Зачин в сказках и былинах - это традиционное начало

0
0

Зачин - это традиционное начало сказки, былины или другого фольклорного произведения. Зачин выполняет важную функцию - настраивает слушателя на восприятие чудесного вымысла, погружает в атмосферу сказки или былины.

Особенности сказочного зачина

Для сказочного зачина характерны следующие черты:

  • Указание на время и место действия: «В некотором царстве, в некотором государстве...», «Тридевятое царство, тридесятое государство...», «Давным-давно...» и т.д.
  • Представление главных героев: «Жили-были дед да баба...», «Была у мужика жена...» и т.д.
  • Краткое описание предыстории: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая...».
  • Повторяемость, традиционность формы из сказки в сказку.

Рассмотрим несколько примеров классических сказочных зачинов:

"Жили-были дед да баба..."

"В некотором царстве, в некотором государстве..."

"Тридевятое царство, тридесятое государство..."

"За горами, за лесами..."

"Давным-давно..."

Сказитель в избе

Особенности зачина в былинах

В зачинах былин часто:

  • Указывается географическое место действия: «Стоял город Киев у Днепра-реки...», «Как по Каме-реке, по желтому песку...»;
  • Представляется главный герой: «Порождался Вольга сударь Буслаевич...», «Собирался Добрыня Никитич по походу ехати...»;
  • Дается краткое описание обстановки: «Как заутра рано красно солнышко взошло...».

Примеры зачинов былин:

"Стоял город Киев у Днепра-реки..."

"Посреди поля калинова мосту..."

"Как заутра рано красно солнышко взошло..."

Зачин как важный структурный элемент

Зачин играет большую роль в композиции сказки или былины. В нем закладываются основные сюжетные линии, представляются ключевые персонажи. По зачину можно понять, в каком жанре написано произведение, определить его специфику.

Кроме того, зачин настраивает слушателей на нужный лад, позволяет автору захватить их внимание. Хороший зачин обещает интересную историю, интригует, вызывает любопытство. Поэтому народные сказители и певцы былины оттачивали свое мастерство составления удачных зачинов.

Таким образом, зачин - это один из ключевых компонентов в структуре сказок, былин и других произведений устного народного творчества.

Былины у костра

Использование зачина в литературных произведениях

Прием зачина часто используется и в литературных произведениях - стихах, повестях, романах. Конечно, здесь он уже теряет часть своих типичных черт, характерных для фольклора. Но функция заинтриговать читателя, захватить его внимание остается прежней.

Например, А.С. Пушкин в своих литературных сказках нередко применял форму сказочных или былинных зачинов. Вот начало «Сказки о попе и работнике его Балде»:

Жил-был поп,
Толоконный лоб.

А в поэме «Руслан и Людмила» автор использовал типичный зачин волшебных сказок:

У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том...

Такие литературные зачины позволяют авторам добиться нужного настроения, создать особую атмосферу произведения, построенного на фольклорных традициях или стилизованного под народное творчество.

Роль зачина в композиции произведения

Зачин играет важную роль в композиции фольклорных и литературных произведений. Он задает тон всему повествованию, acquaints читателя с героями и обстановкой. Кроме того, зачин часто содержит ключевую интригу или завязку сюжета.

Например, в сказке «Колобок» зачин сразу знакомит нас с главными героями:

Жили-были дед да баба.

А дальше мы узнаем, что у них возникла проблема — нечего есть. Так появляется Колобок, который и становится главным героем сказки.

Вариации литературных зачинов

В отличие от традиционных фольклорных зачинов, в литературных произведениях авторы используют более разнообразные варианты.

Это могут быть:

  • Описания природы;
  • Размышления героев;
  • Диалоги;
  • Описания интерьера;
  • Вкрапления из газет, документов и т.д.

Такие нестандартные зачины позволяют создать нужное настроение, задать определенный ракурс повествования. Например, Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» начинает с разговора в семье Облонских — это сразу знакомит нас с атмосферой и героями произведения.

Зачин как камертон всего произведения

Хороший литературный зачин задает тон всему произведению. Он настраивает читателей на нужную «волну», создает ожидания относительно развития событий и характеров.

Один и тот же сюжет можно преподнести абсолютно по-разному — в зависимости от того, каким будет зачин. Благодаря ему повествование приобретает нужный обертон трагизма, лиризма, юмора, сатиры.

Так, зачин задает камертон всего музыкального произведения. И от того, насколько удачно он написан, зависит впечатление от книги в целом.

Роль читателя в восприятии зачина

Конечно, на восприятие зачина влияет и сам читатель. В зависимости от его литературного опыта, эрудиции, ценностных установок - он может по-разному интерпретировать один и тот же зачин.

Например, иронический или философский подтекст зачина может быть не сразу уловлен читателем. Либо зачин может вызвать совершенно неожиданные ассоциации, которые не закладывались автором.

Поэтому восприятие зачина - это всегда совместное творчество писателя и читателя. И даже самый гениальный зачин обретает свое полное звучание только в процессе прочтения, размышления, интерпретации.