляются все творческие личности. Так в чем же сегодня проявляется стиль барокко? Конечно, в искусстве интерьера. Люди хотят жить в роскоши: сидеть на мягких стульях с причудливыми спинками, спать на массивных деревянных кроватях с балдахинами и, конечно, видеть в своих квартирах небольшие бронзовые статуэтки. Во внутренней отделке помещения все чаще встречается керамическая плитка, паркетный пол и даже тканевые обои.
Люди украшают свои интерьеры зеркалами в массивных рамах и расставляют на столах живые цветы.Сегодня в моде одежда в стиле барокко. Это, конечно, современная интерпретация нарядов прошлого. Благодаря бренду D&G модницы стали покупать платье, обильно украшенное вышивкой, куртки и джинсы, расшитые имитацией жемчуга.
А также крупные серьги и колье - обязательный атрибут любой стильной девушки.
Похожие статьи
- Архитектура 19 века в России: стили и направления, история, памятники архитектуры
- Воронцовский дворец (Санкт-Петербург): история, описание
- Стиль барокко в интерьере. Стиль барокко в архитектуре
- Орган - музыкальный инструмент. История и устройство органа
- Самые известные триумфальные арки мира
- Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: история, описание, время работы
- Аль-Марджани - мечеть в Казани: описание, история, реликвии и святыни