Характеристика на трудного ученика: особенности написания, образец и схема

0
0

Характеристика на ученика с девиантным поведением - важный документ, который помогает понять причины проблем и найти пути их решения. Давайте рассмотрим основные аспекты ее написания.

Цели и задачи характеристики

Характеристика пишется в нескольких случаях:

  • Для предоставления на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью определения формы обучения и воспитания ребенка
  • По запросу административных или правоохранительных органов (КДНиЗП, полиции) для оценки ситуации и выбора мер воздействия
  • Для внутреннего использования в школе - постановка на внутришкольный учет, педагогический совет, совет профилактики и т.д.

Основные задачи характеристики:

  1. Объективно отразить причины трудностей в обучении и поведении ребенка
  2. Оценить особенности личности и уровень сформированности необходимых навыков (познавательных, коммуникативных и др.)
  3. Определить наиболее эффективные методы педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей

Структура и содержание

Характеристика на трудного ученика включает следующие элементы:

  1. Общие сведения
  2. Успеваемость по основным предметам
  3. Познавательная деятельность
  4. Особенности поведения
  5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
  6. Дополнительная информация (увлечения, интересы, условия жизни и воспитания)
  7. Выводы и рекомендации

Рассмотрим подробнее рекомендации по написанию каждого раздела.

Общие сведения

В начале характеристики указывается:

  • ФИО, дата рождения ученика
  • Класс, где учится в настоящее время
  • Дата поступления в данное учебное заведение
  • Программа, по которой обучается
  • Сведения об успеваемости за предыдущие годы обучения
Дети играют во дворе школы

Успеваемость по основным предметам

В этом разделе оценивается:

  • Общая успеваемость (перечень оценок)
  • Любимые и нелюбимые предметы
  • Особенности и причины затруднений по отдельным предметам (например, слабое развитие внимания и памяти мешает усвоению информации)
  • Отношение к учебе (интерес, мотивация)
  • Прилежание, аккуратность, старательность

Характеристика классного руководителя на трудного ученика должна содержать развернутый анализ причин проблем с успеваемостью.

Познавательная деятельность

Анализируются особенности восприятия, внимания, мышления, памяти:

  • Темп умственной деятельности (быстрый, медленный, неравномерный)
  • Умение обобщать, выделять главное
  • Способность делать выводы
  • Устойчивость внимания
  • Избирательность внимания
  • Развитие памяти (объем, скорость запоминания, устойчивость)
Учительница утешает расстроенную ученицу

Особенности поведения

В этом разделе описываются:

  • Соблюдение дисциплины и правил поведения в классе
  • Характер и частота нарушений (отвлекается, разговаривает, ходит по классу, дерется, сквернословит и т.д.)
  • Способность контролировать эмоции и поведение, реакция на замечания
  • Характеристики личности (общительность, импульсивность, агрессивность и т.д.) и наиболее яркие проявления

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Анализируются следующие аспекты:

  • Круг общения (много/мало друзей)
  • Характер отношений с одноклассниками (дружелюбный, агрессивный, изолированный и т.д.)
  • Участие в совместной деятельности (играх, мероприятиях)
  • Конфликтность
  • Отношение к педагогам и другим взрослым

Дополнительная информация

Могут быть освещены такие моменты:

  • Увлечения, хобби
  • Занятия в кружках и секциях
  • Условия жизни и воспитания в семье
  • Вредные привычки
  • Состояние здоровья

Выводы и рекомендации

Подводятся общие итоги наблюдений за учеником. Формулируются основные проблемы и предлагаются методы их решения с учетом индивидуальных особенностей:

  • Необходимость коррекционно-развивающих занятий
  • Изменение формы обучения (инклюзия, домашнее обучение и т.д.)
  • Рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с ребенком

Рекомендации по написанию

При работе над характеристикой трудного ученика важно придерживаться следующих правил:

  1. Быть объективным, избегать эмоциональных оценок
  2. Учитывать возрастные нормы и индивидуальные особенности
  3. Описывать факты и наблюдения, а не домыслы
  4. Использовать педагогическую терминологию
  5. Формулировать конкретные и реалистичные рекомендации

Характеристика трудного ученика начальной школы: особенности

У младших школьников часто возникают проблемы с усвоением учебной программы, социализацией в новом детском коллективе, адаптацией к требованиям школы.

В характеристике трудного ученика начальных классов особое внимание стоит уделить:

  • Анализу причин проблем с успеваемостью (несформированность базовых навыков, недостатки познавательной сферы)
  • Описанию поведенческих реакций (агрессия, плаксивость, замкнутость, гиперактивность)
  • Рекомендациям для учителя по организации индивидуальной работы

Характеристика ученика с девиантным поведением

В образце обычно подробно описаны проявления агрессии, конфликтности, сквернословия и других нарушений дисциплины. Отмечается отсутствие самоконтроля и неадекватная реакция на замечания.

При анализе такой характеристики важно обратить внимание на причины подобного поведения. Возможно, это следствие психотравмирующих ситуаций в семье, недостатка внимания или ошибок в воспитании. Необходим индивидуальный подход с привлечением психолога.

Характеристика гиперактивного ученика

В образце обычно описаны типичные проявления СДВГ: неспособность усидеть на месте, быстрая отвлекаемость, импульсивные поступки. Отмечаются проблемы с усвоением школьной программы.

В данном случае медикаментозная терапия должна сочетаться с коррекционно-развивающими занятиями по развитию внимания и самоконтроля. Необходимо применение специальных методик и дидактических материалов при обучении.

Характеристика ученика из неблагополучной семьи

Описаны последствия семейного неблагополучия: эмоциональная нестабильность, замкнутость, ощущение собственной неполноценности. Отмечаются недостаток мотивации к учебе и трудности в общении.

Такому ребенку нужна психологическая поддержка со стороны учителя. Следует привлекать к внеурочной деятельности, развивать его сильные стороны, повышать самооценку. Требуется работа и с семьей для нормализации ситуации.

Характеристика ученика из неблагополучной семьи

Здесь обычно описаны последствия семейного неблагополучия: эмоциональная нестабильность, замкнутость, ощущение собственной неполноценности. Отмечаются недостаток мотивации к учебе и трудности в общении.

Такому ребенку нужна психологическая поддержка со стороны учителя. Следует привлекать к внеурочной деятельности, развивать его сильные стороны, повышать самооценку. Требуется работа и с семьей для нормализации ситуации.

Характеристика семьи трудного ученика

Для получения полной картины о ребенке важен анализ ситуации в его семье. Характеристика семьи трудного ученика может содержать следующие сведения:

  • Состав семьи (полная, неполная, многодетная, опекунская)
  • Жилищно-бытовые условия
  • Характер взаимоотношений между членами семьи
  • Наличие конфликтов, в том числе с применением физического и психологического насилия
  • Воспитательный потенциал семьи
  • Отношение родителей к обучению и воспитанию ребенка
  • Вредные привычки родителей

Составление характеристики на основе наблюдений

Характеристика должна опираться на факты и личные наблюдения, а не на слухи и домыслы. Рекомендуется:

  • Вести дневник наблюдений за учеником с фиксацией поведенческих реакций
  • Анализировать продукты деятельности (тетради, рисунки, поделки)
  • Проводить мониторинг успеваемости
  • Отслеживать взаимоотношения со сверстниками

На основе полученных данных можно сделать обоснованные выводы об особенностях и проблемах.