Характеристика на трудного ученика: особенности написания, образец и схема
Характеристика на ученика с девиантным поведением - важный документ, который помогает понять причины проблем и найти пути их решения. Давайте рассмотрим основные аспекты ее написания.
Цели и задачи характеристики
Характеристика пишется в нескольких случаях:
- Для предоставления на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью определения формы обучения и воспитания ребенка
- По запросу административных или правоохранительных органов (КДНиЗП, полиции) для оценки ситуации и выбора мер воздействия
- Для внутреннего использования в школе - постановка на внутришкольный учет, педагогический совет, совет профилактики и т.д.
Основные задачи характеристики:
- Объективно отразить причины трудностей в обучении и поведении ребенка
- Оценить особенности личности и уровень сформированности необходимых навыков (познавательных, коммуникативных и др.)
- Определить наиболее эффективные методы педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей
Структура и содержание
Характеристика на трудного ученика включает следующие элементы:
- Общие сведения
- Успеваемость по основным предметам
- Познавательная деятельность
- Особенности поведения
- Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
- Дополнительная информация (увлечения, интересы, условия жизни и воспитания)
- Выводы и рекомендации
Рассмотрим подробнее рекомендации по написанию каждого раздела.
Общие сведения
В начале характеристики указывается:
- ФИО, дата рождения ученика
- Класс, где учится в настоящее время
- Дата поступления в данное учебное заведение
- Программа, по которой обучается
- Сведения об успеваемости за предыдущие годы обучения
Успеваемость по основным предметам
В этом разделе оценивается:
- Общая успеваемость (перечень оценок)
- Любимые и нелюбимые предметы
- Особенности и причины затруднений по отдельным предметам (например, слабое развитие внимания и памяти мешает усвоению информации)
- Отношение к учебе (интерес, мотивация)
- Прилежание, аккуратность, старательность
Характеристика классного руководителя на трудного ученика должна содержать развернутый анализ причин проблем с успеваемостью.
Познавательная деятельность
Анализируются особенности восприятия, внимания, мышления, памяти:
- Темп умственной деятельности (быстрый, медленный, неравномерный)
- Умение обобщать, выделять главное
- Способность делать выводы
- Устойчивость внимания
- Избирательность внимания
- Развитие памяти (объем, скорость запоминания, устойчивость)
Особенности поведения
В этом разделе описываются:
- Соблюдение дисциплины и правил поведения в классе
- Характер и частота нарушений (отвлекается, разговаривает, ходит по классу, дерется, сквернословит и т.д.)
- Способность контролировать эмоции и поведение, реакция на замечания
- Характеристики личности (общительность, импульсивность, агрессивность и т.д.) и наиболее яркие проявления
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Анализируются следующие аспекты:
- Круг общения (много/мало друзей)
- Характер отношений с одноклассниками (дружелюбный, агрессивный, изолированный и т.д.)
- Участие в совместной деятельности (играх, мероприятиях)
- Конфликтность
- Отношение к педагогам и другим взрослым
Дополнительная информация
Могут быть освещены такие моменты:
- Увлечения, хобби
- Занятия в кружках и секциях
- Условия жизни и воспитания в семье
- Вредные привычки
- Состояние здоровья
Выводы и рекомендации
Подводятся общие итоги наблюдений за учеником. Формулируются основные проблемы и предлагаются методы их решения с учетом индивидуальных особенностей:
- Необходимость коррекционно-развивающих занятий
- Изменение формы обучения (инклюзия, домашнее обучение и т.д.)
- Рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с ребенком
Рекомендации по написанию
При работе над характеристикой трудного ученика важно придерживаться следующих правил:
- Быть объективным, избегать эмоциональных оценок
- Учитывать возрастные нормы и индивидуальные особенности
- Описывать факты и наблюдения, а не домыслы
- Использовать педагогическую терминологию
- Формулировать конкретные и реалистичные рекомендации
Характеристика трудного ученика начальной школы: особенности
У младших школьников часто возникают проблемы с усвоением учебной программы, социализацией в новом детском коллективе, адаптацией к требованиям школы.
В характеристике трудного ученика начальных классов особое внимание стоит уделить:
- Анализу причин проблем с успеваемостью (несформированность базовых навыков, недостатки познавательной сферы)
- Описанию поведенческих реакций (агрессия, плаксивость, замкнутость, гиперактивность)
- Рекомендациям для учителя по организации индивидуальной работы
Характеристика ученика с девиантным поведением
В образце обычно подробно описаны проявления агрессии, конфликтности, сквернословия и других нарушений дисциплины. Отмечается отсутствие самоконтроля и неадекватная реакция на замечания.
При анализе такой характеристики важно обратить внимание на причины подобного поведения. Возможно, это следствие психотравмирующих ситуаций в семье, недостатка внимания или ошибок в воспитании. Необходим индивидуальный подход с привлечением психолога.
Характеристика гиперактивного ученика
В образце обычно описаны типичные проявления СДВГ: неспособность усидеть на месте, быстрая отвлекаемость, импульсивные поступки. Отмечаются проблемы с усвоением школьной программы.
В данном случае медикаментозная терапия должна сочетаться с коррекционно-развивающими занятиями по развитию внимания и самоконтроля. Необходимо применение специальных методик и дидактических материалов при обучении.
Характеристика ученика из неблагополучной семьи
Описаны последствия семейного неблагополучия: эмоциональная нестабильность, замкнутость, ощущение собственной неполноценности. Отмечаются недостаток мотивации к учебе и трудности в общении.
Такому ребенку нужна психологическая поддержка со стороны учителя. Следует привлекать к внеурочной деятельности, развивать его сильные стороны, повышать самооценку. Требуется работа и с семьей для нормализации ситуации.
Характеристика ученика из неблагополучной семьи
Здесь обычно описаны последствия семейного неблагополучия: эмоциональная нестабильность, замкнутость, ощущение собственной неполноценности. Отмечаются недостаток мотивации к учебе и трудности в общении.
Такому ребенку нужна психологическая поддержка со стороны учителя. Следует привлекать к внеурочной деятельности, развивать его сильные стороны, повышать самооценку. Требуется работа и с семьей для нормализации ситуации.
Характеристика семьи трудного ученика
Для получения полной картины о ребенке важен анализ ситуации в его семье. Характеристика семьи трудного ученика может содержать следующие сведения:
- Состав семьи (полная, неполная, многодетная, опекунская)
- Жилищно-бытовые условия
- Характер взаимоотношений между членами семьи
- Наличие конфликтов, в том числе с применением физического и психологического насилия
- Воспитательный потенциал семьи
- Отношение родителей к обучению и воспитанию ребенка
- Вредные привычки родителей
Составление характеристики на основе наблюдений
Характеристика должна опираться на факты и личные наблюдения, а не на слухи и домыслы. Рекомендуется:
- Вести дневник наблюдений за учеником с фиксацией поведенческих реакций
- Анализировать продукты деятельности (тетради, рисунки, поделки)
- Проводить мониторинг успеваемости
- Отслеживать взаимоотношения со сверстниками
На основе полученных данных можно сделать обоснованные выводы об особенностях и проблемах.
Похожие статьи
- Зачем нужна география в жизни? Зачем нужно изучать географию?
- Многочлены. Разложение многочлена на множители: способы, примеры
- Специальность "Технология машиностроения". Кем можно работать?
- Где находятся мощи Спиридона Тримифунтского? Феномен нетленных мощей Спиридона Тримифунтского
- Как хоронят мусульманина. Мусульманский обряд похорон
- Парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
- Расположение органов у человека (фото). Внутренние органы человека: схема расположения