Стихотворение Лермонтова «Пророк»: анализ и характеристика персонажей
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - гениальный русский поэт. Его поэзия отличается глубиной, фатализмом, удивительной мелодичностью и самобытностью. Творчество поэта стало расцветом русской литературы. Преемник А. С. Пушкина, он обогатил русскую поэзию новыми образами, которые стали неиссякаемым источником вдохновения для представителей многих поколений музыкального, изобразительного, театрального и кинематографического искусства.
Герой Лермонтова
Извечный конфликт поэта и толпы является для Лермонтова глубоко личным и определяет тематику его поэзии. Герой многих сочинений Лермонтова противостоит обществу. Он горд и одинок. Герой поэта не находит понимания среди людей. Он отвергает лицемерие, внутреннюю душевную пустоту высшего света, скрытую за внешним лоском. Возникает трагический конфликт между героем и окружающим его миром. Поэтому выход лишь один - бежать прочь от толпы, обрести душевную гармонию в единении с природой.
История создания стихотворения "Пророк"
Знаменательным является стихотворение "Пророк", которое продолжает одноимённое стихотворение Пушкина. Стихотворение "Пророк" Лермонтов написал в 1841 году, через 15 лет после "Пророка" Пушкина. Оно является одним из последних его сочинений, так как было написано уже незадолго до трагической дуэли со своим бывшим одноклассником Мартыновым.
Делая анализ "Пророка" Лермонтова, многие критики рассматривают его как символическое завещание поэта. В нём он невольно подводит итог своих взаимоотношений с обществом, волновавших его с ранних лет.
"Пророк" Лермонтова
Пророк, отправившийся в пушкинском стихотворении "глаголом жечь сердца людей", в лермонтовском бежит из города в пустыню. Людям не нужна правда, они насмехаются и издеваются над пророком. Он не всколыхнул людских сердец, а лишь вызвал зависть. Все отвернулись от него.
Руководствуясь конкретным ветхозаветным источником - книгой пророка Иеремии, Лермонтов изображает тему пророчества через страдания. Предсказатель из Иудеи в течение полувека призывал свой народ к исправлению и покаянию. Ему пришлось пройти через бесчисленное множество испытаний: он томился в темнице, его грозились убить. Разрушение Иерусалима, утерянная свобода - последствия нравственной глухоты общества. Человеческое непонимание, тяжесть испытаний стали причиной того, что Иеремия посмел однажды усомниться и отказаться от своего дела. Но он сумел преодолеть минутную слабость и решил пройти предначертанный ему путь до самого конца.
Герой и автор
Анализ стихотворения "Пророк" Лермонтова позволяет отметить, что лермонтовский пророк обладает человеческими качествами, присущими самому поэту. Это делает данный образ автобиографичным. В отличие от образа из Ветхого Завета, он не обладает терпением, смирением и упорством. Он утратил надежду на понимание общества, поэтому выбрал путь отшельничества. Пророк уходит из города в пустыню, он движется по направлению, которое противоположно пути пушкинского пророка, направляющегося от пустыни к людям.
Поступая, как древний иудей, пророк перед бегством осыпает пеплом голову. Этот обычай, который применяли в знак скорби, трагической потери, должен был напомнить человеку о том, что он грешен. Окончательно потеряв веру в человеческий разум, герой навсегда становится изгнанником.
Пророк в пустыне
Изгнанный людьми, пророк теперь довольствуется выполнением своей высокой миссии в пустыне. Здесь он находит утешение в единении с природой. Пустыня для героя становится местом его уединения, единственным пристанищем, куда не может быть вхожа враждебная ему толпа. Представители живой и неживой природы становятся благодарными слушателями пророка. Между ними устанавливается гармония отношений. В покорности зверей и радостной игре лучей света пророк получает понимание. Анализ "Пророка" Лермонтова доказывает, что к божественному началу именно это оказывается ближе, нежели общество, отвергнувшее его.
Пророк в городе
Лермонтов не оставляет читателю надежды на то, что в будущем общество сможет измениться. Эта идея пронизывает финальные строки стихотворения. Всё общество осуждает героя. При анализе стихотворения "Пророк" Лермонтова можно найти доказательства тому. Стариков, которые должны олицетворять мудрость, автор называет самолюбивыми. Они своими суждениями складывают мировоззрение молодого поколения, отличительной чертой которого является нравственная глухота. Несправедливые обвинения в гордости, глупости, неуживчивости летят в адрес пророка.
Отвергая посланника Божьего, общество обрекает себя на беспросветное и неопределённое будущее.
Анализ "Пророка" Лермонтова позволяет отметить, что, продолжая классическую тему, поэт находит решение ее в романтическом ключе. Он противопоставляет героя-одиночку враждебному обществу людей.
"Пророк" Пушкина и Лермонтова: сравнительный анализ
В основе как пушкинского, так и лермонтовского произведений лежит библейский текст. Анализ стихотворений "Пророк" Пушкина и Лермонтова показывает, что в произведениях этих авторов пророки наделены даром провидения. У каждого из них прототипом является библейский персонаж.
И Пушкин, и Лермонтов считали миссию поэта пророческой. Но отношение к этой миссии у них было различно. На основе сопоставительного анализа "Пророка" Пушкина и Лермонтова можно сделать вывод, что для первого автора пророческий дар - это награда, а для второго - тяжкое наказание. Пророк Пушкина уверенно направляется к людям, желая помочь им наполнить души светом правды. Он чувствует свою ответственность и осознаёт своё высокое предназначение. Анализ "Пророка" Лермонтова раскрывает противоположную сторону пророчества. В людях он не видит ничего, кроме отрицательных качеств. У Лермонтова пророк становится страдальцем, обречённым на полное одиночество и вечное непонимание со стороны людей, которым он проповедовал любовь и правду жизни. Сравнительный анализ стихотворения "Пророк" Пушкина и Лермонтова даёт понимание, что Лермонтов переносит пушкинского пророка в современный мир, показывая: нет места в этом мире поэту-пророку. Одиночество - вот его удел.
Существуют общие черты и безусловная связь "Пророка" Пушкина и Лермонтова. Сравнительный анализ демонстрирует общую метафоричность, обращение к библейскому образу. Однако по стилю пушкинское стихотворение более философское, в нем широко используются церковнославянские слова. Оно приближено к традициям классицизма. В свою очередь, М. Лермонтов раскрывает образ пророка как образ трагически непонятой людьми свободной творческой личности. Он сознательно отказывается от архаизмов, используя лирически проникновенные разговорные интонации, которые свойственны романтизму.
Похожие статьи
- Литературный анализ стихотворения "Пророк" А. С. Пушкина
- "Кинжал" Лермонтова: анализ. История прощального подарка
- Пророк Иеремия: биография. Книга «Плач Иеремии»
- «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова - анализ стихотворения, особенности и отзывы
- Любовная лирика Лермонтова и ее особенности
- Стихотворение "Дума" Лермонтова: анализ
- М. Ю. Лермонтов "Выхожу один я на дорогу": анализ, характеристика и отзывы