Макаровский мост Екатеринбурга вчера, сегодня, завтра

0
0

Макаровский мост в Екатеринбурге, где находится Городской пруд, - это не просто самый длинный, но он еще и самый известный архитектурный объект. Свою популярность он получил в XX веке, а шагнув в XXI век, столкнулся с очень сложными проблемами и задачами. Для многих мост имеет очень важное техническое назначение, но не стоит забывать, что это и исторический архитектурный памятник Екатеринбурга.

Крипцовская переправа

Свою историю мост через реку Исеть начинает с 1881 году. Деревянную переправу, соединившую западную часть Екатеринбурга с железнодорожным вокзалом, возвели по указу городского главы Василия Васильевича Крипцова.

старый Екатеринбург

Конструкция была рассчитана не только на пешеходов, но и на конные экипажи. После смерти градоначальника мост нарекли в честь его создателя. Как писалось тогда в одном из номеров «Екатеринбургской недели», Крипцов оставил память о себе в виде имени моста.

Новый глава - новое имя

В конце XIX века Крипцовский мост впервые капитально отремонтировал хозяин паровой мельницы, новый городской глава Илья Симанов. С того момента путепровод переименовали в Симановский. В переправе частично заменили бревна, таким образом укрепив деревянную конструкцию. Отныне мос был рассчитан на непрерывный поток живого и машинного транспорта.

Как мост окрестили Макаровским

В 1904 году Симанов разорился, и мельница перешла к братьям-купцам Ивану и Василию Макаровым. В честь них Макаровский мост получил свое название, которое носит и по сей день.

панорама старого Екатеринбурга

Легенды вокруг имени

За почти вековую историю центральная городская переправа обросла десятками легенд. Так, по одной из версий, свое название – Макаровский – мост получил не в честь упомянутых купцов, а в честь таксиста, разбившегося в советские годы на этом месте. Краевед Борис Майданик писал, что был такой таксист по фамилии Макаров, и однажды за ним погнались милицейские, потому что он нарушил правила дорожного движения. Проезжая по мосту, водитель не справился с управлением, упал в Исеть и утонул. В честь этого таксиста и назвали переправу.

Мост в советское время

Во второй половине 20-го столетия Макаровского моста коснулись по-настоящему серьезные перемены. Из-за необходимости проложить трамвайную ветку в этой части города власти приняли решение прекратить на некоторое время движение по мосту и заменить деревянную конструкцию железобетонной. Возвели ее всего за 9 месяцев, а в день открытия украсили тысячами электролампочек.

Екатеринбург в годы СССР

Чтобы испытать железобетонную переправу на прочность, по ней проехали сразу 24 тяжеловесных МАЗа. 4 ноября 1959 года движение было снова открыто как для автомобилей, так и для общественного транспорта. Благодаря новой трамвайной ветке удалось значительно сократить время пути из одной части города в другую.

Легендарный мост в цифрах

Макаровский мост соединяет два берега самой длинной улицы на Северной части города Челюскинцев.

  • Сейчас длина переправы составляет 285 метров, а ширина – 24,4 метра.
  • Ширина трамвайных путей в центре моста составляет 7 м, а тротуара по краям моста – 3 метра.
  • Максимальная точка подъема проезжей части над уровнем воды - 10,5 м.
легендарный мост

Передвигаться стало опасно для жизни

В начале двухтысячных годов все более актуальным становился вопрос о капитальном ремонте легендарной переправы. В 2005 году проезжая часть здесь была расширена до 2 рядов в каждом направлении, установлены парапетные ограждения. В 2009 году арки моста были подсвечены разноцветной цепочкой огней. Однако в 2013 году стали появляться в газетах Екатеринбурга фото Макаровского моста, на которых были видны видимые повреждения его бетонных конструкций.

Повреждения конструкции

Чтобы проверить его прочность, по переправе проехало сразу 6 КАМАЗов весом 128 тонн. Экспертам удалось зафиксировать опасные колебания конструкции.

План восстановления

В 2015 году был разработан первый этап реконструкции Макаровского моста в Екатеринбурге. Он продлится с июня 2017-го до конца ноября 2019 года. Сначала на место работ будет выделена вся нужная строительная техника. Далее на обоих побережьях будут вырублены деревья, чтобы понизить уровень воды в пруду. На строительной площадке будет возведен мост-дублер, по которому будет двигаться как общественный, так и личный транспорт. На старом путепроводе останется 2 полосы в сторону железнодорожного вокзала.

реконструкция моста 2017 года

После этого строители примутся за реставрацию старой конструкции и соединят ее с дублером. Таким образом, ширина моста увеличится до 50 м. На нем будет по три полосы движения для транспорта в каждую сторону, между которыми пройдет трамвайная линия, а также тротуар для пешеходов и велосипедная дорожка, которая будет расширена до 7 м. С одной стороны моста будет установлен лифт, а с другой будет размещаться лестница.

Макаровский мост – дело недешевое

С ремонтом Макаровского моста в Екатеринбурге местные власти не затягивают, потому что главная переправа города в ближайшие 5 лет рискует уйти на дно Исети.

ремонт моста

На ее починку городские власти в прямом смысле не пожалели средств:

  • Освоение строительной площадки, разбивка и закрепление осей сооружений составляет 281 293 руб.
  • Затраты на ремонтные работы старого моста, демонтаж и компенсацию за использование водных и биологических ресурсов составят 6 697 745 руб.
  • Строительство нового моста, укрепительные работы, установка шумозащитных экранов, работа на площадке в акватории обойдутся городу в 99 291 625 руб.
  • На устройство трамвайных путей будет потрачено 3 310 805 руб.
  • Расходы на размещение отходов, обследования и испытания, зимние работы, освещение, а также на дополнительные и резервные работы составят 71 598 339 рублей.
  • Общая стоимость всех работ первого этапа реконструкции Макаровского моста в Екатеринбурге составит 940 426 398 рублей. При этом в нее войдут работы и по реконструкции улиц, находящиеся в окрестностях.