Американский социолог Дэниел Белл: идеи и биография
Дэниел Белл родился в 1919 году в Нижнем Ист-Сайде, районе на полуострове Манхэттен, в Нью-Йорке. Его родителями были Бенджамин и Анна Болоцкие - еврейские иммигранты из Восточной Европы. И мать, и отец будущего ученого работали на швейной фабрике. Кормилец семьи умер, когда будущему социологу было восемь месяцев, и он вырос в бедной семье, живя у родственников вместе со своей матерью и младшим братом. Когда нашему герою было 13 лет, фамилия семьи была изменена с "Болоцкий" на "Белл".
Образование и первый успех
В 1938 году Дэниел Белл получил среднее образование в Нью-Йорке и там же окончил городской колледж, получив степень бакалавра в области социальных наук. Потом он еще год учился в Колумбийском университете (1938-1939 гг.).
Великий ученый провел большую часть следующих двадцати лет в качестве журналиста, но в конечном итоге получил степень доктора философии в 1960 году. По данным Universal Microfilm International, диссертация Дэниела Белла «Конец идеологии: об исчерпании политических идей в пятидесятые годы» была написана для получения им докторского звания в Колумбийском университете. В 1960 году диссертация была опубликована в твердом переплете как полноценная книга.
Карьера
Как уже упоминалось выше, Белл начал свою трудовую биографию, являясь редактором журнала «Новый лидер» (1941-1945 гг.), трудовым редактором «Фортуны» (1948-1958 гг.), а затем соредактором (со своим другом Ирвином Кристолом) журнала «Общественный интерес» (1965-1973 гг.). В конце 1940-х годов Дэниел Белл был инструктором социальных наук в колледже Чикагского университета. В 50-е годы он был близок к Конгрессу за свободу культуры. Впоследствии он преподавал социологию, начав преподавательскую карьеру в Колумбийском университете (1959-1969 гг.). До своего выхода на пенсию в 1990 году он работал в Гарварде. Был утвержден как член Американской академии наук и искусств в 1964 году.
Он был членом Комиссии президента по технологиям в 1964-1965 годах и входил в состав Комиссии президента по национальной повестке дня в 1979-м. Исследования Дэниелом Беллом общества, социальных процессов и институтов легли в основу американской послевоенной социологии. Белл также был приглашенным профессором американской истории и институтов в Кембриджском университете в 1987 году.
Публикации
Белл служил в Совете по Антиохийскому обзору и опубликовал некоторые из своих самых известных эссе в многочисленных журналах. К таким работам относились «Преступление как американский образ жизни» (1953-й), «Социализм: мечта и реальность» (1952-й), «Японская тетрадь» (1958-й), «Этика и зло: основы культуры двадцатого века» (2005-й) и последняя его работа - «Реконструкция либерального образования: базовый учебный план» (2011-й).
Звания и регалии
Белл получил почетные степени в Гарварде, Чикагском университете и 14 других университетах в Соединенных Штатах, Университете Эдинбурга и Университете Кейо в Японии. Он также получил премию за достижения в области науки в 1992 году (от Американской социологической ассоциации) и премию Талькота Парсонса от Американской академии искусств и наук (1993 год). В 1995 году французское правительство вручило ему премию Токвиля.
Кроме того, он занимал ряд управленческих постов и даже руководил небольшой академией.
Дэниел Белл "Конец идеологии"
В книге «Конец идеологии» (1960-й) Белл утверждает, что старые идеологии, основанные на гуманизме XIX и начала XX веков, были исчерпаны и вскоре возникнут новые, более узкие идеологии. Сбылось его пророчество или нет - покажет время.
Дэниел Белл "Грядущее постиндустриальное общество"
В «Грядущем постиндустриальном обществе» (1973-й) Белл рассказал об этом новом типе общества. Он утверждал, что постиндустриализм будет ориентирован на информацию и сферу услуг. Белл также предсказал, что постиндустриальное общество заменит собой индустриальное, став новой доминирующей системой во всем мире.
"Культурные противоречия капитализма"
В этом замечательном труде Белл утверждает, что развитие капитализма ХХ века привело к возникновению противоречия между сферой культуры, связанной с потребителями и их гедонистическими запросами, и спросом в экономической сфере на трудолюбивых, продуктивных людей. Белл приводит умозаключения к созданию собственной уникальной методологии «трех сфер», с помощью которой делил общество на культурную, экономическую и политическую сферы.
Беспокойство Белла заключается в том, что с ростом популярности модели "государства всеобщего благосостояния" в послевоенные годы население начинает требовать от государства выполнения гедонистских желаний. Это согласуется с постоянным требованием к государству сохранить сильную экономическую среду, способствующую постоянному росту. Для Белла конкурирующие, противоречивые требования требуют чрезмерного напряжения государства, которое вылилось в экономическую нестабильность, фискальное давление и политические потрясения, характерные для 1970-х годов.
Вклад в социологию и взгляды
Белл однажды - непонятно, в шутку или нет - назвал себя социалистом в экономике, либералом в политике и консерватором в культуре.
Он, в отличие от большинства американских евреев, был сторонником Демократической партии США. В общем и целом его взгляды были близки к американскому прогрессизму.
Личная жизнь и смерть
Его первые два брака с Норой Поташник и Элейн Грэхем закончились разводом. В 1960 году он женился на Перл Казине-Белл, ученой и сестре Альфреда Казина. Она также была еврейкой. У Белла есть сын по имени Дэвид, который работает профессором истории Франции в Принстонском университете. Дочь социолога, Джорди Белл, была администратором в его академии и преподавателем истории американских женщин в колледже Мэримаунт, Тэрритаун, Нью-Йорк, до своего выхода на пенсию в 2005 году.
Пророк постиндустриального общества Дэниел Белл умер в Кембридже, штат Массачусетс, 25 января 2011 года.
Похожие статьи
- Олеся Малибу: биография, карьера и личная жизнь
- Инженер ПТО. Что это за профессия? Каковы обязанности инженера ПТО?
- Самый богатый человек в России. Список самых богатых людей России
- Расписка долговая: образец. Как составить расписку?
- Самые известные люди России
- Праздники, обычаи и традиции татарского народа
- Внешность татар. Как отличить татарина. Черты лица