А. С. Пушкин, "К морю": анализ стихотворения, характеристика творчества поэта
Когда речь заходит о русской поэзии, то первым делом называют Пушкина. Действительно, кто, как не он - главное лицо нашей литературы. В данной статье кратко рассказывается о поэте, дается общее представление о периоде под названием "золотой век", а также приводится анализ стихотворения Пушкина "К морю".
"Золотой век"
Начало девятнадцатого века - это начало культурного подъема в России. Победа над Наполеоном усилила рост самосознания русского народа, восстание декабристов повлекло за собой распространение новых идей, свежих мыслей сначала среди офицеров и дворян, а позже и среди мещанского класса.
Номером один нашей культуры уже при жизни стал Пушкин, получивший блестящее образование, водивший дружбу со многими декабристами гениальный поэт и прозаик, создатель "русского литературного языка", которым мы пользуемся до сих пор. Не зря именно Пушкин - символ "золотого века" русской литературы.
Но, помимо Александра Сергеевича, "золотой век" может похвастаться и другими талантливыми поэтами и писателями. Николай Гоголь, чьи произведения сейчас изучают в каждой школе, стал известен еще при жизни Пушкина, и писателей даже связывала дружба, пока их взгляды не разошлись.
А вот Михаил Лермонтов стал популярен только после смерти Пушкина. Написав "На смерть поэта", Лермонтов не только получил славу "продолжателя Пушкина", но и царский гнев, по указу которого был отправлен в ссылку на Кавказ.
Постепенно, к середине девятнадцатого века, складывается традиция русской литературы, которую в своих произведениях, позже продолжат Некрасов, Тургенев, Достоевский и другие выдающиеся русские писатели и поэты.
Детские годы Пушкина
Родился будущий поэт шестого июня (а по старому стилю - двадцать шестого мая), в Москве, в 1799 году.
Детские годы юный Пушкин проводил у бабушки в селе Захарове, под Москвой, вместе со своими братом и сестрой (Лев и Ольга - соответственно). Кстати, именно бабушка и наняла няню для Пушкина - Арину Родионовну, которой Александр Сергеевич посвятит очень много своих произведений.
Образование и начало творческого пути
В 1811 году Пушкин начинается своё обучение в Царскосельском Лицее. Там, где царит атмосфера братства, свободы и задорной юной мысли, проходит становление Пушкина, как личности.
В 1814 году печатается первое стихотворение, в журнале "Вестник Европы". Пушкин начинает очень много читать - любимыми писателями на тот период являются Вольтер и Эварист.
В 1812 году, в чине коллежского секретаря двенадцатого класса, Пушкин оканчивает Лицей и поступает на службу в Коллегию иностранных дел.
Пушкин: поэзия и смерть
С 1819 года поэт входит в число участников литературно-театрального сообщества "Зеленая лампа". В этот же год он начинает работу над поэмой "Руслан и Людмила".
В 1821 году он публикует поэму "Кавказский пленник", что приносит ему признание всей литературной России. Спустя два года он начинает работу над "Евгением Онегиным". Закончит его Пушкин только спустя девять лет - в 1832 году.
В тридцатых годах поэт пишет очень много исторических вещей, таких, как: "Капитанская дочка" или "История Пугачева", также к этому периоду относятся "Песни западных славян". Задумывается роман "Дубровский".
К двадцатым годам относят и первые ссылки Пушкина. Его политические стихи не могли вызвать одобрения у царя, поэтому Александр Первый всегда очень настороженно держал себя по отношению к поэту. Его приемник, Николай Первый, так вообще однажды назвал себя "личным цензором Пушкина". Это указывает на то, что в Пушкине видели очень влиятельную фигуру.
В тридцать седьмом году состоялась дуэль Пушкина и Дантеса, на которой поэт был смертельно ранен. Император Николай Первый, после смерти поэта, заплатил все долги Пушкина и финансово оказал покровительство его семье.
"Пушкин - наше все", или значение поэта
Перед тем как провести краткий анализ "К морю" Пушкина, расскажем о значении поэта для всей литературной России. Александра Сергеевича не зря называют создателем новой литературы в России. Опираясь на народное творчество, опыт западных писателей, на которых учились русские мастера слова девятнадцатого века, Пушкин создал литературу нового плана - актуальную, сильную и по своей наполненности, и по своему языку.
Пушкин в своих произведениях развивал то, что пытались до него описать Грибоедов, Державин, Фонвизин, Крылов. Александр Сергеевич показал многие аспекты жизни русского народа, его духовность, его зрелость и мудрость во многих вопросах.
Николай Гоголь говорил о Пушкине: "В нем - гибкость и сила всего русского языка". Лев Николаевич Толстой писал о Пушкине: "Это наш учитель и никогда не устанешь изучать его".
Стихотворение "К морю": публикация и отзывы современников
Данное стихотворение - это стихотворение в память о Байроне, который умер девятнадцатого апреля 1824 года. П. А. Вяземский очень настоятельно обращался к Пушкину и просил его написать стихи, посвященные ушедшему. Сам Вяземский готовил к печати прозу в честь Байрона и хотел, чтобы и стихи Пушкина, и его проза появились в печати одновременно.
Тематика прощания с морем также связана с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил целый год, в очередную ссылку, в село Михайловское. Именно в Одессе был сделан первоначальный черновик стихотворения, а уже в Михайловском - доведен до ума и отправлен в печать. В 1825 году стихотворение появилось в печати. Среди главных героев текста, помимо лирического героя и Байрона, подразумевался Наполеон, но в то время открыто прозвучать это не могло, поэтому часть строк с прямыми намеками на бывшего императора Пушкин заменил точками. Вяземский, Белинский и ряд литераторов того времени высоко оценили стихотворение.
Анализ стихотворения Пушкина "К морю" по плану
В школе или на экзамене могут дать задание сделать разбор и анализ стихотворения по плану, который должен быть следующего содержания:
- название произведения, автор, годы создания, публикации и жанр;
- насколько автобиографично произведение;
- что повлияло на автора при создании;
- главная тема, вопросы, которые поднимает автор в данном произведении;
- идея, основная мысль произведения;
- композиционные особенности;
- анализ языка, языковые новшества;
Следуя такой системе, постараемся сделать анализ "К морю" (Пушкина) по плану.
- Написано стихотворение в 1824 году.
- По своему строению это лирический монолог, который ведется от лица автора. Вообще, такой способ написания очень близок Пушкину и один из его любимых. Способ такого написания позволяет поэту максимально широко доносить свои мысли до читателей;
- Жанр стихотворения "К морю" - это элегия.
- Основная тема произведения - это переживания об утерянной свободе. Также есть рассуждения о сложностях, которые возникают во взаимоотношениях между сильной личностью и остальным обществом. Поднимается проблема власти.
- Различные образы не следуют какому-то плану, а сменяют друг друга как волны на море - одна за другой.
- Идея стихотворения - это свобода, борьба человека за свои личностные права. Воплощается свобода в образе моря, на берегу которого стоит лирический герой стихотворения. Образ моря - это символ природы, которая бесконечно свободна и неограниченна ничем. Именно созерцание такой свободы и наталкивает лирического героя на думы о двух великих людях, которые были мощны и вольны: это Наполеон и Байрон. Своим духом они, по мнению лирического героя, близки к морю.
- Стихотворение можно поделить на две части. Первая - это описание моря, как природного явления. Вторая часть - это конкретизация личностей Наполеона и Байрона, пусть и посредством метафор.
- По ходу произведения, от начала к концу, повышается пафос, усиливается тревожность.
Если следовать по творческому пути Пушкина, то можно увидеть, что "К морю" - это завершение романтического периода в стихотворениях поэта. В данном произведении Пушкин не только прощается с морем и с великими личностями прошлого - он прощается с самим собой прошлым. Впереди - ссылка в Михайловское, потом на глазах Пушкина его друзья выйдут на Сенатскую площадь. Казнь декабристов очень тяжело будет воспринята поэтом. С романтизмом было покончено - впереди Россию (а значит, и Пушкина) ожидало время подъема внутреннего самосознания у людей, поиск свободы и справедливости.
Художественный анализ стихотворения Пушкина "К морю"
А в этом разделе будет дан более художественный анализ произведения.
Александр Сергеевич Пушкин очень часто обращался к образу моря или океана как к образу неспокойной человеческой мысли, которая требует свободы и вольности, и неважно - личной или политической. Вода - это всегда нечто неукротимое, необузданное, мощное, каким бы хотелось быть и человеку.
В другом смысле море - это символика человеческой судьбы, жизни. Ведь "занести" человека может куда угодно, к любой земле, и бывает, что он, словно волны, все бьется и бьется о камни.
Если проводить анализ стихотворения Пушкина "К морю", то мы видим, что в произведении собраны самые яркие образы, очень мощный и выразительный язык, высокая эмоциональность.
Рецензии критиков
Ниже подан анализ стиха Пушкина "К морю" в согласии с сочинениями критиков и специалистов (например, по книгам Лотмана о писателе).
Лотман отмечает, что, исходя из названия стихотворения, мы видим параллели автора между водой и своей тягой к вольности, к свободе. Что вовсе не удивительно, ведь стихотворение относится к двадцатым годам девятнадцатого века, которые Пушкин проводил в ссылке. Плюс - сочувствие "декабристам", многие из которых были знакомы Пушкину лично. И ведь что интересно - только ссылка спасла Пушкина от судьбы "декабристов", ибо, как упоминается в различных источниках, на вопрос императора, где бы был Пушкин в декабре двадцать пятого года, поэт ответил: "На Сенатской площади".
Находясь в Одессе, Пушкин впервые видит море, что, безусловно, отражается на его творчестве. Проводя анализ произведения Пушкина "К морю", мы видим, что лирический герой в стихотворении сетует на тиранию, что царит кругом, и даже завидует морю, что волнующе и свободно.
Адресата у стихотворения целых три: это Байрон, это Наполеон и это красавица Елизавета Воронцова, которой обращены слова: «могучей страстью очарован».
Проводя анализ "К морю" Пушкина, мы видим, что стихотворение можно отнести к элегии. В тексте сплетается история, биография и философия, наделяя своими смыслами произведение. Так же очень четко видна связь между личностью и пейзажем, между чувствами и природными явлениями. Скрытые смыслы поэт нам подает на языке стихий.
Размер, который использует Пушкин - четырехстопный ямб. Он специально взят за основу, чтобы позволить читателям в ритмичности стихотворения "услышать" морской шум.
Проведя кратко анализ стихотворения Пушкина "К морю", можно выделить три части стихотворения:
- Лирический герой прощается с морем, овеянный грустными воспоминаниями о том, как он «бродил тихий и туманный» по берегу.
- Вторая часть - это сравнение лирическим героем больших личностей с морской стихией. Также герой стихотворения ведет размышления о свободе, о Наполеоне и о Байроне.
- Часть третья - это размышления лирического героя о предназначении человеческой личности. Герой беседует с морем, предаваясь размышлениям.
Из анализа "К морю" (Пушкин А. С.), мы видим, что в произведении главный мотив - это мотив изгнания. Так же можно увидеть размышления о том, что человек - всего лишь игрушка в руках судьбы, как щепка - в водах моря.
Очень ярка показана красота природы. Автор описывает природу нежно, словно любимую женщину. В пейзажах Пушкин видит идеалы свободной жизни, которая течет по своим законам и никому не подчиняется.
Проводя анализ "К морю" Пушкина, выделим основные изобразительные средства (тропы). Эпитеты - исключительно печально-романтической направленности, чтобы передать красоту окружающей среды. Например, грустный шум, ропот заунывный, глухие звуки. Также очень много сравнительных оборотов, в которых сопоставляются воды и судьба, природа и свобода.
Используя восклицания или риторические вопросы, Пушкин заостряет внимание на каких-либо конкретных понятиях. Для примера: «моей души предел желанный!», «о чем жалеть? куда бы ныне // я путь беспечный устремил?».
В конце краткого анализа стиха Пушкина "К морю" необходимо добавить, что после этого стихотворения у поэта начинается другой этап творчества - реализм.
Интересные факты о поэте
Вот некоторые из них:
- Маленький Саша, гуляя с няней, чуть не угодил под копыта императорского коня. Следующая встреча Александра Первого и Пушкина произойдет уже намного позже.
- В домашней библиотеке поэта было более трех тысяч книг, что по тем временам - огромная цифра.
- Пушкин знал с десяток иностранных языков.
- Поэт был картежник, потому и влезал постоянно в долги.
- Пушкин был участников двух десятков дуэлей, начиная с лицейского возраста. Двадцать первая стала для поэта последней.
Заключение
Александр Сергеевич Пушкин - фигура знаковая для России. Его произведения гениальны и остаются актуальными до сих пор. В данной статье, проведя полный анализ "К морю" Пушкина, мы прикоснулись лишь к малой частице наследия великого поэта.
Похожие статьи
- А. С. Пушкин, "К морю": анализ стихотворения, история создания
- Литературный анализ "Погасло дневное светило". Анализ стихотворения А. С. Пушкина
- Стихотворение "Море" Жуковского: анализ
- План анализа стихотворения Жуковского «Море»
- Краткий анализ стихотворения "Арион" Пушкина А. С.
- Горькое расставание с любовью: «Сожженное письмо». Анализ произведения А. Пушкина
- «Из Пиндемонти»: анализ стихотворения А. С. Пушкина и характеристика