Коллекция отечественной живописи: картины А. А. Пластова
В 2018 г. в России будет отмечаться 125-я годовщина со дня рождения замечательного русского художника Аркадия Пластова. Весной 2011 г. в Москве с успехом проходила выставка мастера.
Классик отечественной живописи
Уроженец Симбирской губернии Аркадий родился в крестьянской семье. Среди его предков были иконописцы и архитекторы. Закончив Симбирское духовное училище, а затем и семинарию, Пластов отправился обучаться в Москву. Он учился в Императорском Строгановском художественном училище и училище живописи, ваяния и зодчества по классу скульптуры.
По окончании трех лет обучения А. А. Пластов выбрал путь сельского живописца и вернулся на свою родину. Прерванная учеба была обусловлена вполне объективными причинами - революционными событиями в стране. Все картины живописец создавал, наблюдая жизнь односельчан и родную природу.
Картины А. А. Пластова
Творчество Аркадия Пластова многогранно. Работы его нельзя отнести к какому-то одному жанровому направлению: он и портретист, и пейзажист, и мастер бытового жанра. Он работал в разных видах живописи - писал картины в технике масла, гуаши, акварели, создавал графические работы и плакаты, книжные иллюстрации. Его произведения воспевают красоту русской природы и очарование деревенских будней. Среди иллюстраций известны работы по "Капитанской дочке" А. С. Пушкина, поэме "Мороз Красный Нос" Н. А. Некрасова, на православные сюжеты. Картины А. А. Пластова прозрачны и светлы, наполнены теплотой и любовью. Солнечный колорит делает их радостными и привлекает зрителя лучезарностью.
А. Пластов и Л. Толстой
Любимым писателем Аркадия Александровича Пластова был истинно народный мастер - Лев Николаевич Толстой. Именно благодаря его влиянию творчество Пластова также стало истинно народным, ведь кто, как не истинный крестьянин, возделывающий родную землю, понимает чаяния себе подобных. Именно потому Пластов не только создавал иллюстрации к книгам Л. Н. Толстого, но и в революционное время, как и писатель, стал защитником русского крестьянства - своих односельчан. Среди его картин-раздумий о тяжкой крестьянской доле - иллюстрации к "Казакам", к "Холстомеру", "Поликушке" и "Утру помещика". Традиции крупного жанра - эпопеи - подтолкнули Аркадия Пластова к созданию серии полотен, посвященных военной тематике. В ней он воспел войну как истинно народное явление, основанное на общем единении и созвучии душ.
Образ лошади в творчестве А. А. Пластова
Укоренившаяся с детства в сердце Аркадия Александровича Пластова любовь к деревне еще более "вросла" в него под влиянием Льва Николаевича Толстого.
Один из важных в творчестве художника образов - образ лошади. Создать яркие и натуралистичные изображения помогли мастеру множественные наброски, сделанные им с натуры. Кони на полотнах и иллюстрациях Пластова трогательны и прекрасны, даже в своей печальной старости. А мир, окружающий лошадь, как и ее образ, - гимн жизни и красоте, преданности и трудолюбию. Благодаря наблюдениям за лошадьми, такими разными в селе - сытыми и голодными, гривастыми, в нарядном убранстве, гордо несущими всадников или упорно тянущими телеги и сани, эти животные стали самыми яркими образами произведений Пластова. Потому и праздники, посвященные "лошадиным" святым, и народные обряды, связанные с этим грациозным животным, так любимы художником и так ярко им воплощены в его творчестве: "Купание коней", "Ночное", "Бега" и др.
Гимн Человеку в картинах А. А. Пластова
Образ человека имеет также важное значение в творчестве А. А. Пластова. Почти портретное изображение в бытовых полотнах делает людей более значимыми и интересными для зрителя. Простые открытые лица деревенских жителей, красота юности, доверчивость и чистота детства, мудрость и опыт старости, стойкость и основательность людей среднего поколения - символ цикличности и вечности жизни, ее глубины и разнообразия. Послевоенный этап творчества открывает картина "Сенокос", которая по праву может считаться гимном мирной жизни и победе русского народа над фашизмом.
Гимном мирному труду звучат картины "На колхозном току" и "Трактористы".Гимном юности и женской красоте является картина "Весна". Аллегоричность этого произведения напоминает нас к творчеству мастеров Возрождения: обнаженная фигура юной девушки воспринимается как аналог древнегреческой Афродиты. Она вышла из бани, как богиня из морской пены, только вместо юных нимф возле нее - маленькая трогательная девочка. И не нимфа здесь служит Красоте и Юности, а Красота и Юность - маленькой нимфе. Красота созидательна, и в данном случае она она является верным залогом строящейся судьбы девочки-подростка, ведь внимание, тепло, забота и любовь близкого человека, - качества, присущие по-настоящему красивым людям, делает нас сильнее, защищеннее, успешнее, увереннее и счастливее.
Человеческая красота не может существовать обособленно от живительной силы природы. А потому в картинах А. А. Пластова особое место отводится образам русской природы. Она - не просто красивая "рама" для образа человека, а самостоятельный образ, завораживающий и таинственный в своем непостоянстве и в то же время прекрасный в своей неизменности.
Похожие статьи
- Сочинение на тему "Первый снег". Примеры
- Пластилиновая живопись. Идеи для творчества
- Рисование пластилином (пластилинография): основные приемы
- Картины пишут или рисуют? Давайте разберемся
- Как описать картину: план и пример описания
- Художник Борис Кустодиев: биография, творчество. Борис Михайлович Кустодиев
- Картина "Московский дворик" Поленова: описание