Египетские фараоны: имена, династии, исторические факты
История египетских фараонов и Древнего Египта в целом захватывающа и таинственна. А деяния великих египетских правителей поистине грандиозны. Это время – время великих походов и масштабных сооружений, прославивших древнеегипетскую культуру на тысячелетия и ставших примером и основой для новаторских идей современности.
Немного о династиях
Сам термин "династия" применялся греками в отношении правителей Объединенного Египта. Всего насчитывается 31 династия египетских фараонов за все периоды существования государства до греко-римского. Они не имеют названий, а нумеруются.
- В Раннединастический период насчитывается 7 правителей 1-й династии, 5 – 2-й.
- В Древнеегипетском царстве – 5 фараонов 3-й династии, 6 – 4-й, 8 – 5-й, 4 – 6-й.
- В Первый Переходный период в составе 7-8-й династий насчитывалось 23 представителя, а в составе 9-10-й – 3. В 11-й – 3, в 12-й – 8.
- Во Второй Переходный в династическом списке египетских фараонов перечислено 39, входящих в состав 13-й, 11 – 14-й, 4 – 15-й, 20 – 16-й, 14 – 17-й.
- Период Нового царства открыла одна из самых известных династий – 18-я, в перечне которой насчитывается 14 фараонов, из которых одна женщина. В 19-й – 8. В 20-й – 10.
- В Третьем Переходном периоде в 21-ю династию входили 8 фараонов, в 22-ю – 10, в 23-ю – 3, в 24-ю – 2, в 25-ю – 5, в 26-ю – 6, в 27-ю – 5, в 28-ю – 1, в 29-ю – 4, в 30-ю – 3.
- Второй Персидский период насчитывает всего 4 фараона 31-й династии.
В греко-римский период во главе государства обосновываются ставленники Александра Македонского, а затем римского императора. В эллинистический период после Македонского, Филиппа Архерауса и Александра IV это Птолемей и его потомки, причем среди правящих особ были и женщины (например, Береника и Клеопатра). В римский период это все римские императоры от Августа до Лициния.
Женщина-фараон: царица Хатшепсут
Полное имя этой женщины-фараона – Мааткара Хатшепсут Хенметамон, что означает "Лучшая из благородных". Ее отцом был знаменитый фараон XVIII династии Тутмос I, а матерью – царица Яхмес. Она была верховной жрицей самого бога солнца Амон-Ра. Из всех египетских цариц только ей удалось стать правительницей Объединенного Египта.
Хатшепсут утверждала, что она дочь самого бога Ра, что немного напоминает историю о рождении Иисуса: Амон сообщил собранию богов, правда, не через своего посланника, а лично, что у него вскоре родится дочь, которая станет новым правителем всей земли Та Кемет. И в ее правление государство будет еще больше процветать и возвышаться. Как знак признания этого, во время правления Хатшепсут ее часто изображали в облике потомка Амон-Ра Осириса – бога плодородия и властителя Подземного царства Дуат – с накладной бородкой и ключом от Нила – ключом жизни анхом, с царскими регалиями.
Правление царицы Хатшепсут прославил ее любимый архитектор Сенмут, построивший знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который известен в мировой истории как Джесер-Джесеру ("Святая Святых"). Храм отличается от знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке времен правления Аменхотепа III и Рамзеса II. Он относится к типу полускальных храмов. Именно в его рельефах увековечены такие важные культурные начинания царицы, как морская экспедиция в далекую страну Пунт, под которой, многие считают, скрывается Индия.
Также царица Хатшепсут особое внимание обращала на возведение грандиозных архитектурных памятников в государстве: она восстановила много разрушенных завоевателями – племенами гиксосов – зданий и монументов, возвела Красное святилище в храме Карнака и два обелиска из розового мрамора в его комплексе.
Тутмос III
Интересна судьба пасынка царицы Хатшепсут, сына фараона Тутмоса II, и наложницы Исиды Тутмоса III. Находившийся почти двадцать лет в тени мачехи, создавшей для него унизительные условия существования, после смерти ее Тутмос резко изменил политику государства, а все, что было связано с Хатшепсут, постарался полностью уничтожить. В данном случае напрашивается параллель с восшествием на российский престол императора Павла I и памятью о его матери императрице Екатерины II.
Ненависть Тутмоса распространилась и на сооружения, которые сейчас составляют мировой культурный фонд. Прежде всего речь идет о храме в Дейр эль Бахри, в котором по указу Тутмоса III были варварски уничтожены все скульптурные изображения, имеющие портретное сходство с Хатшепсут, сколоты иероглифы, увековечивавшие ее имя. Это важно! Ведь по представлениям древних египтян имя человека ("рен"), является пропуском для него в поля Вечности Иалу.
В отношении жизни государства прежде всего интересы Тутмоса были направлены не на мир и спокойствие в родном Египте, а наоборот, на войну для увеличения и приумножения. За свое правление в результате большого количества захватнических войн молодой фараон достиг небывалого: он не только расширил границы Древнего Египта за счет государств Месопотамии и своих соседей, но и заставил их платить огромную дань, сделав свое государство могущественнейшим и богатейшим среди прочих на Востоке.
Аменхотеп III
С именем египетского фараона Аменхотепа III связан один из удивительных уголков Санкт-Петербурга – пристань у Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. В 1834 году на ней были установлены скульптуры привезенных из Древнего Египта сфинксов, лица которых, по преданию, имеют портретное сходство с этим фараоном. Найдены они были греческим археологом Аттанази на средства, предоставленные ему английским консулом в Египте Солтом. После раскопок владельцем исполинов стал Солт, который выставил их на торги в Александрии. Писатель Андрей Николаевич Муравьев написал письмо о ценных скульптурах, но пока вопрос о приобретении сфинксов в России решался, их купила Франция, и лишь по случайности они все же попали в Санкт-Петербург. Случилось это из-за начавшейся во Франции революции. Невывезенные скульптуры французское правительство по большой уценке стало продавать, и вот тут-то Россия их смогла приобрести на гораздо более выгодных условиях, чем прежде.
Кто же такой – фараон Аменхотеп III, напоминанием о котором служат и по сей день эти скульптуры? Известно, что он был особым ревнителем искусства и культуры, и поднял статус государства на международной арене на невиданную высоту, не сравнимую даже с эпохой правления Тутмоса III. Особое влияние на деятельность фараона Аменхотепа III оказывала его энергичная и умная жена – Тийя. Она была родом из Нубии. Возможно, благодаря ней правление Аменхотепа III принесло в Египет мир и покой. Но нельзя умалчивать и о нескольких военных походах, которые все же состоялись в годы его власти: на страну Куш, на государство Унешеи, а также подавление мятежников в районе второго нильского порога. Все описания его военных доблестей указывают на высокий уровень владения воинской наукой.
Рамзес II: политические решения
Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами – шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны – широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно – разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.
С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город – Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.
Рамзес II и его "каменная" деятельность
Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.
Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты – изваяния Рамзеса II – по три с каждой стороны.
Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.
Аменемхет III и коллекция Эрмитажа
Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III – правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.
Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов – номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.
Основное направление деятельности Аменемхета III – строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека – Крокодилополь.
Эхнатон-реформатор и царица Нефертити
Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком – он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее "Преданный Амону", он изменил на то, которое означало "Угодный Атону".
И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены – царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.
Клеопатра – царица египетская
Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра – жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря – была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.
Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.
Похожие статьи
- Мумии фараонов. Мумификация в Древнем Египте. Гробница Тутанхамона
- Жены фараонов Древнего Египта. Эхнатон и Нефертити
- Значение слова "фараон". История Египта
- Древняя египетская "Книга мертвых"
- Религиозные практики и боги древнего Египта
- Культура и искусство Древнего Египта. Египет Древний: история, система летоисчисления
- Фараон Рамзес Великий: биография и правление