М.Ю. Лермонтов, "Три пальмы": анализ
Написал Лермонтов «Три пальмы» в 1838 году. Прибегнув к жанру сказания, поэт размышляет на многие философские темы. Это не просто грустная восточная сказка, а дума о человеческой жизни, предназначении личности, об отношениях человека с Богом. Природа пустыни помогает поэту раскрыть все эти мотивы.
Пейзажная лирика Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт богатой душевной организации. Его стихотворения проникнуты лиризмом, скорбью, одиночеством. Очень часто психологическое состояние лирического героя раскрыто у Лермонтова через пейзажные зарисовки. На фоне красот природы поэт размышляет о жизни, отношениях в обществе, анализирует свои переживания. Достаточно вспомнить стихотворения «Выхожу один я на дорогу» или «Когда волнуется желтеющая нива».
Любовь к природе, единение с ней Лермонтов впитал с самого детства. Оставшегося без родителей мальчика воспитывала бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький поэт рос очень болезненным ребенком, поэтому детство его прошло в родовом имении; время от времени Елизавета Алексеевна вывозила маленького Мишу на Кавказ к родственникам. Уже тогда мальчик учился любоваться красотами природы и даже запечатлять ее на картинах. На некоторых детских портретах можно увидеть Лермонтова-ребенка с мелком в руке. Поражают красотой и картины подросшего поэта: чаще всего он рисовал Кавказские горы.
Тема стихотворения "Три пальмы"
Неслучайно к теме природы и в этот раз прибегает Лермонтов. «Три пальмы» –восточное сказание. В его основу положен рассказ о пальмах, которые выросли в чудесном оазисе Аравийской пустыни. С деревьями соседствует ручей с прохладной водой. Они жили вместе продолжительное время, пока пальмы не «возроптали» на Бога, говоря о том, что им бы хотелось принести пользу, увидеть благодарность.
Бог отвечает на просьбу – тут же вдалеке показывается караван торговцев. Пальмы радушно его принимают, но вот люди не испытывают к ним благодарности. Скорее, наоборот: они срубают и сжигают деревья. Так печально заканчивается стихотворение.
Человек и природа в "Трех пальмах"
Тема человека и природы – одна из тех, над которыми размышляет здесь Лермонтов. Три пальмы – символ даров природы, которыми она щедро одаривает человека. Природа хочет поделиться своими богатствами, но в то же время хочет увидеть благодарность. Что же мы видим в стихотворении? Все происходит наоборот: воспользовавшись благами природы, укрывшись в тени пальм от зноя, испив прохладной воды из кристального ручья, неблагодарный человек убивает то, что так бескорыстно помогло ему.
За одну ночь люди погубили красивый оазис, который жил здесь столетия. И дальше бы пальмы и ручей приносили людям избавление от изнуряющего солнца, давали бы отдых. Этим Лермонтов показал, насколько хрупка природа, как просто можно ее разрушить необдуманными действиями.
Варварство людей показано в стихотворении очень ярко. Достигает этого Лермонтов, используя прием олицетворения: стволы деревьев – «тела», листья – «одежда», «пали без жизни» – так обычно говорят о героях, воинах, безвременно погибших.
Философский смысл стихотворения
Проблема отношений человека и природы лежит в стихотворении на поверхности, но если углубиться в смысл, можно увидеть серьезные вопросы, которые ставит М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» – размышление поэта о смысле человеческого существования в этом мире. Он пытается ответить на вопрос о том, для чего мы существуем? Не будет ли наша жизнь такой же, как у этих пальм: открыв свой талант другим людям, не падем ли мы их жертвой, не растопчут ли они нашу хрупкую душу, тем самым уничтожив.
Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов – три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.
Христианская символика в стихотворении
Глубоким религиозным смыслом наделил «Три пальмы» Лермонтов. Анализ символов христианской веры откроет нам еще одну мысль стихотворения: отношения человека с Богом. Три пальмы просят у Бога для себя высшего блага – так они считают. Бог выполняет просьбу. Но приносит ли это счастье? Ответ однозначен – нет. Лермонтов размышляет о том, нужно ли просить Бога вмешиваться в судьбу, или пусть все идет своим чередом? Поэт приходит к выводу: Бог сам назначает судьбу человека, Он знает, как будет лучше. Вмешиваться в ход судьбы не стоит.
Стихотворение насыщенно символами христианства:
- Цифра 3. Божественное число фигурирует даже в названии стихотворения. Три пальмы, по мнению исследователей, – это составляющие души человека: чувства, воля и разум.
- Ручей – дух Бога, который дает жизнь и подпитывает человеческую душу. Именно поэтому после варварских действий ручей остается в пустыне, ведь Бога убить невозможно.
- Название места, Аравийская земля, заставляет читателя перенестись мыслями в Эдемский сад, ведь его расположение предположительно на Аравийском полуострове.
- Конфликт в стихотворении происходит из-за гордости пальм – это самый первый грех, именно из-за него в свое время был низвергнут Люцифер.
- Образы арабов, срубающих пальмы, – нечто темное, черное (этот цвет встречается в их описании). Проводится аналогия с нечистой силой.
К жестокой смерти пальм привела их гордость и отсутствие смирения. Стихотворение «Три пальмы» Лермонтова призывает доверять воле Бога и не вмешиваться в судьбу.
Композиционные особенности
Четкую структуру построения стихотворения использует М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» имеют хорошо различимую кольцевую композицию, построенную на антитезе.
Действительно, начинает М. Лермонтов «Три пальмы» описанием оазиса, им же и заканчивается. Только вот картина прямо противоположная. Если в первом четверостишье взору читателя предстает безмятежная жизнеутверждающая картина: зеленый уголок среди пустыни, голубое небо, золотой песок. Как только на горизонте появляется караван будущих убийц, меняются цвета – они становятся черными, темными. Кроме того, меняются звуки. Все происходит как будто в вихре: «взрывая песок», «Араб горячил вороного коня», «конь… прыгал, как барс», «с криком и свистом несясь по песку».
Последние два четверостишья прямо противопоставлены первому: от жизнеутверждающей картины остался пепел, в этом месте поселилась печаль. Акцентируется внимание на жаре, зное, в то время как в первом четверостишье делается упор на холод, студеную воду, тень. В этом месте поселяется одиночество: «все дико и пусто кругом», «коршун…степной нелюдим».
Антитеза прослеживается не только на лексическом уровне, но и на фонетическом. Если при описании безмятежной жизни пальм и ручья мы слышим приятное благозвучие, то при описании каравана используются преимущественно резкие сочетания согласных с использованием сонорных: «Мотаясь, висели ме[ж тв]е[рд]ых го[рб]ов Узо[рн]ые полы похо[дн]ых [шт]анов».
Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые – они волнуют человечество испокон веков.
Средства художественной выразительности
Обширны средства художественной выразительности, которые использует Лермонтов. «Три пальмы» содержат:
- эпитеты («звучный ручей», «упругие корни», «песок золотой»);
- метафоры («пылающей грудью», «столбом…крутился песок», да и сам сюжет – это метафора);
- олицетворения (пальмы – «питомцы столетий», ручей «просит»);
- ассонансы – благозвучия («В п[е]сч[а]ных ст[е]п[я]х ар[а]в[и]йской з[е]мл[и]»);
- аллитерация – повторение сонорного [р] (По ко[р]ням уп[р]угим топо[р] застучал);
- стихотворение написано амфибрахием, что придает ему напевность, свойственную восточным сказаниям.
Как видим, гениальность Лермонтова позволила донести до читателя серьезные философские размышления с помощью природы Востока.
Похожие статьи
- Мушмула в домашних условиях: содержание и уход
- Анализ стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива" М. Ю. Лермонтова
- План анализа стихотворения как инструмент его осмысления
- Лучшие отели Майорки. Рейтинг отелей Майорки
- Катальпа (дерево): фото, описание. Посадка и уход
- Острова Сейшельские: фото и отзывы туристов. Где находятся Сейшельские острова?
- Баньян: дерево-роща, описание, символ Индии