Автобус "Икарус 250": фото, описание салона, технические характеристики, отзывы
В Советском Союзе выпускалось немало техники, которая шла на экспорт. Но также в СССР поставлялись и импортные модели. Конечно, речь не шла о «Мерседесах», «БМВ» и прочих «зажиточных» автомобилях. Сегодня мы поговорим об одном из самых массовых импортных автобусов, который когда-либо поставлялся в Советский Союз. Это «Икарус 250». Описание, технические характеристики и многое другие смотрите ниже.
Характеристика
Итак, что это за модель? «Икарус 250» представляет собой междугородний высокопольный автобус большого класса, который производился в Венгрии для СССР. Первый экземпляр был выпущен в далеком 67-м году. Поставки междугороднего автобуса не прекращались даже после развала СССР. Выпуск этой модели был прекращен лишь в 95-м году. Всего было произведено порядка 130 тысяч таких автомобилей. Несмотря на то что данный автобус уже устарел и не отвечает большинству современных требований, его можно до сих пор увидеть на некоторых междугородних маршрутах.
Дизайн, кузов
Данная модель имеет классический кузов вагонной компоновки. Он сварен из металлических труб квадратного сечения. Что касается надежности, каркас оказался довольно прочным. Спустя 30 лет эксплуатации, кузов не выгибается. Да, местами появляется коррозия (в районе багажника и колесных арок). Однако геометрия кузова остается без изменений. Исключение составляют лишь некоторые экземпляры, где задний свес начинает провисать. Виной тому является нестандартное расположение мотора. Он находится в задней части кузова.
Туристический автобус имеет большую площадь остекления. Все окна держатся на резиновых уплотнителях. Исключение составляет модификация «Т». Здесь окна вклеенные в кузов. Ikarus 250 мог краситься по одной из нескольких типовых схем:
- Белая юбка, алые борта и белый верх.
- Бордовая юбка, белые борта и верх.
- Синий низ, кремовый верх и темно-синяя полоса посередине.
Самые поздние модели Ikarus 250, выпущенные после 90-го года, окрашивались следующим образом. Это светло-красная юбка, кремовый верх и светло-красная полоса по борту.
На всех моделях, которые поставлялись в СССР, применялась четырехглазая оптика с галогеновыми лампами. Передний и задний бампер стальные и крепятся к кузову на винтах. Спереди могли штамповаться отверстия для установки противотуманных фар. Отметим, что некоторые модификации автобусов «Икарус 250» укомплектовывались пластиковыми бамперами.
Отдельно стоит поговорить про двери. Туристический автобус имеет две двери, первая из которых обладает электропневмоприводом. Она открывалась посредством кнопки на панели приборов. Однако так было не всегда. На первых модификациях эта дверь открывалась вручную. Задняя же являлась механической всегда, вне зависимости от года выпуска туристического автобуса. Она открывалась посредством металлического рычага. Лишь некоторые версии имели задние двери, которые открывались дистанционно с кнопки.
Размеры, клиренс
Автомобиль имеет внушительные габариты. Так, длина кузова составляет 12 метров, ширина – 2,5, высота – 3,2 метра. Величина колесной базы – 6330 миллиметров. Дорожный просвет внушительный – 35 сантиметров. Однако из-за длинной базы он не казался таким огромным.
Дополнительно в автобусе предусматривались багажные отсеки. Они расположены по бокам с обеих сторон. Суммарный объем багажника составляет 10,6 кубических метра. Отсеки открывались вручную посредством ручки либо посредством кнопки на панели приборов.
Что внутри
Салон «Икаруса 250» рассчитан на 43-57 пассажирских мест в зависимости от модификации. В салоне установлено два ряда парных сидений с высокой спинкой и подлокотниками. Однако как отмечают отзывы, «Икарус 250» обладает довольно жесткими и некомфортными сиденьями. К тому же они были смещены близко друг к другу. У пассажиров было мало места в коленях. Хотя спинку можно было регулировать. Она могла откидываться на угол до 110 градусов.
Внутри было предусмотрено освещение со светильниками плафонного типа. Также в салоне имеется три люка, которые обеспечивают вентиляцию. Для комфортного передвижения в зимнее время, под сиденьями располагались элементы отопления. В верхней части есть полочки для вещей.
По тогдашним меркам, салон «Икаруса» не имел аналогов и был лучшим. Однако сейчас в плане комфорта и эргономики он существенно устарел. Внутри шумно, отсутствует кондиционер, а сзади еще просачивается неприятный запах дизеля в салон.
Кабина водителя
Рабочее место водителя организовано просто. Так, здесь имеется большой двухспицевый руль и неподрессоренное сиденье без подлокотника. Рычаг коробки передач встроен в пол. Передняя панель слегка повернута в сторону водителя. На ней находится множество кнопок, рычагов и стрелочных приборов. Спидометр – стрелочный, с максимальной отметкой в 120 километров в час. В нем же имеется и одометр. Тахометр имеет диапазон от 0 до 2,8 тысячи оборотов. Также на панели предусмотрены вспомогательные приборы. Это указатель уровня топлива в баке и вольтметр. Что примечательно, эти приборы не были оборудованы подсветкой.
Какой-либо перегородки здесь не предусмотрено. Дело в том, что для водителя не предусмотрено отдельной двери. Поэтому вход осуществляется через основную переднюю дверь, что находится слева.
Справа от водителя есть еще одно место (для экскурсовода или же второго водителя). Если говорить об уровне оснащения, туристические автобусы «Икарус 250» могли оснащаться:
- Микрофоном.
- Интерактивной доской.
- Телевизором.
Все окна – сплошные, не тонированные. Хотя по заказу тонировка салонных стекол была предусмотрена на заводе. Дополнительно машина оснащалась занавесками. Но из-за неудачного выбора цвета (красный), они плохо защищали от жары.
«Икарус 250»: технические характеристики
Изначально для данного автобуса предусматривался двигатель «Раба-Ман» с рабочим объемом в 10,35 литра и максимальной мощностью в 192 лошадиные силы. Крутящий момент – 667 Нм. Однако с годами, инженеры производили работы над совершенствованием мотора и увеличением его мощности.
Стоит отметить, что вся линейка двигателей «Икаруса 250» имеет одинаковую компоновку. Это были рядные, шестицилиндровые агрегаты с чугунным блоком и турбонаддувом.
Наиболее мощный двигатель, который когда-либо устанавливался на «Икарус 250», имел следующие характеристики. Максимальная мощность агрегата – 280 лошадиных сил. Крутящий момент – 1000 Нм. Однако даже с таким мотором автобус не отличался приемлемой динамикой. Машина медленно разгонялась, но при этом двигатель позволял уверенно двигаться со скоростью в 100 километров в час. Кстати, максимальная скорость составляла 120 километров в час. Среди плюсов данных двигателей серии «Раба-Ман» стоит отметить хорошую ремонтопригодность. Однако ввиду недостаточно мощности, двигатель работал постоянно в режиме повышенных нагрузок. Из-за этого мотор не отличался высоким ресурсом.
Также среди недостатков отзывы отмечают повышенный уровень шума. Звук работы мог усиливаться, если произошел прогар глушителя. Также с возрастом мотор дымил. Из выхлопной трубы шел характерный, черный смог.
Другие двигателя
«Икарус 250» мог оснащаться и советскими грузовыми двигателями. Так, это были моторы ЯМЗ и КамАЗ. Но ввиду своеобразной компоновки (а это были V-образные восьмицилиндровые двигателя), их было сложно разместить в заднем отсеке. Поэтому чтобы поместить такие моторы, в салоне проделывался подиум.
Трансмиссия
Силовые агрегаты «Раба-Ман» оснащались немецкой шестиступенчатой коробкой передач марки ZF. Что касается версий с советскими двигателями, они укомплектовывались теми же коробками, что и грузовики. Так, для Ярославского мотора предусматривалась коробка ЯМЗ, для Камского – пятиступенчатая КАМАЗ без делителей. Поскольку рычаг КПП находился в передней части кузова, а все остальные узлы сзади, привод трансмиссии состоял из усиленных карданов с шарнирами. Сцепление – однодисковое, сухое с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем.
Эксплуатационные характеристики
По паспортным данным, автомобиль разгонялся до 60 километров в час за 22 секунды. Максимальная скорость в зависимости от модификации составляла от 92 до 120 километров в час. При этом шестая передача работала в скоростном режиме от 95 километров в час. Расход топлива по паспортным данным – 26,5 литров. Однако как показывает практика, эти моторы могут потреблять до 30 и более литров дизеля.
Ходовая часть
Автомобиль не имеет рамы – несущей конструкцией является сам кузов. Подвеска спереди и сзади – пневматическая, зависимого типа. Задний мост – «Раба». Спереди находится шкворневая балка. Колеса имеют диаметр в 22,5 дюйма. Покрышки – бескамерные. Автомобиль обладает высокой плавностью хода – отмечают отзывы. За счет длинной базы и воздушных подушек, автобус полностью проглатывает все стыки, ямы и прочие неровности на дороге. Машина имеет комфортабельную подвеску, которая отлично подходит для дальних поездок.
Тормоза
Тормозная система состоит из двухконтурных барабанных элементов радиусом в 21 сантиметр. Колодки приводились в действие посредством пневматического привода. Тормозной путь автобуса с 60 до 0 километров в час занимает 37 метров. Ручной тормоз установлен на задних колесах.
Приводится в действие он благодаря пружинным энергоаккумуляторам с воздушным приводом. В качестве вспомогательного тормоза применен дизельный замедлитель. Он имеет электрический пневмопривод. Давление в тормозной системе составляет от 6,2 до 7,4 кгс/см. Также в конструкции системы предусмотрен спиртосодержащий предохранитель. Он служит для размораживания скопившегося конденсата.
Модификации
За годы производства было выпущено несколько модификаций, которые имели некоторые отличие по облицовке и агрегатной части:
- «Икарус» 250.04, 09 и 12. Эти модели являются первыми, которые были ввезены в СССР. Имеют одну механическую дверь. Оснащались 192-сильным двигателем и разгонялись до 92 километров в час.
- 250.22. Эта версия производилась серийно в период с 1977 по 1980 год. Именно данная модификация отличалась пластиковыми бамперами.
- 250.58. Данная версия является наследником предыдущей. Среди отличий – более мощный двигатель, способный развить 220 лошадиных сил, шестиступенчатая коробка и автоматическая передняя дверь с пневмоприводом. Также на ней снизу появился застекленный люк.
- 250.59. Является одной из самых массовых в СССР версий. Серийно модель производилась с 84-го года. Отличается наличием шести окон по левой стороне и пяти по правой. На эту версию ставились задние автоматические двери.
- 250.93 и 95. Это одни из самых последних версий венгерских автобусов. Являют собой улучшенную и доработанную модификацию предыдущей.
Стоимость
На сегодня стоимость данного автобуса составляет от 180 до 350 тысяч рублей. Очень много моделей попросту стоят на площадках или в боксах и не эксплуатируются. С одной стороны, это хорошо – машина имеет малый пробег. Но с другой, после покупки придется серьезно раскошелится – как минимум заменить приводные ремни и произвести ревизию подвески.
Также очень много экземпляров продаются с уже изношенным двигателем. Производить капитальный ремонт довольно дорого. Да и запчасти на такую технику найти сложно. Ведь она не выпускается более, чем 20 лет.
Заключение
Итак, мы выяснили, какие имеет «Икарус 250» характеристики и особенности. Несмотря на устарелую конструкцию, эти машины до сих пор можно встретить на наших дорогах. Зачастую их используют частные перевозчики. Удивителен тот факт, что спустя столь продолжительное время машины до сих пор на ходу. Но это касается лишь немногих экземпляров. Большинство моделей уже выработали свой ресурс. А цена ремонта важных узлов может составить полную стоимость самого автобуса. К тому же наблюдаются проблемы с поиском запчастей. Этих автомобилей с каждым годом все меньше, найти что-либо даже с разборки практически невозможно.
Похожие статьи
- КрАЗ-250: технические характеристики, производитель. Грузовые автомобили
- Как погиб Цой? Версии гибели Виктора Цоя
- Самосвал "МАН" – грузовик для успешной работы
- Бульдозер ДЭТ 250: описание и характеристики
- Автомобиль «Москвич-403»: технические характеристики, фото и история
- Обзор городского автобуса ЛиАЗ-5292
- Поездка в Абхазию на машине: отзывы и фото туристов