Как писать доклад в школе: примеры

0
0

Не все школьники знают, как писать доклад по литературе, истории, биологии. После внедрения новых образовательных стандартов в российские образовательные учреждения написание рефератов, проектов, исследований стало обязательным элементом во всех учебных дисциплинах.

Попробуем выяснить, как правильно писать доклад, взяв за основу литературу. Учитывая, что предмет относится к гуманитарной области, подобные задания педагоги предлагают достаточно часто.

как правильно писать доклад

Как оформить работу

На школьных уроках используются разнообразные варианты закрепления и проверки изученного материала:

  • контрольные и самостоятельные работы;
  • лабораторные опыты;
  • устные ответы;
  • проекты.

Реферат представляет собой письменное сочинение по какой-то определенной тематике, предполагающей применение различных литературных источников.

Поговорим о том, как писать доклад. Образец титульного листа работы представлен на фото.

пояснительная записка

Сверху необходимо указать наименование организации, на базе которой написана работа.

В центре страницы пишется слово «реферат» (или "доклад"), под ним указывается тема. Справа (ниже) указывают информацию об авторе, а также об учителе (руководителе). Внизу (по центру) - город и год написания материала.

Требования к основному тексту

Рассуждая о том, как писать доклад, отметим, что есть определенные правила записи основной части реферативного материала.

Важным является соблюдение полей на странице: 2 см снизу и сверху, 3 см - слева, 1,4 см - справа. Текст записывается 14 размером шрифтом Times New Roman.

Ведя речь о том, как писать доклад, отметим, что внутри реферата должны быть выделены названия параграфов.

После завершения исследовательской части работы должны быть представлены логические выводы, рекомендации по использованию реферата.

Не все школьники представляют, как писать доклад, многие упускают такой важный аспект, как библиографический список.

список литературы

Требования к списку литературы

Перечень книг должен завершать доклад. Как писать? Пример оформления списка литературы представлен ниже. Следует обратить внимание на то, что перечисление осуществляется в алфавитном порядке. Указываются автор работы, наименование книги, издательство, год выпуска, а также число страниц в произведении.

По требованиям, предъявляемым к докладам по научным дисциплинам, желательно выбирать книги, «возраст» которых не превышает пяти лет.

Полезные советы

Продолжим разговор о том, как писать доклад. Образец в школе можно взять у преподавателя, который выполняет функцию научного руководителя.

Основная часть излагается последовательно, она должна перекликаться с задачами, поставленными автором во введении.

В заключительной части реферата важно обобщить материал, показать прикладное и теоретическое значение проделанной работы.

как писать доклад образец

Пример реферата по литературе

Реферат по теме: «Говорящие фамилии в литературе русских классиков».

Цель работы: проанализировать применения «говорящих фамилий» в русской литературе.

В художественных произведениях, начиная с направления классицизма, часто встречаются герои, которым даны необычные фамилии.

Любой писатель детально продумывает, какие фамилии и имена будут включены в его произведение, какой смысл они будут нести читателям.

Проблемный вопрос работы

Попробуем выяснить, как с помощью «говорящих фамилий» русские писатели выражали субъективное отношение к персонажу, помогали раскрывать идейную суть произведения.

Для рассмотрения данной проблематики воспользуемся произведениями Д. И. Фонвизина, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя.

как писать в школе реферат

Практическая значимость

Информация, которая будет представлена в реферате, позволит глубже понять творчество русских писателей.

Фамилии, прозвища и собственные имена играют важную роль в подтверждении позитивных и негативных качеств действующего персонажа. Именно поэтому их никогда не обходили стороной мастера художественного слова.

Система подбора имен в художественных текстах определяется литературным направлением, тематикой произведения, его жанром, структурой образов, творческим своеобразием писателя. Все элементы в такой системе подчинены единой цели – максимально удачному выражению художественного смысла книги.

Придуманные прозвища, имена, титулы оказывают серьезную помощь авторам, использующим доступные средства типизации.

К примеру, мастера сатирического жанра, пытаясь клеймить отрицательные образы, выбирают имена, изначально разоблачающие низменность персонажей. Это оказывает влияние на формирование образа данного персонажа в глазах читателей.

Итак, в художественном произведении собственные имена используются не только для опознания образов, но и в качестве стилистической окраски.

образец докладов

"Говорящие фамилии" в работах Д. И. Фонвизина

Герои комедии «Недоросль» подразделяются на отрицательных и положительных. Но максимально запоминающимися и яркими стали именно отрицательные персонажи: госпожа Простакова, Тарас Скотинин, Митрофан.

Единственной страстью Тараса Скотинина являются свиньи. Автор подчеркивает ограниченность героя в каждом действии, поступках.

Митрофан ассоциируется с невеждой, недоучкой, лентяем. Именно ему принадлежит крылатая фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться!»

Положительным героем данного произведения является Софья, племянница Стародума. Ее имя в переводе означает – "умная, воспитанная, мудрая".

Проанализировав персонажей, используемых автором в своей комедии, отметим, что их «говорящие фамилии» в полной мере отражают позицию писателя, вызывают у читателей яркие эмоции.

Творчество Гоголя Н. В.

Этого писателя можно считать виртуозным мастером наделения героев необычными именами: Земляника, Яичница, Держиморда. Гоголю удавалось обыгрывать двойные фамилии, принадлежащие знатным людям: Воронцовы-Дашковы, Мусины-Пушкины, Муравьевы-Апостолы.

Например, у судьи из «Ревизора» фамилия Ляпкин-Тяпкин, что не свидетельствует о большом почтении к нему со стороны автора.

Анализируя творчество Н. В. Гоголя, удалось выяснить, что «говорящие фамилии» встречаются практически во всех его произведениях. Они помогали автору создать первоначальное впечатление о героях.

А. П. Чехов

В рассказе «Хамелеон» «говорящие фамилии» автор подбирает в качестве средства характеристики персонажей комического вида. Люди «толпы», о которых идет речь в этом произведении, полностью соответствуют своим именам.

Например, надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, мастер Хрюкин, генерал Жиганов – люди, описание внешности и характера которых в полной мере подтверждает фамилии, выбранные для этих героев автором рассказа.

У А. П. Чехова подобный прием используется в качестве средства описания персонажей.

Проанализировав произведения русских писателей, можно сделать вывод, что у всех перечисленных авторов применялись «говорящие фамилии». С их помощью читатель мог сложить о героях свое мнение.

Заключение

В настоящее время реферативные работы выполняют не только студенты высших учебных заведений, но и ученики младших и старших классов общеобразовательных российских школ. Именно поэтому они должны знать, как правильно писать доклад. Образец доклада по литературе был представлен выше.

Для того чтобы за проделанную работу школьнику была поставлена положительная отметка, необходимо, помимо титульного листа, оглавления с указанием страниц, основной части, включить в реферат заключение, а также полный список использованной литературы.