Демиург – это... Значение слова, понятие. Демиург в мифологии

0
0

На сегодняшний день слово «демиург» обретает популярность благодаря фильмам и книгам в жанре фэнтези. Но все ли понимают, что означает это слово? У некоторых возникает ассоциация с демоническими силами из-за того, что слова могут показаться однокоренными. Но это два совершенно разных понятия. Демиург – это некая божественная сила. Коротко его можно охарактеризовать как «создатель мира». Да, это синоним слова «бог», но со своими нюансами. Краткий экскурс в историю поможет понять значение и противоречивость этого термина.

Происхождение слова

С древнегреческого слово «демиург» переводится как «мастер». По-другому это слово толкуется как «ремесленник», «специалист», «мастеровой», но его можно перевести как «творец», «создатель». Оно состоит из двух древнегреческих слов, одно из которых значит «земля», «народ», а другое – «дело», «труд».

Определение

В античной философии это слово означает создателя вещей чувственно воспринимаемого космоса. В христианстве Демиург – творец всего сущего, одно из названий Бога. Гностицизм дает более сложное определение этому понятию. Демиург – это творец видимого космоса, находящийся на средней позиции между всеблагим Первоотцом и Сатаной.

Божественная абстракция

Если заглянуть в прошлое, мы увидим, что слово не всегда обозначало Бога. Значение слова «демиург» было гораздо шире, чем сейчас. Любой человек, который выполнял какую-либо общественную работу, мог носить такое звание. Ведь для труда кузнеца или должностного лица требуется наличие мастерства и определенного искусства. Также слово использовали для обозначения любого создателя чего-либо, и вовсе не обязательно целого мира.

Демиург в мифологии

Этот персонаж в мифах часто владеет профессией кузнеца, гончара или ткача. Но их трудовые обязанности носят космический масштаб и не ограничиваются узкими рамками земного понимания этих профессий. Древнегреческий бог Гефест кует в своей кузнице щит, который является моделью мировой жизни. В финской мифологии Сеппо Ильмаринен выковывает солнце и луну, а Хнум в Древнем Египте творит мир на гончарном круге.

Бог кузнец

Иногда Демиург предстает более абстрактным богом-творцом, который создает весь космос недоступными для человеческого понимания способами. Например, с помощью магии, или просто называя разные предметы вслух. Сразу вспоминается библейское «Вначале было Слово...» Так, египетский бог Птах творит мир «языком и сердцем».

В мифологии африканских племен демиург – это зачастую тотемное животное. Например, у народов бассейна реки Конго, где водилось много змей, вся мифология тесно переплетена с этими земноводными. Создание мира произошло благодаря четырем духам, обитавшим в теле змей, которые жили на дне реки. В данном случае они выступают творцами и тотемами-прародителями.

В древнемексиканской мифологии существует целый пантеон богов, но функции демиурга также отданы земноводному. Пернатый змей Кецалькоатль участвовал в создании Космоса и сотворил людей из добытых в царстве мертвых костей.

У многих народов существует «близнецовый» миф о двух братьях-демиургах. Один из них создает прекрасные вещи, стремится к гармонии, творит мир. А другой все портит и разрушает. Иногда он это делает по незнанию, а иногда специально. Как бы то ни было, такая пара объясняет двойственную природу мира и наличие в нем добра и зла. Болезни, смерти, уродство, голод – это все плоды деятельности брата-двойника.

Локи и Тор

Широко известные, благодаря голливудскому фильму, скандинавские братья Тор и Локи как раз являются такой парой двойников. Один из них добр и справедлив, стремится к созиданию, а второй сеет хаос и несет в мир зло.

Демиург-герой

В древних мифах часто встречается демиург-герой. Он творит не столько материальную Вселенную, сколько культуру общества. Задает социальные рамки и законы. Такой герой может параллельно являться плутом и трикстером, как ворон или койот – известные герои африканских мифов.

В развитых мифологиях над демиургами-героями обычно возвышается пантеон богов и противостоят злые духи, души мертвых, природные силы. Задача героя – упорядочить жизнь общества, создать цивилизацию.

В Китае первопредки Нью-ва и Фу-си совершают ряд культурных деяний, таких как изобретение рыбалки и охоты, создание музыкальных инструментов, и это делает их демиургами-героями.

Современный Прометей с огнем

Всем нам известен Прометей, который в древнегреческих мифах создает людей из глины и похищает для них огонь.

Демиург в философии Платона

В философии этот термин впервые стал использовать Платон. Он назвал Демиургом «творца и отца» всего видимого космоса. Это некий Ум, который создает мир, используя идеальный прообраз. Он упорядочивает материю, которая сама по себе движется хаотически. Такой подход кардинально отличается от воззрения тех религий, где Бог создает мир из ничего. У Платоновского Демиурга есть прообраз и материя, которые от него не зависят, творец просто соединяет их воедино. Он не всесилен. Да, он хочет максимально уподобить мир своей идее, но пассивное сопротивление материи не дает ему сотворить идеальный и гармоничный порядок.

Другие древнегреческие философы о демиурге

Рассмотрим суть понятия «демиург». Это в Древней Греции было противоречивым вопросом. Разные философы спорили об его истинной природе и выдвигали свои версии. Философ-платоник Алкиной, живший во втором веке нашей эры, понимал демиурга как разумную часть «мировой души». Демиург не самостоятелен и мыслит под влиянием Высшего божественного ума.

Аттик, напротив, считал, что именно от Демиурга берет начало все сущее и нет ничего выше этого понятия. Это и ум, и благо, и разумная божественная душа, которая царит в мире, упорядочивает и поддерживает его.

космогоническая абстракция

Более поздний философ Филон Александрийский создает понятие «демиургический логос». Это творческая сила Бога. В ней заключен божественный замысел о мире, и именно она активно взаимодействует с материей, созидая ее. Филон называет эту силу перворожденным сыном Бога.

Гностицизм

Злым и неразумным Демиург впервые предстает в гностицизме. По мнению античного философа второго века Валентина, Демиург ограничен пределами душевного бытия, не знает истинной природы вещей и чужд духовности. Мир он творит неосознанно и постоянно ошибается. Но существует также Отец – божество более высокого порядка. Он неподвижен и самодостаточен, он способен созидать, исходя из собственной сущности. В то время как Демиург нуждается в материи и образце для своих творений.

Творец в небесах

По одной из версий в гностицизме Демиург обладает дурными низкими качествами и враждует против Верховного божества. В неоплатонизме Демиург прочно отождествляется с умом. Плотин утверждает, что существует один бог, который сам и мыслит, и созидает. В целом Демиург в философии – это некая сила, тем или иным образом участвующая в сотворении мира.

Демиург в христианском богословии

В христианстве Демиург характеризуется как Бог и Создатель всего сущего. Это понятие используется наряду с другими обозначениями – Зиждитель, Творец, Художник. Понятие используется и в применении к Богу, созидающему мир из ничего, и к тому, кто нуждается в материи для своих творений.

В святоотеческой литературе термин используется для обозначения как Бога в целом, так и Отца, Сына и Святого Духа по отдельности. Святитель Василий Великий придерживался мнения, что больше всего понятие «демиург» соответствует Сыну, так как именно он приводит в исполнение творческий замысел Отца. Изредка словом «демиург» назывался ангел, но только в значениях «автор», «источник», «причина».

Сотворение человека

Демиург в современной культуре и религии

В настоящее время это понятие имеет широкий смысл и обозначает различные персонифицированные образы божественного начала, независимо от религий. В индуизме существует триада богов – Вишну, Брахма и Шива. Из них троих Демиургом является Брахма. Именно он создал мир.

Менее распространено употребление термина по отношению к культурному герою, который выполняет работу на благо человечества. Созидает во имя людей. В книгах, фильмах, играх и живописи демиург – создатель мира. Как правило, некий нейтральный персонаж – не Бог и не дьявол. Могущественная сила, не относящаяся ни к добру, ни к злу, но всегда несущая в себе начало нового.