Как составить план "Сказки о потерянном времени" вместе с ребенком?
Умение работать с текстом необходимо каждому школьнику. Ориентироваться в структуре произведения, логически перерабатывать информацию учит такое полезное упражнение, как составление плана. На уроках чтения дети делят текст на смысловые части, привыкают кратко формулировать основную мысль. Не у всех это получается сразу, и тогда на помощь приходят родители. Данная статья будет посвящена составлению плана "Сказки о потерянном времени", включенной в школьную программу начальных классов.
Краткое содержание
Это произведение Евгения Шварца изучают в 4 классе. План "Сказки о потерянном времени" невозможно составить, не познакомившись предварительно с содержанием текста. Главный его герой - третьеклассник Петя Зубов. Мальчик постоянно опаздывал и отставал, по традиции обещая догнать одноклассников позже. И однажды, сам не заметив, как, превратился в старого дедушку. Его не узнала даже собственная мама.
В отчаянии мальчик забредает в лес и находит пустую избушку. Зарывшись в сено, он засыпает. Среди ночи его будят голоса. За столом ведут какие-то подсчеты четверо странных детей. Пете открывается страшная тайна: перед ним злые волшебники, которые крадут время у тех, кто теряет его понапрасну. Именно они превратили мальчика и еще троих ребят в стариков.
Рассеять чары можно будет в полночь. Для этого заколдованные дети должны прийти в избушку и повернуть стрелки ходиков обратно на 77 кругов. Но им нельзя опаздывать. Воодушевленный Петя отправляется в город и находит друзей по несчастью. На обратном пути они чуть не заблудились, но все же успели к назначенному сроку. Дети переводят ходики и возвращают себе обычный облик, а волшебники исчезают.
Как составить план "Сказки о потерянном времени"?
В школе предлагают следующий алгоритм действий:
- Разбейте текст на смысловые части. Отметьте их в учебнике карандашом.
- Прочитайте первую часть.
- В одном предложении сформулируйте, о чем в ней говорится.
- Придумайте несколько вариантов заголовка, лучший запишите в черновик.
- Проделайте то же с остальными смысловыми частями произведения.
- Перескажите текст, ориентируясь на план. Если это легко сделать, и логика изложения не нарушена, можете переписать его в тетрадь.
Для слабых детей задачу можно упростить, однако не рекомендуется выполнять всю работу за ребенка. Используйте следующие приемы:
- Сами разделите текст на части и предложите школьнику придумать к ним заголовки.
- Дайте готовый план, пусть ребенок согласно ему поделит сказку на части.
- Подскажите, сколько пунктов должно получиться в итоге.
- Предложите план, в котором заголовки перепутаны местами. Пусть ребенок расставит их в верном порядке.
Пример простого плана
Чтобы облегчить вам задачу, приведем конкретные примеры. Ниже представлен простой план "Сказки о потерянном времени" Шварца. Пункты сформулированы в виде назывных предложений и передают основное содержание смысловых частей.
- Превращение ленивого школьника в старика.
- Домик злых волшебников.
- Способ снять заклятье.
- Поиск "старых" детей.
- Трудный путь к домику.
- Поворачивание стрелок вспять.
- Перевоплощение в детей.
Сложный план "Сказки о потерянном времени"
Безусловно, это не единственный вариант. Возможно, вы захотите составить сложный план. В этом случае каждая смысловая часть делится на дополнительные, а пункты - на подпункты. Например, так:
1. Третьеклассник становится стариком.
а) Лень Пети Зубова.
б) Странное превращение в гардеробе.
в) Мама не узнает Петю.
2. В гостях у злых волшебников.
а) Домик в лесу.
б) Странные ребята.
в) Подслушанная тайна.
3. Поиск товарищей по несчастью.
а) Маруся Поспелова и ситный с изюмом.
б) Бабушка, играющая в классы.
в) Старик, катающийся на "колбасе" трамвая.
4. Победа над волшебниками.
а) Поиски домика.
б) Поворот стрелок назад.
в) Снова дети.
Составив план "Сказки о потерянном времени", предложите ребенку пересказать ее очень коротко. Многие ребята не умеют выделять в тексте основную информацию, а ведь этот навык необходим им для успешного обучения. Если подобная работа с произведениями будет проводиться регулярно, ваши дети вскоре усвоят алгоритм. И будут намного быстрее делать свои домашние задания.
Похожие статьи
- Шварц, "Дракон". Краткое содержание пьесы
- Евгений Шварц: биография и творчество писателя
- Список литературы на лето – 4 класс (Россия)
- А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители": краткое содержание
- Советские сказки: список наиболее известных фильмов
- Сказка про зайчика от профессиональной сказочницы
- Стихотворение "Где обедал воробей"