Пальмбургский мост в Калининграде: описание, история и интересные факты

0
0

В 2016-м году ушел в историю еще один послевоенный символ – Пальмбургский мост в Калининграде. Его трудно было назвать примечательным архитектурным объектом, украшавшим город. Но, по мнению многих местных жителей, Пальмбургский мост являлся своеобразной достопримечательностью, и в первую очередь именно из-за своего полуразрушенного состояния. Но сегодня все это в прошлом. И только на фотографиях сохранился Пальмбургский мост. Калининград, ежегодно принимающий тысячи туристов, сегодня славится уже совершенно другими достопримечательностями.

Пальмбургский мост

Общая информация

Мост был построен в 1935-м году. Он являлся составной частью окружной дороги Калининграда и соединял оба русла реки Преголи. Две полосы из четырех имеющихся тогда были разрушены в годы Великой Отечественной. После войны они так и не были восстановлены. И хотя считалось, что сваи еще находятся в хорошем состоянии, тем не менее Пальмбургский мост был в 2016-м году демонтирован. С этой достопримечательностью связано много удивительных историй.

Его руины очень сильно походили на разведенный мост. Именно это и стало причиной порождения вокруг него многочисленных легенд. Сам мост, точнее, то, что от него осталось, часто использовали кинематографисты, снимающие картины на военную тематику. Его можно увидеть в кадрах таких фильмов как «Щит и меч», «Женя, Женечка и «катюша», «Встреча на Эльбе» и т. д.

Удивительное название

Мост был в свое время построен рядом с имением, в котором было сельскохозяйственное производство. Владелец в оранжереях выращивал и продавал различные экзотические культуры. В его хозяйстве росли даже пальмы. Именно с этим и связано его название - «Пальмовый город» или «Пальмбургский». Мост после передачи территории Кенигсберга СССР стали называть еще и «Берлинским». Старое название в советские годы практически не использовалось. Хотя во многих архивных документах этот архитектурный объект указан как «Пальмбургский (Берлинский) мост – Калининград, Россия».

Пальмбургский мост Калининград

История создания

Расположенный когда-то на территории Восточной Пруссии на берегу речки Преголи, вблизи поселка Пальмбург (сегодня - Прибрежное), он сооружался военно-строительной организацией Тодта, действовавшей в Германии в эпоху Третьего рейха. Строительство длилось четыре года. Весной 1935-го его сдали в эксплуатацию. Судя по некоторым архивным источникам, ленточку на открытии Пальмбургского моста перерезал Гитлер. И хотя доказательств этому нет, однако, известно, что фюрер всегда лично участвовал во всех открытиях новых магистралей, нацистской пропагандой превращая каждое такое событие в народный праздник. Причем доподлинно известно, что в это время Гитлер находился именно в Кенигсберге.

Описание

Пальмбургский (Берлинский) мост - одно из звеньев дороги, соединяющей Кенигсберг с польским Эльбингом. Он выполнен из железобетонных конструкций. В длину мост имел шестьсот тридцать три метра и перекрывал рукава Преголи - старый и новый и ее пойму, находящуюся между поселками Ржевское и Прибрежное. Задача этого объекта была не столько гражданская, сколько военная. Пальмбургский мост давал возможность переброски военной силы, боеприпасов и многого другого между фортами. Расположение его было выбрано вовсе не случайно. Если изучить карту местности того времени, все становится понятно. Болотистая, трудно проходимая окрестная территория не позволяла быстро и незаметно подходить к этому мосту, поэтому его обороняли незначительные силы.

Пальмбургский Берлинский мост

Конструктивная особенность

Она заключалась в его строении. Дело в том, что на расположенных по берегам рукавов Преголи опорах размещались удлиненные пролеты. Они были консолями направлены в сторону русла. Именно так, практически вертикально над поверхностью воды, они и располагались до демонтажа. На этих консолях были сделаны специальные вставки в виде русловых пролетов, висевших над рекой. Еще при строительстве в опорах были сделаны минные камеры, в которые в нужное время можно было заложить взрывчатку.

Подобная конструкция давала возможность в кратчайший срок, используя минимальный заряд, вывести мост из строя. Подрыв опор должен был привести к тому, что консоли, потеряв основу, падали бы, а соединявший их пролет летел бы в реку. Тем самым заблокировались бы не только автомобильное, но и движение судов.

Подрыв

Предусмотрительность немецких строителей полностью оправдалась. Во время наступления нашей армии в первые месяцы 1945-го года, когда 11-я и 39-я армии в ходе тяжелейших боев продвигались в сторону Кенигсберга, успех операции во многом зависел от сохранности Пальмбургского (Берлинского) моста. Важность его стратегического значения понимали и немцы, и русские. И если наше командование предпринимало все меры к захвату его в действующем состоянии, то гитлеровцы собирались в критический момент мост уничтожить. Именно это они и сделали тридцатого января 1945-го года ночью. Приказ о подрыве дал командующий гарнизоном Кенигсберга генерал Ляш. Он трезво оценивал ситуацию: к этому времени город уже полностью находился в окружении Красной армии.

Пальмбургский мост в Калининграде

Советские разведывательные группы попытались помешать подрывникам, но так и не успели. Пальмбургский мост немцы взорвали, в результате атака сорвалась. Наши войска, вынужденные перейти к долгой обороне, начали штурмовать Кенигсберг только девятого апреля 1945-го.

Легенды и интересные факты

После войны мост превратился в легенду. Люди стали выдумывать разные истории. Рассказывали, например, что, отступая, фашисты якобы развели мост, который русские уже много лет не могут свести обратно. Были даже очевидцы, которые «видели» какие-то стальные канаты, проходящие под землю, а некоторые даже утверждали, что существуют многочисленные подземные сооружения, затопленные водой.

Пальмбургский Берлинский мост Калининград Россия

Рассказывают также, что в январе 1945-го семь армейских грузовиков фашистов, груженые ящиками, попытались через этот мост выехать из Кенигсберга. Но дорога была оккупирована русскими танками, поэтому колонне пришлось развернуться. Солдаты выгружали ящики в блиндажи в опоре моста. Но все эти истории – легенды. Пальмбургский мост никто не разводил и под ним ничего нет. С 1949-го года его стали называть «Берлинским». Мост оказался в кадрах кинофильма «Встреча на Эльбе». На пленке запечатлены застывшие пролеты.

Во время демонтажа остатков моста случилась трагедия: неожиданно обрушились одна из опор и часть пролета. Пострадало шесть человек, из которых четверо погибли.