Вселенские соборы: истории создания, названия с описаниями и фото
Вселенские соборы – это встречи епископов (и других представителей высшего духовенства мира) христианской церкви на международном уровне.
На таких собраниях выносятся на всеобщее обсуждение и согласование важнейшие вопросы догматического, политико-церковного и дисциплинарно-судебного плана.
Каковы признаки Вселенских христианских соборов? Наименования и краткие описания семи официальных встреч? Когда и где происходили? Что решалось на этих международных собраниях? И многое другое – об этом расскажет данная статья.
Описание
Православные Вселенские соборы изначально являлись важными событиями для христианского мира. Каждый раз рассматривались вопросы, которые впоследствии оказывали влияние на ход всей церковной истории.
Потребность в подобных мероприятиях для католической веры менее велика, поскольку многие аспекты церкви регулирует центральный религиозный лидер – папа Римский.
Восточная же церковь - православная - имеет более глубокую потребность в таких объединяющих собраниях, имеющих масштабный характер. Поскольку вопросов также накапливается достаточно много и все они требуют решения на авторитетном духовном уровне.
Католики за всю историю существования христианства признают на сегодняшний день 21 состоявшийся Вселенский собор, православные – только 7 (официально признанных), которые были проведены еще в I тысячелетии от Рождества Христова.
Каждое такое мероприятие обязательно рассматривает несколько важных тем религиозного плана, предоставляются вниманию участников разные мнения авторитетных духовных лиц, принимаются единогласно важнейшие решения, которые затем оказывают влияние на весь христианский мир.
Несколько слов из истории
В ранние века (от Рождества Христова) собором называли любое церковное собрание. Немного позже (в III столетии нашей эры) таким термином стали обозначать встречи епископов для решения важных вопросов религиозного характера.
После провозглашения императором Константином толерантности к христианам, высшие духовные лица смогли периодически собираться в общем соборе. А церковь в масштабе всей империи начала проводить Вселенские соборы.
В таких встречах принимали участие представители духовенства всех поместных храмов. Главой этих соборов, как правило, назначался Ромейский император, который придавал всем важным решениям, принимаемым в ходе данных встреч, уровень государственных законов.
Также император был уполномочен:
- созывать соборы;
- делать денежные взносы на осуществление некоторых затрат, связанных с проведением каждой встречи;
- назначать место проведения;
- наблюдать за порядком через назначение своих чиновников и так далее.
Признаки Вселенского собора
Есть некоторые отличительные особенности, который присущи исключительно Вселенскому собору:
- участники – это настоятели местных храмов, епископы или уполномоченные лица от них (в том числе и от папы Римского);
- обязательное присутствие на Вселенском соборе – как епископов или их заместителей, так и глав местных церквей;
- соблюдение правил в плане созыва, формировании списка присутствующих, ведения собора;
- выражение вероучения, которое является единым для всех церквей;
- все постановления полностью согласованы с Библией и правилами Вселенской церкви;
- создание символов веры и догм.
Иерусалимский
Еще его называют Апостольским собором. Это первое такое собрание в истории церкви, которое состоялось ориентировочно в 49 году нашей эры (согласно некоторым источникам - в 51 году) - в Иерусалиме.
Вопросы, которые рассматривались на Иерусалимском соборе, касались иудеев и соблюдения обычая обрезания (все за и против).
На данном собрании присутствовали сами апостолы – ученики Иисуса Христа.
Первый собор
Вселенских соборов всего семь (официально признанных).
Самый первый был организован в Никее - в 325 году нашей эры. Его так и называют - I Никейским собором.
Именно на этом собрании император Константин, который не был христианином на тот момент (а сменил язычество на веру в Единого Бога только перед самым уходом из жизни, крестившись) объявил свою личность, как главу государственной церкви.
А также назначил христианство главной религией Византии и Восточной Римской империи.
На первом Вселенском соборе был утвержден Символ Веры.
А еще данная встреча стала эпохальной в истории христианства, когда произошел разрыв церкви с иудейской верой.
Императором Константином были утверждены принципы, которые отражали отношение христиан к иудейскому народу – это презрение и отделение от них.
После первого Вселенского собора христианская церковь стала подчиняться светскому управлению. При этом она растеряла свои главные ценности: возможность давать людям духовную жизнь и радость, быть спасительной силой, обладать пророческим духом, светом.
По сути, из церкви сделали "убийцу", преследователя, который гнал и убивал невинных людей. Это было страшное время для христианства.
Второй собор
Состоялся второй Вселенский собор в городе Константинополе – в 381 году. В честь этого и назван I Константинопольский.
На данном собрании обсуждалось несколько важнейших вопросов:
- О сути понятий Бог-Отец, Бог-Сын (Христос) и Бог-Святой Дух.
- Утверждение нерушимости Символа Никейского.
- Всеобщая критика суждений епископа Аполлинария из Сирии (достаточно образованного человека своего времени, авторитетной духовной личности, защитника православия от арианства).
- Установление формы соборного суда, что подразумевало принятие еретиков в лоно церкви после их искреннего раскаяния (через крещение, миропомазание).
Серьезным событием второго Вселенского собора стала кончина первого его председателя – Мелетия Антиохийского (сочетавшего в себе кротость и ревностное отношение к православию). Произошло это в самые первые дни заседаний.
После чего Григорий Назианзин (Богослов) на некоторое время взял правление собором в свои руки. Но вскоре отказался от принятия участия в собрании и покинул кафедру в Константинополе.
В итоге главным лицом данного собора стал Григорий Нисский. Он был образцом человека, ведущего святой образ жизни.
Третий собор
Данное официальное христианское мероприятие международного масштаба состоялось летом, в 431 году, - в городе Эфесе (а потому называется Эфесским).
Проходил третий Вселенский собор под руководством и с разрешения императора Феодосия Младшего.
Главной темой собрания стало лжеучение патриарха Константинопольского Нестория. Было раскритиковано его видение относительно того, что:
- Христос имеет две ипостаси – божественную (духовную) и человеческую (земную), что Сын Божий родился изначально человеком, а затем с ним соединилась Божественная сила.
- Пречистую Марию необходимо называть Христородицею (вместо Богородицы).
Этими смелыми уверениями Несторий в глазах других священнослужителей восставал против утвержденных раннее мнений о том, что Христос родился от непорочного зачатия и что искупил грехи человеческие своей жизнью.
Еще до созыва собора этого строптивого патриарха Константинопольского пробовал образумить патриарх Александрийский - Кирилл, но тщетно.
На Эфесский собор прибыло порядка 200 священнослужителей, среди которых: Ювеналий Иерусалимский, Кирилл Александрийский, Мемон Эфесский, представители святителя Целестина (папы Римского) и другие.
По окончании данного международного мероприятия ересь Нестория была осуждена. Это облачилось в соответствующие записи – «12 анафематизмов против Нестория» и «8 правил».
Четвертый собор
Проходило мероприятие в городе Халкидоне – в 451 году (Халкидонский). В то время правителем был император Маркиан – сын воина по происхождению, но завоевавший славу отважного солдата, который по воле Всевышнего стал во главе империи, женившись на дочери Феодосия – Пульхерии.
На четвертом Вселенском соборе присутствовало порядка 630 епископов, среди которых: патриарх Иерусалимский – Ювеналий, патриарх Цареградский – Анатолий и другие. Также прибыл священнослужитель - посланник папы Римского, Льва.
Были среди остальных и негативно настроенные представители церкви. Например, патриарх Максим Антиохийский, которого прислал Диоскор, и Евтихий с единомышленниками.
На данном собрании рассматривались следующие вопросы:
- осуждение лжеучения монофизитов, которые утверждали, что Христос обладал исключительно божественной природой;
- постановление о том, что Господь Иисус Христос является истинным Богом, а также истинным Человеком.
- о представителях Армянской церкви, которые в своем видении веры объединились с религиозным течением - монофизитами.
Пятый собор
Состоялась встреча в городе Константинополе – в 553 году (потому собор назван II Константинопольским). Правителем в то время был святой благоверный царь Юстиниан I.
Что решалось на пятом Вселенском соборе?
Прежде всего, рассматривалось правоверие епископов, которые при жизни в своих работах отражали несторианские мысли. Это:
- Ива Эдесский;
- Феодор Мопсуетский;
- Феодорит Кирский.
Таким образом, главной темой собора был вопрос «О трех главах».
Еще на международном собрании епископы рассматривали учение пресвитера Оригена (он в свое время говорил о том, что душа живет до воплощения на земле), который жил в III столетии от Рождества Христова.
А также осуждали еретиков, которые не соглашались с мнением об общем воскресении людей.
Собралось здесь 165 епископов. Открывал собор Евтихий – Константинопольский патриарх.
Римского папу - Виргилия - трижды приглашали на заседание, но он отказывался присутствовать. И когда соборный совет пригрозил подписать постановление об отлучении его от церкви, он согласился с мнением большинства и подписал соборный документ – анафему относительно Феодора Мопсуетского, Ивы и Феодорита.
Шестой собор
Данному международному собранию предшествовала история. Византийское правительство приняло решение присоединить течение монофизитов к православной церкви. Это повлекло за собой появление нового течения – монофелитов.
В начале VII столетия императором Византийской империи был Ираклий. Он был против религиозных разделений, а потому все силы прикладывал для того, чтобы объединить всех в одну веру. Даже имел намерение собрать собор для этого. Но до конца вопрос так и не решился.
Когда на трон взошел Константин Пагонат, вновь стало ощутимым разделение между православными христианами и монофелитами. Император решил, что православие должно восторжествовать.
В 680 году в городе Константинополе был собран шестой Вселенский собор (названный еще III Константинопольским или Трулльским). А до этого Константин низложил патриарха Константинопольского по имени Феодор, который принадлежал к течению монофелитов. А вместо него назначил пресвитера Георгия, который поддерживал догматы православной церкви.
На шестой Вселенский собор всего приехало 170 епископов. В том числе представители папы Римского, Агафона.
Христианское учение поддерживало идею о двух волях Христа - божественной и земной (а монофелиты имели другое видение на этот счет). Это и было утверждено на соборе.
Длилась встреча до 681 года. Всего было 18 заседаний епископов.
Седьмой собор
Состоялся в 787 году в городе Никее (или II Никейский). Созван был седьмой Вселенский собор императрицей Ириной, которая хотела официально вернуть право христиан почитать святые образы (она сама втайне поклонялась иконам).
Осуществила это Ирина по рекомендации патриарха Тарасия, который и стал председателем собора.
На официальной международной встрече была осуждена ересь иконоборчества (что позволили легально в храмах рядом со святым крестом размещать иконы и лики святых), а также восстановлены 22 канона.
Благодаря седьмому Вселенскому собору стало возможно почитать и воздавать поклонение иконам, но ум свой и сердце важно устремлять к живым Господу и Богородице.
О соборах и святых апостолах
Таким образом, всего за I тысячелетие от рождества Христова было проведено 7 Вселенских соборов (официальных и еще несколько поместных, которые также решали важные вопросы религии).
Необходимы они были для того, чтобы уберечь служителей церкви от ошибок и привести к покаянию (в случае совершения таковых).
Именно на таких международных встречах собирались не просто митрополиты, епископы, а настоящие святые мужи, духовные отцы. Эти личности всей своей жизнью и от всего сердца служили Господу, принимали важные решения, утверждали правила и каноны.
Выход за них означал серьезное нарушение представления об учении Христа и его последователей.
Первые такие правила (по-гречески «оросы») еще назвались «Правилами святых Апостолов» и Вселенских соборов. Всего их насчитывается 85 пунктов. Провозглашены они были и официально утверждены на Трулльском (шестом Вселенском) соборе.
Свое начало эти правила ведут от апостольского предания и сохранились изначально только в устной форме. Их передавали из уст в уста - через апостольских преемников. И, таким образом, правила оказались донесенными до отцов Трулльского Вселенского собора
Святые отцы
Кроме Вселенских (международных) встреч духовных лиц, также организовывались поместные собрания епископов – из какой-то конкретной области.
Решения и постановления, которые утверждались на таких соборах (локального значения) также впоследствии были восприняты всей православной церковью. В том числе и мнения святых отцов, которых еще называли «Столпами Церкви».
К таким святым мужам относятся: мученик Петр, Григорий Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский.
А их положения относительно православной веры и всего учения Христова были сведены в «Правила Святых Отцов» Вселенских соборов.
Согласно предсказаниям этих духовных мужей, официальная восьмая международная встреча будет носить не истинный характер, это будет скорее «сборищем антихриста».
Признание соборов церковью
Согласно истории, православная, католическая и другие христианские церкви сформировали свое мнение относительно соборов международного уровня и их количества.
А потому официальным статусом обладают лишь два: первый и второй Вселенские соборы. Именно эти признаются всеми церквями без исключения. В том числе и Ассирийской церковью Востока.
Древневосточной же православной церковью признаются первые три Вселенских собора. А византийской – все семь.
По мнению же католической церкви, за 2 тысячи лет состоялся 21 мировой собор.
Какие именно соборы признаваемы православной и католической церквями?
- Дальневосточная, католическая и православная (Иерусалимский, I Никейский и I Константинопольский).
- Дальневосточная (исключение ассирийская), католическая и православная (Эфесский собор).
- Православная и католическая (Халкидонский, II и III Константинопольские, II Никейский).
- Католическая (IV Константинопольский 869-870 гг.; I, II, III Латеранские XII век, IV Латеранский XIII век; I, II Лионские XIII век; Вьеннский 1311-1312 гг.; Констанцский 1414-1418 гг.; Ферраро-Флорентийский 1438-1445 гг.; V Латеранский 1512-1517 гг.; Тридентский 1545-1563 гг.; I Ватиканский 1869-1870 гг., II Ватиканский 1962-1965 гг.);
- Соборы, которые признавались Вселенскими богословами и представителями православия (IV Константинопольский 869-870 гг.; V Константинопольский 1341-1351 гг.).
Разбойничьи
История церкви знает и такие соборы, которые претендовали на то, чтобы называться Вселенскими. Но они не были приняты всеми историческими церквями по ряду причин.
Главные из разбойничьих соборов:
- Антиохийский (341 год нашей эры).
- Миланский (355 г.).
- Эфесский разбойничий (449 г.).
- первый иконоборческий (754 г.).
- второй иконоборческий (815 г.).
Подготовка Всеправославных соборов
В XX столетии православная церковь пробовала осуществить подготовку восьмого Вселенского собора. Планировалось это в 20-е, 60-е, 90-е годы прошлого века. А также в 2009 и 2016 годах нынешнего столетия.
Но, к сожалению, все попытки до сих пор ничем не оканчивались. Хотя русская православная церковь находится в состоянии духовной активности.
Как следует из практического опыта относительно данного мероприятия международного масштаба, признать собор Вселенским может только такой же, который будет последующим.
В 2016 году планировалось организовать Всеправославный собор, который должен был состояться в Стамбуле. Но пока там осуществилась лишь встреча представителей православных церквей.
В планируемом восьмом Вселенском соборе будут участвовать 24 архиерея – представителей местных церквей.
Проводить мероприятие будет Константинопольский патриархат – в храме Святой Ирины.
На данном соборе планируется рассмотреть следующие темы:
- значение Поста, соблюдение его;
- препятствия к бракосочетанию;
- календарь;
- церковная автономия;
- взаимоотношение православной церкви к другим христианским вероисповеданиям;
- православная вера и социум.
Это будет значимым событием для всех верующих, а также для христианского мира в целом.
Выводы
Таким образом, подводя итоги всему изложенному выше, Вселенские соборы имеют поистине важное значение для христианской церкви. На этих встречах происходят значимые события, которые отражаются на всем учении православной и католической веры.
А еще эти соборы, которые характеризуются международным уровнем, имеют серьезную историческую ценность. Поскольку такие мероприятия происходит только в случаях особенной важности и необходимости.
Похожие статьи
- Храм всех религий в Казани, или Вселенский храм
- Никейский собор: значение. Первый Никейский собор
- Что было главной причиной разделения церквей? Разделение христианской церкви на католическую и православную
- Автокефальная церковь - это что такое?
- Кто такие баптисты с точки зрения православия?
- Где находятся мощи Спиридона Тримифунтского? Феномен нетленных мощей Спиридона Тримифунтского
- Теология - что такое в философии?