Перспективный план в подготовительной группе по ФГОС: цели и задачи планирования

0
0

Перспективное планирование — важнейший этап в работе воспитателя подготовительной группы. От того, насколько правильно составлен план, зависит качество образовательного процесса.

Цели и задачи перспективного планирования в подготовительной группе

Перспективный план – это документ, определяющий содержание и организацию образовательного процесса в подготовительной группе на длительный срок (учебный год).

Основные цели перспективного планирования:

  • Определить содержание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС и образовательной программой
  • Спланировать работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • Обеспечить интеграцию образовательных областей

К задачам перспективного планирования относятся:

  1. Распределение программного материала по тематическим блокам (темам, неделям)
  2. Определение форм и методов реализации программного содержания
  3. Планирование работы с родителями

Составление перспективного плана опирается на следующие принципы:

  • Принцип развивающего обучения
  • Принцип интеграции образовательных областей
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Структура перспективного плана включает:

Темы/названия тематических недель Задачи периода по образовательным областям Содержание образовательной деятельности Работа с родителями
Воспитатель идет с детьми в парк весной

Особенности развития детей подготовительной группы

Перспективный план в подготовительной группе по ФГОС разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет.

В этом возрасте происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка. Совершенствуются основные нервные процессы, движения становятся все более координированными.

В социально-личностном плане для детей характерно:

  • Стремление к самостоятельности и взрослости
  • Интерес к правилам поведения и моральным нормам
  • Развитие игровой деятельности: дети могут распределять роли, строить сюжет

В области познавательного и речевого развития наблюдается:

  • Расширение и углубление представлений о мире
  • Совершенствование речи, развитие словарного запаса
  • Развитие связной речи: дети могут пересказывать, составлять рассказы
Образовательная область Характеристики развития
Социально-коммуникативное Интересуются моральными нормами и правилами
Познавательное Могут выделять существенные признаки, сравнивать предметы
Речевое Имеют богатый словарный запас, владеют связной речью

Структура и содержание перспективного планирования в подготовительной группе

Перспективный план работы подготовительной группы по ФГОС включает тематическое планирование и планирование по образовательным областям с учетом принципа интеграции.

Тематическое планирование предполагает определение тем (названий тематических недель, блоков), которые будут реализовываться в течение периода.

Например, темы на один из периодов:

  • Мой детский сад
  • Моя семья
  • Мой город
  • Моя страна
  • Народные традиции и промыслы

Планирование образовательных областей включает:

  1. Определение задач по каждой из областей в соответствии с возрастом
  2. Подбор методических материалов и содержания образовательной деятельности

Например, для социально-коммуникативного развития можно спланировать:

  • Формирование представлений о семье, детском саде, родном городе
  • Занятия, экскурсии, проекты на заданные темы периода
  • Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений

Реализация перспективного планирования предполагает интеграцию образовательных областей. Например, познавательное и речевое развитие можно объединить в рамках проекта «Города России».

Воспитатель готовит материалы к занятию

Методические рекомендации по реализации перспективного плана в подготовительной группе

Эффективная реализация по программа фгос подготовительной группы перспективный план требует использования разных форм работы с детьми.

В рамках организованной образовательной деятельности рекомендуется:

  • Использовать игровые и проблемно-поисковые методы
  • Чередовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу
  • Применять ИКТ (презентации, видео, онлайн-экскурсии)

Для закрепления материала важно планировать разные виды детской активности:

Методические рекомендации по реализации перспективного плана в подготовительной группе

  • Сюжетно-ролевые игры (например, «Экскурсоводы по городу»)
  • Творческие мастерские (изготовление макета микрорайона)
  • Проектная деятельность (создание фотоальбома «Моя семья»)

В режимных моментах можно использовать:

  • Беседы, наблюдения на прогулке
  • Дидактические и подвижные игры
  • Чтение художественной литературы

Сотрудничество с семьями воспитанников

Работа с родителями предполагает:

  • Консультации по темам недель
  • Привлечение к участию в проектах и мероприятиях
  • Информирование о ходе образовательного процесса

Использование информационно-коммуникационных технологий

Применение ИКТ в рамках перспективного планирования способствует повышению эффективности образовательного процесса. Можно использовать:

  • Мультимедийные презентации при проведении занятий
  • Обучающие и развивающие компьютерные игры
  • Видеофильмы, мультфильмы по тематике занятий

Диагностика освоения программного материала

Для отслеживания результативности рекомендуется проводить:

  1. Наблюдение за детьми в разных видах деятельности
  2. Анализ продуктов детского творчества
  3. Тестовые задания
  4. Беседы

Анализ итогов реализации перспективного плана

По результатам диагностики составляется аналитическая справка, в которой указывается:

  • Уровень освоения детьми образовательных областей
  • Динамика развития интегративных качеств
  • Выводы и рекомендации

Корректировка перспективного планирования

По итогам анализа реализации плана может потребоваться его корректировка:

  • Изменение форм и методов работы
  • Перераспределение тематики или времени на их реализацию
  • Дополнение плана мероприятиями для "проблемных" областей развития