"Гранатовый браслет": анализ произведения Куприна
Анализ произведения "Гранатовый браслет" делался уже не раз известными литературоведами. Еще Паустовский отметил необыкновенную силу и правдивость, которую Куприн сумел придать сюжету, появившемуся еще несколько веков назад в средневековых романах, а именно истории о великой и неразделенной любви. Рассуждать о смысле и значении повести в художественной литературе можно очень долго, однако в этой статье собраны лишь наиболее важные для ее понимания и изучения детали.
Творчество Куприна
Проводя кратко анализ "Гранатового браслета", следует начать с описания общих художественных особенностей произведения. Наиболее яркими среди них являются:
- Обилие и разнообразие тем, образов, сюжетов, в основе которых всегда лежит жизненный опыт. Практически все повести и рассказы Куприна основаны на событиях, действительно имевших место в реальности. Персонажи имеют реальные прототипы - по словам самого писателя, это Людмила Ивановна Туган-Барановская, в замужестве Любимова, ее муж, брат и отец И. Я. Туган-Барановский, участник Кавказской войны. Черты отца Любимовой нашли отражение в образе генерала Аносова. Чета Фриессе - это, по свидетельству современников, Елена Туган-Барановская, старшая сестра Людмилы, и ее муж, Густав (Евстафий) Николаевич Нитте.
- Образ маленького человека, который писатель идейно унаследовал у Чехова. Он играет важную роль в анализе "Гранатового браслета": Куприн исследует жизнь этого образа на фоне совершенно порочного, бессмысленного существования остального общества: писатель не идеализирует последнее, но создает один идеал, к которому стоит стремиться.
- Романтизация, поэтизация прекрасного чувства (это следует из последних слов предыдущего пункта). Возвышенная, "не от мира сего" любовь ставится в противовес обыденности.
- Обогащение событийным началом - не главная, но достойная упоминания при анализе "Гранатового браслета" черта прозы Куприна. Эта стилистическая особенность происходит из подлинности сюжетов и героев. Писатель не извлекает поэзию из мира вымыслов, но ищет ее в реальном мире, в обыденных, на первый взгляд, историях.
Вера Шеина
Начиная анализ "Гранатового браслета", следует обратить внимание на детали. Повесть начинается с описания природы: приморская осень, увядающие цветы, тихая погода - во всем ровное, безразличное спокойствие. Образ Веры Николаевны хорошо сочетается с этой погодой: ее "аристократическая красота", сдержанность, даже некоторое высокомерие в обращении с людьми делает княгиню отчужденной, лишенной жизненной силы. Это же подчеркивается и в ее отношениях с мужем, которые давно уже остыли, превратились в ровную, никакими чувствами не омраченную дружбу. Для Куприна, который считал любовь одним из важнейших чувств в человеческой жизни, отсутствие ее в браке - однозначный показатель холодности, бездушности героини.
Все, что окружает княгиню Веру Николаевну - имение, природа, отношения с мужем, образ жизни, характер - спокойно, мило, хорошо. Куприн подчеркивает: это - не жизнь, это лишь существование.
В анализе "Гранатового браслета" нельзя обойти образ сестры Анны. Он дан для контраста: ее яркая внешность, живая, подвижная мимика и манера речи, образ жизни - ветреность, непостоянство, легкомысленный флирт в замужестве - все противопоставлено Вере. У Анны двое детей, она любит море. Она - живая.
Княгиня Вера детей не имеет, и море надоедает ей быстро: "Я люблю лес". Она холодна и рассудительна. Вера Николаевна не живая.
Именины и подарок
Проводя анализ "Гранатового браслета" Куприна, удобно идти по сюжету, постепенно раскрывающему детали истории. В пятой главе впервые говорится о таинственном поклоннике Веры Николаевны. В следующей главе читатель узнает его историю: муж Веры, Василий Львович, преподносит гостям ее как курьез, насмехается над несчастным телеграфистом. Однако Вера Николаевна имеет несколько другое мнение: она сначала пытается попросить мужа не рассказывать и потом испытывает неловкость, судя по поспешному "Господа, кто хочет чаю?". Конечно, Вера все еще считает своего поклонника и его любовь чем-то нелепым, даже неприличным, однако она воспринимает эту историю более серьезно, чем ее муж, Василий Львович. Про красные гранаты на золотом браслете она думает: "Точно кровь!". Это же сравнение повторяется еще раз: в конце главы употребляется перифраз - и камни превращаются в "алые кровавые огни". Куприн сравнивает цвет гранатов с кровью, чтобы подчеркнуть: камни - живые, как и чувство влюбленного телеграфиста.
Генерал Аносов
Далее по сюжету идет рассказ старого генерала о любви. Читатель познакомился с ним еще в четвертой главе, и тогда уже описание его жизни занимало больше места, чем описание жизни Веры - то есть история этого персонажа гораздо важнее. В анализе повести "Гранатовый браслет" следует заметить: образ мыслей генерала Аносова достался ему от самого Куприна - в слова персонажа писатель вложил свое представление о любви.
Генерал считает, что "люди в наше время разучились любить". Он видит вокруг себя лишь корыстные отношения, иногда скрепляемые браком, и приводит в пример свою жену. Тем не менее он еще не утратил идеала: генерал верит, что та истинная, самоотверженная и прекрасная любовь существует, однако не ожидает увидеть ее в реальности. То, что знает он - "два случая похожих" - жалко и нелепо, хотя в этой бытовой житейской нелепости и неуклюжести проглядывает искра истинного чувства.
Поэтому генерал Аносов, в отличие от мужа Веры Николаевны и брата Николая Николаевича, относится к истории с любовными письмами серьезно. Он уважает чувство таинственного поклонника, потому что за курьезом и наивностью сумел разглядеть образ истинной любви - "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной".
Желтков
"Увидеть" Желткова читателю удается только в десятой главе, и здесь в анализе "Гранатового браслета" дается его характеристика. Облик Желткова дополняет, раскрывает его письма и поступки. Благородная внешность, разговор, а потом самое главное - то, как он держит себя с князем Шеиным и Николаем Николаевичем. Сначала волновавшийся Желтков, когда узнает, что брат Веры Николаевны думает, что этот вопрос можно решить силой, что можно с помощью власти заставить человека отказаться от чувства, совершенно преображается. Он понимает, что духовно выше, сильнее Николая Николаевича, что именно ему доступно понимание чувства. Отчасти это ощущение с Желтковым разделяет князь Василий Львович: он, в отличие от своего шурина, внимательно прислушивается к словам влюбленного и позже скажет Вере Николаевне, что поверил и принял историю необыкновенного по своей силе и чистоте чувства Желткова, понял его трагедию.
Итог
Заканчивая анализ "Гранатового браслета", стоит сказать, что если для читателя вопрос о том, было ли чувство Желткова воплощением истинной любви или лишь маниакальной одержимостью, остается открытым, то для Куприна же все было очевидно. И в том, как Вера Николаевна восприняла самоубийство Желткова, и в чувстве, и в слезах, которые были вызваны сонатой Бетховена из последнего его письма - это осознание того самого огромного, истинного чувства, которое "случается только один раз в тысячу лет".
Похожие статьи
- "Гранатовый браслет": характеристика героев, их роль в произведении
- Куприн, "Гранатовый браслет": повесть о любви
- А.И. Куприн "Гранатовый браслет". Краткое содержание
- Характеристика Желткова: "Гранатовый браслет", А. И. Куприн
- Тема любви в творчестве Бунина и Куприна: о каком светлом чувстве рассказывали писатели
- Куприн "Гранатовый браслет": жанр произведения
- Сочинение "Гранатовый браслет": история о возвышенном чувстве