ОАО "Октябрьский электровагоноремонтный завод" (ОЭВРЗ): адрес, продукция
Одно из старейших предприятий С.-Петербурга – ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» – проводит капитальный ремонт, техобслуживание, модернизацию вагонов для электропоездов РЖД и метрополитенов крупных городов России. С 2008 года ОЭВРЗ осуществляет строительство вагонов нового поколения. В ближайшее время компания планирует принять участие в производстве и последующем обслуживании рельсовых автобусов и трамваев.
Создание
Октябрьский электровагоноремонтный завод является преемником Петербургского казенного завода, введенного в строй 16.09.1826. Над его проектом работали выдающиеся русские архитекторы В. П. Стасов и А. И. Постников, а заведовал строительством шотландский инженер Кларк. Он же возглавил предприятие, внеся огромный вклад в развитие отечественного судостроения.
Первоначально Октябрьский электровагоноремонтный завод в СПб специализировался на выплавке чугуна и изготовлении судов. Здесь был спроектирован и собран первый отечественный пароход (1830), получивший название «Нева». Чуть позже (в 1834 году) была создана экспериментальная шестиметровая подводная лодка конструкции К. А. Шильдера.
Литейное дело
Предприятие в XIX веке было одним из основных поставщиков металлоконструкций. Они использовались при сооружении и ремонте зданий Северной столицы. В частности, при восстановлении после пожара Зимнего Дворца, строительстве Александровского театра.
Отменным мастерством обладали заводские литейщики. Художественные композиции из чугуна, меди и бронзы украшают фасады многих знаковых строений Петербурга. Самые известные:
- Колесница Славы, венчающая арку Главного штаба.
- Триада Аполлона в Александровском театре.
- Львы, украшающие пристань у Зимнего дворца.
- Элементы декора для Гатчинских ворот, Исаакиевского собора, Летнего сада, ряда триумфальных арок и мостов.
От пароходов до паровозов
Строительство первой железной дороги, связавшей столицу с Царским селом, вызвало переполох в обществе. Многие считали новинку не более чем игрушкой царской семьи. Однако специалисты быстро оценили невероятные перспективы нового вида транспорта.
По инициативе министра путей сообщения П. П. Мельникова Александровский завод, как один из наиболее передовых и технически оснащенных, был передан в введение Главного железнодорожного управления. Сначала здесь выпускали железнодорожные составы, а позже – трамвайные вагоны.
Производственным процессом занимались приглашенные из США опытные механики Уайненс, Гаррисон и Иствик. Американские специалисты полностью переоборудовали цеха, закупили станки за рубежом, расширили площадь предприятия.
На паровой тяге
Первые два товарных паровоза, спроектированные по схеме 0-3-0, были выпущены весной 1845 года. К концу этого же года свет увидела пара пассажирских паровозов с компоновкой 2-2-0. С 1846 года Октябрьский электровагоноремонтный завод выпускает вагоны.
В 1858-м начато производство более мощных локомотивов нового поколения. За два года заводчане собрали 16 поездов серии «Е», по характеристикам превосходивших западные аналоги. Их конструкция была столь хороша, что они эксплуатировались до самой революции.
В 1880 годах Министерством путей сообщения были выделены значительные средства на переоборудование завода. Постепенно предприятие становится не столько паровозостроительным, сколько ремонтным. К началу века производство являлось Главными паровозными и вагонными мастерскими.
Советский период
После революции Николаевскую железную дорогу большевики переименовали в Октябрьску. В 1931 году предприятие было разделено на паровозоремонтный и вагоноремонтный участки. Последний и получил впоследствии название Октябрьский электровагоноремонтный завод. В годы войны на производстве переоборудовали гражданские составы в санитарные, формировали бронепоезда, ремонтировали поврежденную технику, строили вагоны.
В 1962 году предприятие было переориентировано на ремонт железнодорожного электротранспорта, вагонов метро и подвижного состава. Местным специалистам доверяли ремонт самой сложной техники, например, фирменных скоростных поездов «Красная стрела» и «Аврора», электричек серии ЭР-200.
Новая эпоха
После распада СССР администрации удалось сохранить предприятие на плаву. К концу 90-х Октябрьский электровагоноремонтный завод выполнял значительный объем работ по модернизации электропоездов, межобластных вагонов, вагонов-ресторанов. Изюминкой ОЭВРЗ стало создание поездов повышенной комфортности, таких как «Балтика», «Ладога», «Северная звезда».
В начале 2000-х производственные мощности дополнили опытно-экспериментальный цех и лаборатория неразрушающего контроля. В 2005 году ОЭВРЗ вошел в структуру "Трансмашхолдинга".
Производственная деятельность
Сегодня Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) является образцом высокоэффективного современного предприятия. В его цехах выполняют капремонт и модернизацию:
- Электропоездов, в том числе скоростных и повышенной комфортности.
- Вагонов пассажирских всех классов.
- Рельсовых автобусов.
- Трамваев.
- Фирменных поездов.
- Специальной техники.
За последнее десятилетие заводчане отремонтировали свыше 600 электросекций, 2300 железнодорожных пассажирских вагонов, поддерживают в «боеготовности» фирменные поезда «Александр Невский», «Невский экспресс» и другие.
Метро
Важным направлением является деловое сотрудничество с метрополитенами Петербурга, Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. На предприятии не только ремонтируют подвижной состав, но с 2008 года изготавливают вагоны нового поколения.
Освоено производство вагонов метро серий 81-780/781 «Ладога», 81-714/717, вагонов-лабораторий. Серия «Ладога» выделяется большей экономичностью (энергопотребление снижено на 30 %), комфортом (действуют системы обеззараживания воздуха, работают кондиционеры) и заботой о пассажирах (предусмотрены специальные зоны для колясок).
Перспективы
Сегодня Октябрьский электровагоноремонтный является важным предприятием в структуре железнодорожного ведомства страны. Специалисты ОЭВРЗ имеют достаточную квалификацию для обслуживания рельсовой техники различного назначения, в том числе конструкционно сложных скоростных поездов.
В рамках инвестпроекта о развитии городского рельсового электротранспорта заводу выделены средства на создание двух новых цехов площадью 14150 м: статических испытаний и вагоносборочного. На новом производственном комплексе планируется изготавливать вагоны для метро, оснащенные асинхронным тяговым приводом.
Определенные надежны связаны с развитием нового для России типа транспорта – рельсовых автобусов. Они похожи на трамваи, но курсируют по железнодорожным путям в черте города либо на пригородных маршрутах. Завод уже осуществляет ремонт моделей РА-1 и РА-2, но в будущем руководство рассчитывает принять участие в производстве рельсовых автобусов нового поколения.
Адрес предприятия: 192148, Российская Федерация, Ленинградская область, г. С.-Петербург, улица Седова-45.
Похожие статьи
- Литейный мост в Санкт-Петербурге
- Город Тамбов. Население Тамбова
- Завод "Красный треугольник" в Санкт-Петербурге
- Усадьба Быково, Москва - описание, история и интересные факты
- Население Коврова: численность и этнический состав
- Станция Ховрино: описание, история. Как доехать?
- Казахстанская железная дорога: руководство, инфраструктура и подвижной состав. АО "Қазақстан Темир Жолы"