Интерактивный урок: технология обучения
В современной педагогике все чаще говорят о необходимости применения новых технологий в обучении. Сегодня школа должна не только давать определенные знания по русскому языку, математике и физике, биологии и химии, географии, но и учить детей адаптироваться к различным обстоятельствам, переменам, развивать творческий потенциал ребенка и его коммуникативные навыки. Помочь с решением перечисленных выше проблем поможет интерактивный урок.
Три модели обучения
В педагогике сегодня выделяют три основные модели обучения:
- Пассивная модель, которая предполагает, что ученики получают информацию по предмету, беседуя с учителем или же читая учебник. Школьники не получают творческих заданий, не работают в группах или парах, обсуждая тему урока или определенный вопрос. Наиболее простой моделью такого занятия можно считать урок-лекцию.
- Активная модель предполагает стимулирование самостоятельно познавательной деятельности ребенка. Ученики получают индивидуальные творческие задания, общаются по теме урока с учителем. Но в ходе учебного процесса общение между учениками не происходит.
- Интерактивная модель стремится к созданию комфортных условий обучения, при которых дети взаимодействуют не только с учителем, но и с другими учениками. При таком обучении происходит моделирование жизненных ситуаций, используются ролевые игры, групповая работа. Структура такого урока значительно отличается от структуры обычного.
Структура урока
В первую очередь педагогу стоит помнить, что интерактивный урок имеет несколько иную структуру, нежели обычный. Это связано с тем, что перед началом работы учеников следует мотивировать на получение результата, дать им стимул для дальнейшей работы.
Предлагается построение урока по следующей схеме:
- Первый этап – мотивация. Он занимает до 5 % от общего времени занятия. Педагог должен заинтриговать учеников, подвести их к теме урока с помощью вопросов, цитат, притч, видеофрагментов и так далее.
- Второй этап – представление темы, обозначение ожидаемых результатов. Занимает до 5% времени. Ученик должны понять, что им предстоит выучить, разобрать на уроке.
- Третий этап – подача основной информации. Занимает он около 10% времени. На данном этапе учитель читает мини-лекцию, раздает краткие схемы или таблицы по теме урока. Как вариант, это может быть проверка домашнего задания или же презентация учениками мини-проектов, заданных заранее на дом.
- Четвертый этап считается основным и занимает 60% всего времени интерактивного урока. Это практическая часть занятия, в ходе которой происходит практическое усвоение основного материала. Учитель заранее подбирает одну или две технологии для работы на уроке, подготавливает небольшой вводный инструктаж и ограничивает время на выполнение задания.
Последний этап – рефлексия и оценивание. Оно может занимать до 20% времени. Важно сравнить полученные результаты с ожидаемыми, озвученными в начале урока. Следует узнать, что дети узнали нового, как именно они работали, что им понравилось в работе.
Методы
Краткий список интерактивных методов урока (технологий) выглядит следующим образом:
- Мозговой штурм.
- Круглый стол (дискуссия или дебаты)
- Кейсы (анализ конкретных ситуаций).
- Деловые игры
- Ролевые игры.
- Мастер-классы.
- Работа в группах.
- Работа в парах.
- Метод карусели
- Лекция с проблемным изложением.
- Эвристическая беседа.
- Урок-семинар.
- Конференция.
- Метод проектов.
- Метод «ПРЕСС».
- Микрофон.
Также в качестве одной из новейших методов обучения выделяют урок с интерактивной доской. Но таким оборудованием до сих пор могут похвастаться лишь избранные учебные заведения.
Далее мы рассмотрим некоторые из них подробнее.
Микрофон
Наиболее простой метод, применяемый как на обычном уроке, так и на интерактивном. Суть его проста. Учитель задает вопрос или просит высказаться по определенной теме и передает «микрофон» ученикам. Каждый ребенок берет его в руки и отвечает. В качестве микрофона может выступать что угодно – линейка, карандаш, ручка, пенал.
Интерактивные уроки в начальной школе могут вполне начинаться с этого метода или же заканчиваться им. С помощью «микрофона» учитель может подготовить детей к более серьезным интерактивным методам, таким как работа в группах.
Работа в малых группах
Еще один простой метод, который можно применять как в начальных классах, так и в старшей школе. В группу могут входить от 2 до 4 человек. Применяется метод для усвоения и закрепления знаний, проверки усвоенного. Каждая группа получает задание – оно может быть как одинаковым для всех учеников, так и отличаться. В ходе работы дети пытаются совместно решить поставленную задачу, вместе ищут ответ на поставленный вопрос, делятся своими идеями. Задания могут быть следующего плана: обсудить ситуацию, взять интервью, проанализировать проблему, протестировать соседа по парте.
Интерактивная игра
Одна из наиболее интересных и продуктивных технологий – игровая. Она позволяет создать максимальные условия для самореализации учеников. Такого рода интерактивные уроки в школе проводятся редко, так как они требуют высокого уровня подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учеников.
Цель интерактивной игры – улучшение моделей поведения и их осознанное усвоение.
Игра должна иметь определенное содержание, соответствующее учебным планам; сюжет, развивающийся параллельно основному содержанию обучения; персонажей – активных участников процесса.
В зависимости от правил игры, ученики могут как перемещаться по классу, так и сидеть за своими столами.
Основные требования к игре:
- Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи.
- Основная учебная деятельность подчинена правилам выбранной игры.
- Учебный материал выступает одним из средств игры.
- В игре всегда есть элемент соревнования.
Успешно выполненное дидактическое задание напрямую связано с игровым результатом. В особенности если речь идет о командных играх, таких, как КВН.
Творческий и импровизационный характер игры, активная деятельность на уроке, эмоциональная приподнятость – все это приводит к тому, что дети активно устанавливают контакт с товарищами, учатся коммуникации, выражают свои эмоции.
Интерактивные уроки английского языка можно построить именно на этой технологии, изучая лексику той или иной тематики, к примеру, изучая тему профессии.
Деловая игра
В старших классах можно проводить деловые игры, представляющие собой форму деятельности людей, имитирующую те или иные практические жизненные ситуации.
Эта технология предусматривает моделирование тех или иных ситуаций.
Деловая игра позволяет заинтересовать участников игры, привлечь их внимание к проблеме, моделируемой в игровом процессе, значительно увеличить объем усваиваемой информации, сформировать объективную самооценку, умение анализировать ситуацию, развивать аналитическое мышление.
Интерактивные уроки русского языка и литературы можно проводить в виде деловой игры – суда. Ученики могут как провести суд на героем литературного произведения, так и осудить те или иные речевые ошибки, грамотность, правила. Тот же принцип можно использовать и на уроках истории.
Метод проектов
Интерактивные технологии на уроке технологии могут базироваться на методе проектов. В зависимости от темы, ученики выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты, работая над дизайном помещения, создавая оригинальный подарок, моделируя одежду для последующего пошива.
После выполнения задания группа или ученик должны представить папку для защиты проекта, в котором поэтапно будет расписана выполненная работа, презентация.
Использование метода научит детей мыслить творчески, нестандартно, создавать что-то свое.
Интерактивная доска
Использование интерактивной доски на уроках – один из новейших методов, которым сегодня владеют далеко не все педагоги. Если в больших городах практически каждая школа имеет в своем распоряжении хотя бы несколько таких досок, то в маленьких городках и поселках о таком чуде техники в лучшем случае только читали в журналах и интернете.
Главная цель интерактивной доски – демонстрация во время урока текстовых и графических файлов, видео, разработка электронного протокола занятия.
Выделяют несколько видов досок:
- Активная – которая подключается к источнику питания и компьютеру. Работа с документами осуществляется с помощью стилуса.
- Электромагнитная, работающая с помощью специальных маркеров.
Интерактивная доска на базе технологии инфракрасного сканирования – это дисплей, оборудованный инфракрасными датчиками. Им можно управлять как при помощи стилуса, так и пальцами.
С помощью специального ПО учитель может добавлять пометки поверх изображения на экране, использовать шаблоны уроков, работать с графикой.
Другие методы
Другие интерактивные методы обучения на уроках, о которых стоит знать:
- "Карусель" – ученики делятся на две группы. Одна группа становится в круг, называемый внутренним, вторая - во внешний круг. Ученики стоят лицом к лицу. Учитель задает тему для обсуждения и ставит условия для каждой группы. К примеру, внешний круг должен найти аргументы, чтобы подтвердить высказывание, внутренний – наоборот, опровергнуть его. Каждые 30 секунд – 2 минуты учитель дает команду, по которой внешний круг сдвигается на одного человека в сторону. Пары меняются, каждый участник имеет возможность поделиться с новым партнером своими мыслями.
- "Мозговой штурм" – ученики за определенное время озвучивают свои мысли по определенной теме и записывают их на доске. Чем больше идей будет собрано, тем лучше.
- "Аквариум" – класс делится на две неравные группы. Участник и одной группы демонстрируют ситуацию, находясь в круге. Задача второй группы – проанализировать разыгранную сценку.
- "Займи позицию" – учитель с помощью плакатов или доски делает надписи «Да» и «Нет» или «Согласен» - «Не согласен». Ученики должны разделиться, при этом каждый выбирает свою сторону, которую он принимает по обсуждаемому вопросу. Конечно, далее придется аргументировать свою позицию.
Преимущества
Преимущества интерактивного урока следующие:
- Все ученики включаются в работу, имеют возможность высказать свои идеи и мысли по теме обсуждения.
- Применение интерактивных технологий позволяет организовать учебно-игровой процесс, в ходе которого каждый из участников может попробовать себя в той или иной роли, научиться взаимодействовать с другими людьми.
- Ученик включается в учебную ситуацию, начинает активно действовать.
- Учащиеся должны понимать, что совместная работа над задачей приносит пользу каждому участнику.
- Дети должны контактировать между собой, не бояться высказать свое мнение.
- Каждый ребенок должен на достаточном уровне овладеть материалом. При этом каждый член группы несет ответственность за свою часть работы. Ученики с более развитым уровнем мышления не должны выполнять работу за своих товарищей.
- Ученики должны овладеть навыками совместной работы – уметь распределять задания, его части, планировать.
- Обязательно необходимо выделить время в конце урока, чтобы не только учитель мог оценить работу учеников, но и они могли выставить себе оценки, понять, где и в чем они были неправы.
- Учитель должен предоставить детям материал для предварительной подготовки.
Как добиться максимального эффекта
Использование новых методик и технологий обучения – залог успешного учебного процесса, более глубокого усвоения новых знаний, всестороннего развития личности ребенка. Для достижения целей учитель может провести урок с интерактивной доской, деловую или интерактивную игру, использовать метод проектов или ряд других, не менее интересных и действенных методик.
Похожие статьи
- Музей пряника в Москве: история и особенности
- Практические методы обучения при организации тренингов по правам человека
- Как составить план урока: пошаговая инструкция
- Конкурсно-игровые программы для детей: сценарии
- Эвристический метод. Формы эвристического обучения
- Новые образовательные технологии в ДОУ и школе, их использование. Дистанционные образовательные технологии
- Активные методы обучения. Формы, методы и средства обучения