М. Ю. Лермонтов, "Тучи": анализ стиха

0
0

Стихотворение «Тучи» было написано М. Ю. Лермонтовым в поздний этап творчества поэта. Создано оно было в апреле 1840 года, перед тем как он был сослан на Кавказ уже во второй раз. Очевидцы говорят о том, что поэт написал стихотворение в день его отъезда из столицы, находясь на квартире у Карамзиных.

анализ лермонтов тучи

Тема произведения

В анализе «Туч» Лермонтова школьник может упомянуть, что основная тема стихотворения – это одиночество и свобода. Ведь именно на этом жизненном этапе Лермонтов стремился преодолеть разрыв между личностью и окружающим миром – ведь это противостояние обострялось для него все больше. Поэт стремится ясно изобразить страдания лирического героя, который изгнан из пределов родины не по своей воле.

В стихотворении используется прием тончайшей аллегории. В своем стихотворении, задавая вопросы «небесным странникам», поэт пытается выяснить те причины, по которым ему самому предстоит оставить родные места. Является ли его ссылка правительственным решением, или же это событие написано у него на роду? И можно было бы его избежать в таком случае? Ответов на эти вопросы в своем произведении поэт не находит. И если лирический герой не может отыскать причины, по которым ему приходится оставить родину, то поведению далеких туч он находит понятное объяснение. Они свободны от привязанностей, страстей и пороков.

Духовное родство с тучами

Стихотворение состоит из трех четверостиший, в нем основным художественным приемом является сравнение – это также может подчеркнуть школьник в анализе «Туч» Лермонтова. Поэт ощущает внутреннее родство с одинокими тучами, бегущими по склону небу. Он сравнивает себя с этими «изгнанниками» в первой строфе произведения. И образ туч придает всему произведению своеобразную пронзительность, которая звучит сквозь весь мотив изгнанничества и одиночества. Не существует силы, которая могла бы остановить бег туч по небу, как и нет силы, которая могла бы позволить поэту остаться в родных краях, там, где его любят и ждут. Подобно этим одиноким тучам, он вынужден бежать в неизведанные, холодные дали.

анализ стихотворения тучи лермонтова

Вопросы, озвученные во второй строфе

Проводя анализ «Туч» Лермонтова, школьник может рассказать о том, какие вопросы задаются поэтом «небесным странникам». Он спрашивает тучи – кто же заставил их покинуть родину? Может быть, это затаенная кем-то злоба? Или, быть может, это злой рок, совпадение послужило тому, что они больше не имеют права оставаться на месте? У поэта есть и другие предположения по поводу причин, заставляющих тучи неумолимо бежать по небу. Возможно, это совершенное ими преступление.

А может быть, «ядовитая клевета». Стоит отметить, что, по предположению поэта, принадлежит она именно друзьям, а не врагам. Делая анализ «Туч» М. Ю. Лермонтова, учащийся может сделать вывод: во всех вопросах, звучащих во второй строфе стихотворения, тучам поэт приписывает человеческие черты и мотивы. Таким образом, в произведении Лермонтов использует прием олицетворения. Во второй строфе поэт использует немало эпитетов («открытая злоба», «клевета ядовитая»).

анализ стихотворения тучи лермонтова 6 класс

Посыл заключительной строфы

Анализ стиха «Тучи» Лермонтова школьник может продолжить тем, что в заключительной строфе поэт отвечает на поставленные им же самим вопросы. Нет, тучи не страдают от того, что им пришлось покинуть родные края. Они не мучаются страстями, как это происходит с автором произведения. Мотив, который заставляет их сорваться с родного места и устремиться в холодную неизвестность, – это скука. Тучи холодны, свободны. У них нет родины.

Отрицание, которое использует поэт, еще больше усиливает впечатление, создающееся при помощи приема противопоставления. И мотив одиночества в произведении тесно переплетается с темой любви к родине и страдания – эта информация сделает анализ «Туч» Лермонтова более полным. Ведь эта тоска может иметь место только тогда, когда есть привязанность к родным краям.

анализ стиха лермонтова тучи

Противопоставление отчужденности небесных странников страданиям лирического героя

В заключительной части произведения читатель уже наблюдает мотив разобщенности человека и природы. Мы видим, что тучи свободны направляться, куда хотят; а человек связан в своих действиях, он не может поступать так, как хотел бы. Поэт-изгнанник противопоставляет себя тучам, мчащим по небесному своду. Пламенные страсти, которые охватывают его сердце – ведь ему приходится покинуть родные места – противопоставлены холодности и отчужденности далеких туч. Но через все произведение проходит идея о том, что за всю безмятежность небес лирический герой не променял бы своих страданий, выпавшей на его долю участи изгнанника.

Художественные средства

Обычно время, когда школьникам задают на дом анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, – 6 класс. К этому моменту учащиеся уже знакомы со многими литературными приемами и могут выявить их в лирическом произведении. Стихотворение Лермонтова написано четырехстопным дактилем с ударением на первом слоге. Поэт использует в произведении перекрестную рифмовку. Стихотворение богато разнообразными эпитетами – «степью лазурною», «цепью жемчужною». В произведении читатель может найти чрезвычайно разнообразные способы рифмовки («открытая – ядовитая», «бесплодные – свободные»).

м ю лермонтов тучи анализ

История создания

В анализе стихотворения «Тучи» Лермонтова учащийся может рассказать и об истории создания произведения. Как уже было упомянуто, стихотворение было создано на квартире у Карамзиных в Петербурге. Там друзья Лермонтова собрались, чтобы перед дорогой проститься с поэтом. По свидетельствам присутствующих, слагая свое произведение, поэт стоял у окна и смотрел на тучи, проплывающие над Невой и Летним садом. Семейство Карамзиным жило как раз напротив Летнего сада, недалеко от «Соляного городка».

Софья Карамзина и другие присутствующие попросили поэта прочесть свое произведение. Лермонтов окинул всех присутствующих грустным взглядом и прочел стихотворение «Тучи». Когда он закончил, его глаза были полными слез. Поэт отправился в путь прямо с квартиры Карамзиных. Тройка, которая его увозила, подъехала прямо к подъезду их дома. Произведением «Тучи» Лермонтов закончил свой сборник, обозначив дату – «апрель 1840». Этим поэт обозначил и дату своего изгнания.