Принципы обучения в педагогике: универсальные закономерности
Несмотря на то, что каждый из нас неповторим, все же, существуют общие принципы передачи знаний и умений от человека к человеку. Это объясняется сходством восприятия и усвоения информации различными людьми. Принципы обучения в педагогике – это максимально обобщенные правила, которые описывают правильную технологию образовательного процесса. Разные авторы выделяют разное количество принципов, но обычно несколько из них повторяются, перемещаясь из одного научного труда в другой.
Смотреть, чтобы разобраться
Принцип наглядности: усвоение материала упрощается, если ученик видит визуальные опоры. Особенно этот принцип полезен при обучении иностранным языкам. Но и на уроках математики творчески созданные схемы могут помочь пониманию. Традиционно этот принцип считается особенно важным для младших школьников, но и детям постарше нужны видимые материалы. Принципы обучения в педагогике предполагают обязательность визуального подкрепления и для учеников старшей школы.
Под лежачий камень…
Принцип активности: запоминание и умение применять знания возможно, лишь если учащийся производит с информацией действия. Особенно хорошо помогает усвоению самостоятельная логическая переработка материала, составление схем и опорных таблиц учеником. Причем, ему должна даваться некоторая свобода в этом отношении, не может быть таблиц-ответов.
И средний поймет
Принцип доступности: информация должна быть достаточно легкой при уровне знаний среднего ученика. И перед объяснением нового материала учитель должен активизировать фоновые знания ученика, осуществляя связь усвоенного ранее и нового. Принципы обучения в педагогике включают принцип доступности как один из самых существенных.
Точность и современность
Принцип научности: учитель должен давать только качественную и точную информацию, достаточно проверенную в научном мире, но, в то же время, достаточно новую. Учитель должен будить фантазию и воображение, ученик в этом случае будет чувствовать себя на рубеже современной науки вместе со всем человечеством. Конечно, это довольно-таки сложно, но хороший учитель умеет объяснить сложное просто.
Без методических крайностей
Принцип связи теории и практики: лучше всего «выживают» знания, которые были применены на практике. Не имеет смысл давать правило без отработки его использования. Педагогические принципы обучения запрещают преподносить только теоретические или только практические знания. В бывшем Союзе увлекались теорией, в США – практикой, но крайности вредны. Принципы обучения в педагогике говорят о том, что обе эти стороны очень важны.
Сложная разница
Принцип дифференциации/индивидуализации: в идеале учитель должен учитывать потребности каждого отдельного ученика, но на практике это трудноосуществимо. Поэтому индивидуализация чаще существует на бумаге, а на практике учителю проще разделить учеников по существенным для учебного процесса принципам (дифференциация), давая каждой группе знания в соответствии со способностями, интересами и уровнем подготовки. Принципы обучения и воспитания, изложенные в классических учебниках по педагогике, изучаются на младших курсах преподавательских факультетов. Они являются основными для будущих преподавателей и учителей.
Похожие статьи
- Основные принципы образования
- Методы обучения в педагогике: тенденции
- Приемы и методы обучения детей в детском саду
- Дидактика - это что такое? Дидактика обучения
- Интерактивный урок: технология обучения
- Основные методы педагогики
- Вальдорфская школа - что это такое, плюсы и минусы, отзывы. Вальдорфская педагогика