План анализа стихотворения Жуковского «Море»
Стихотворение «Море» написано основоположником русского романтизма В. Жуковским в минуты раздумий. В нем поэт описывает море в состоянии покоя, затем бурю и снова безоблачность и умиротворенность. Оно в стихотворении предстает перед читателем живым существом, которое не может выразить своих переживаний.
Особенности стихотворения
Подготавливая анализ стихотворения «Море» Жуковского, можно начать с указания даты его написания – оно было создано поэтом в 1822 году. Оно наполнено романтическими темами, образами и мотивами. С одной стороны, читатель легко представляет себе морской пейзаж, когда море то спокойное, то бушующее. С другой – оно наделено человеческими чертами. Для поэта-романтика мир моря – это загадка, которую ему предстоит еще разгадать.
При этом одушевляются не просто отдельные части моря – оно все становится живым. Это и отличает Жуковского от других поэтов-романтиков. У читателя создается впечатление, что лирический герой разговаривает с каким-то незнакомцем, а может быть, и с думающим и сопереживающим собеседником. Впоследствии такой же прием будет использовать в своем стихотворении «К морю», написанном в 1824 году, и А. С. Пушкин.
Точка обзора поэта
Проводя анализ стихотворения «Море» Жуковского, школьник может описать те художественные приемы, с помощью которых поэт выражает свое видение стихии. Лирический герой стихотворения как бы бросает свой взгляд на необъятные морские просторы с высокой точки, возможно, с отвесной скалы. Жуковский пишет: «Стою очарован над бездной твоей». Море огромно и бездонно, оно манит своей таинственностью.
Художественные приемы: метафоры и олицетворения, аллитерация
Также можно определить и жанр произведения, проводя анализ стихотворения «Море» Жуковского. Элегия – это будет правильный ответ. Данный жанр возник еще во времена Древней Греции. Слово «элегия» обозначает «жалобная песня». Движение моря поэт передает с помощью многочисленных метафор и олицетворений, выраженных при помощи глаголов «блещешь», «бьешься», «рвешь», «терзаешь». Поэт наделяет море человеческими способностями любить и тревожиться, бороться и испытывать нежность. В стихотворении присутствует также и прием аллитерации, при помощи которой поэт описывает таинственную мощь стихии («Чем дышит твоя напряженная грудь»).
Схожесть с человеком
В своем произведении поэт использует большое количество различных эпитетов. Но всего лишь один из них может охарактеризовать море как явление природы – это определение «лазурное». Это слово считается немного устаревшим и обозначает небесно-голубой цвет. Все остальные языковые средства используются поэтом для того, чтобы придать морю сходство с живым существом. Поэт обращается к нему: «ты дышишь», «ты живо».
Взаимоотношения моря и неба
Само по себе море никак не может раскрыть свою тайну, так как оно «безмолвно», это также можно упомянуть в анализе стихотворения «Море» Жуковского. Однако поэт, наблюдающий за ним, видит признаки нарождающейся в нем тревоги. В движении волн он замечает, что море тоже хотело бы обрести покой. И постепенно он постигает эту тайну: небо является тем, что заставляет постоянно тревожиться морские волны. Два существа – бездонное небо и необъятное море – тяготеют друг к другу. Они, словно люди, наделяются поэтом чувством родства.
Дальнейший анализ лирического стихотворения Жуковского «Море» показывает, что поэт заинтересован теми взаимоотношениями, которые связывают две бездны. Море предстает как неразрывно связанное с небом, оно тяготеет к нему. Оно является несвободным в отличие от неба, которое обладает абсолютной волей. Море томится «в земной неволе», и оно имеет возможность только наслаждаться видом высокого неба. Эта любовь наполняет существование моря высоким смыслом, несмотря на то что оно томится в плену и вынуждено противостоять грозным тучам.
Высокие мечты
Другими словами, в своем стихотворении поэт выражает мечту о высоком совершенстве. Ему не нравится окружающая действительность, он стремится к идеалу. Учащийся для получения хорошей оценки может описать эту позицию поэта, готовясь к анализу стихотворения «Море» Жуковского. Кратко положение лирического героя можно резюмировать так: его мечта далека от реальности. Море в произведении помимо своего непосредственного значения символизирует душу человека, ее устремленность к высоким идеалам. Поэт наделяет море собственными переживаниями – тревогами и радостями, печалью и желаниями. Основная идея стихотворения заключается в его философском смысле, в одной из излюбленных мыслей Жуковского о том, что все живое может быть освещено высоким светом духовности.
Стремление к небу
По мере того как читатель проводит анализ стихотворения «Море» Жуковского и разгадывает тайну поэта-романтика, ему становится ясно: море, как и все живое на этой планете, находится в плену. Земная жизнь полна трудностей и утрат, идиллия свойственна только небесам. Даже тучи, которые, на первый взгляд, принадлежат небу, на самом деле сами по себе. Они собираются только для того, чтобы «отнять» небо. Оно представляется поэту прекрасным и беззащитным – это подчеркивается с помощью приема контраста. Жуковский противопоставляет «темные тучи» и «ясное небо».
Композиция стихотворения
Стихотворение может быть условно разделено на три части, это также следует указать школьнику при анализе стихотворения «Море» Жуковского. Они отличаются между собой интонацией и смысловым содержанием. В первой части читатель видит спокойное море, полное мира и безмятежности. Неизменный спутник умиротворенного моря – чистое небо. Эта часть отличается неторопливыми интонациями, ритм стихотворения плавный, завораживающий. Проводя анализ стихотворения «Море» Жуковского по плану, следует описать все составляющие произведения.
Во второй части, которая начинается с 5-го четверостишия, поэт рисует бурю. «Темные тучи» враждебны морю, они пытаются отнять его ценность – небо. Интонация становится тревожной, ритм стихотворения убыстряется. Поэт стремится показать всю грозность яростной стихии, это также можно подчеркнуть, готовясь к анализу стихотворения «Море» Жуковского. Кратко вторую часть можно описать так: море бушует, оно в состоянии непокорности.
В третьей части, которая приходится на отрезок с 6-го по 7-е четверостишия, Жуковский рисует состояние моря после тяжелой бури. Тучи уже ушли, однако море все еще не может прийти в свое спокойное состояние. В нем все еще таится «смятенье». Оно будто бы утратило связь с небом и «дрожит». Интонация произведения снова понижается, однако еще слышны тревожные нотки.
Анализ стихотворения «Море» Жуковского по плану
План анализа произведения может быть следующим:
- Автор и название стихотворения.
- Тема, основная мысль. Темой стихотворения «Море» является его романтический образ. Основная мысль – это существование двух бездн.
- Художественные средства – эпитеты, олицетворения.
- Композиция.
- Жанр – в данном случае, элегия.
- Литературное направление, к которому принадлежит произведение.
- Школьник уже догадывается, что это – романтизм.
Итак, мы провели анализ стихотворения «Море» Жуковского по плану кратко. Это произведение представляет собой большой монолог. Главное, что нужно упомянуть, – поэт обращается к морю, словно к живому существу. Он постепенно раскрывает его тайну. Жуковский предстает не просто как мастер поэтического слова, но и как художник. Читая его произведение, мы можем ярко представить те образы, которые он хотел передать.
Похожие статьи
- Стихотворение "Море" Жуковского: анализ
- Анализ стихотворения Василия Жуковского "Приход весны"
- Схема анализа стихотворения по литературе
- Жуковский Василий Андреевич: биография, творчество, интересные факты
- "Погасло дневное светило": анализ стихотворения А. С. Пушкина
- А. С. Пушкин, "К морю": анализ стихотворения, история создания
- А. С. Пушкин, "К морю": анализ стихотворения, характеристика творчества поэта