Перспективный план в подготовительной группе по ФГОС: цели и задачи планирования
Перспективное планирование — важнейший этап в работе воспитателя подготовительной группы. От того, насколько правильно составлен план, зависит качество образовательного процесса.
Цели и задачи перспективного планирования в подготовительной группе
Перспективный план – это документ, определяющий содержание и организацию образовательного процесса в подготовительной группе на длительный срок (учебный год).
Основные цели перспективного планирования:
- Определить содержание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС и образовательной программой
- Спланировать работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
- Обеспечить интеграцию образовательных областей
К задачам перспективного планирования относятся:
- Распределение программного материала по тематическим блокам (темам, неделям)
- Определение форм и методов реализации программного содержания
- Планирование работы с родителями
Составление перспективного плана опирается на следующие принципы:
- Принцип развивающего обучения
- Принцип интеграции образовательных областей
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Структура перспективного плана включает:
Темы/названия тематических недель | Задачи периода по образовательным областям | Содержание образовательной деятельности | Работа с родителями |
Особенности развития детей подготовительной группы
Перспективный план в подготовительной группе по ФГОС разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет.
В этом возрасте происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка. Совершенствуются основные нервные процессы, движения становятся все более координированными.
В социально-личностном плане для детей характерно:
- Стремление к самостоятельности и взрослости
- Интерес к правилам поведения и моральным нормам
- Развитие игровой деятельности: дети могут распределять роли, строить сюжет
В области познавательного и речевого развития наблюдается:
- Расширение и углубление представлений о мире
- Совершенствование речи, развитие словарного запаса
- Развитие связной речи: дети могут пересказывать, составлять рассказы
Образовательная область | Характеристики развития |
Социально-коммуникативное | Интересуются моральными нормами и правилами |
Познавательное | Могут выделять существенные признаки, сравнивать предметы |
Речевое | Имеют богатый словарный запас, владеют связной речью |
Структура и содержание перспективного планирования в подготовительной группе
Перспективный план работы подготовительной группы по ФГОС включает тематическое планирование и планирование по образовательным областям с учетом принципа интеграции.
Тематическое планирование предполагает определение тем (названий тематических недель, блоков), которые будут реализовываться в течение периода.
Например, темы на один из периодов:
- Мой детский сад
- Моя семья
- Мой город
- Моя страна
- Народные традиции и промыслы
Планирование образовательных областей включает:
- Определение задач по каждой из областей в соответствии с возрастом
- Подбор методических материалов и содержания образовательной деятельности
Например, для социально-коммуникативного развития можно спланировать:
- Формирование представлений о семье, детском саде, родном городе
- Занятия, экскурсии, проекты на заданные темы периода
- Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений
Реализация перспективного планирования предполагает интеграцию образовательных областей. Например, познавательное и речевое развитие можно объединить в рамках проекта «Города России».
Методические рекомендации по реализации перспективного плана в подготовительной группе
Эффективная реализация по программа фгос подготовительной группы перспективный план требует использования разных форм работы с детьми.
В рамках организованной образовательной деятельности рекомендуется:
- Использовать игровые и проблемно-поисковые методы
- Чередовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу
- Применять ИКТ (презентации, видео, онлайн-экскурсии)
Для закрепления материала важно планировать разные виды детской активности:
Методические рекомендации по реализации перспективного плана в подготовительной группе
- Сюжетно-ролевые игры (например, «Экскурсоводы по городу»)
- Творческие мастерские (изготовление макета микрорайона)
- Проектная деятельность (создание фотоальбома «Моя семья»)
В режимных моментах можно использовать:
- Беседы, наблюдения на прогулке
- Дидактические и подвижные игры
- Чтение художественной литературы
Сотрудничество с семьями воспитанников
Работа с родителями предполагает:
- Консультации по темам недель
- Привлечение к участию в проектах и мероприятиях
- Информирование о ходе образовательного процесса
Использование информационно-коммуникационных технологий
Применение ИКТ в рамках перспективного планирования способствует повышению эффективности образовательного процесса. Можно использовать:
- Мультимедийные презентации при проведении занятий
- Обучающие и развивающие компьютерные игры
- Видеофильмы, мультфильмы по тематике занятий
Диагностика освоения программного материала
Для отслеживания результативности рекомендуется проводить:
- Наблюдение за детьми в разных видах деятельности
- Анализ продуктов детского творчества
- Тестовые задания
- Беседы
Анализ итогов реализации перспективного плана
По результатам диагностики составляется аналитическая справка, в которой указывается:
- Уровень освоения детьми образовательных областей
- Динамика развития интегративных качеств
- Выводы и рекомендации
Корректировка перспективного планирования
По итогам анализа реализации плана может потребоваться его корректировка:
- Изменение форм и методов работы
- Перераспределение тематики или времени на их реализацию
- Дополнение плана мероприятиями для "проблемных" областей развития
Похожие статьи
- Мифы Древней Греции: краткое содержание и суть
- Легенда и миф о Зевсе кратко для учащихся 5 класса
- Особенности российской модернизации начала 20 века. История России
- Чем отличается университет от института? Институт и университет: в чем разница
- Белоруссия или Беларусь: как правильно говорить и писать?
- Многочлены. Разложение многочлена на множители: способы, примеры
- Практическое значение биологии в жизни человека, в медицине, в пищевой промышленности