Сущность стратегического менеджмента: концептуальные особенности глобальных решений
Стратегическое мышление как важнейший социально-экономический фактор
В последние несколько десятилетий прочно вошли в деловой и экономический лексикон такие понятия, как долгосрочное планирование и сущность стратегического менеджмента. Тенденции современного макроэкономического развития общества диктуют объективную необходимость рассмотрения многообразных проблем социально-экономического роста и промышленного развития с позиции глобально-стратегического мышления. В мире постоянно увеличивается объем научной литературы и учебно-методических пособий, посвященных такому общепризнанному и важнейшему направлению экономической науки, как сущность и задачи менеджмента с точки зрения стратегического управления фирмами, компаниями, предприятиями и коммерческими организациями. В условиях жесточайшей конкурентной борьбы во всех сферах человеческой деятельности, стратегический менеджмент и долгосрочное планирование являются жизненно важными социально-экономическими элементами, необходимыми для успешности и процветания любой компании.
Три фундаментальных вопроса стратегического управления
Важнейшими задачами любого предприятия являются определение и прогнозирование различных динамичных параметров внешней экономической среды, конъюнктуры рынка, ассортимента наиболее востребованной в данный исторический период продукции, спектра услуг, ценовой политики, круга поставщиков, а также завоевание новых рынков сбыта. Сущность стратегического менеджмента во многом сводится к решению данного диапазона ключевых задач и определению долгосрочных целей и методик их достижения. Отсюда следует, что выработка четкой, логичной и последовательной стратегии крайне необходима для определения продуманного курса движения к прогрессу и экономическому благополучию компании, а также для составления программы действий, которая позволит достичь желаемых результатов. Понятие и сущность стратегического менеджмента в аспекте долгосрочного развития предприятия заключаются в объективных ответах на три основополагающих вопроса:
- Каково экономическое положение предприятия в данный момент?
- Каким оно должно быть через пяти- или десятилетний временной интервал?
- Каковы способы и методики достижения желаемого?
Цели и методы
Ответ на первый вопрос требует от менеджеров высшего звена хорошего понимания всех тонкостей текущего положения не только внутри предприятия, но и в общем макроэкономическом смысле. Для этого необходимо создание надежной информационной основы, обеспечивающей процесс принятия решений стратегического характера соответствующими сведениями для анализа всевозможных социально-экономических тенденций и ситуаций внутри компании. Вторым вопросом отражается еще одна важная сущность стратегического менеджмента – его четкая ориентация на будущее. Для обоснованного и реалистичного ответа, здесь необходимо четкое определение и декларирование стремлений, целей и методик их реализации. Только в этом случае все предприятие будет функционировать подобно единому организму в своем желании достичь намеченных высот. Третий вопрос стратегического менеджмента непосредственно связан с методикой осуществления задуманного. В ходе этого этапа развития, два предыдущих могут быть подвергнуты некоторой коррекции в связи с изменившимися условиями внешней социально-экономической среды. В этом третьем столпе глобального управления и планирования, пожалуй, заключается самая важная сущность стратегического менеджмента, отражающая пути реализации глобальных долговременных планов развития. Важнейшими инструментами данной стадии являются все наличные ресурсы предприятия, стройность управленческой вертикали, четкость организационной структуры подразделений и квалификация персонала менеджеров, которым и предстоит осуществлять необходимые мероприятия по реализации избранной стратегии.
Похожие статьи
- Принципы проведения GAP-анализа. Стратегический менеджмент
- Менеджер - востребованная профессия. "Менеджмент": описание специальности, плюсы и минусы, отзывы. Кем можно работать?
- Стратегический маркетинг. Основы маркетинга. Система стратегического маркетинга
- Тактика и стратегия: разница и определение понятий
- Что такое КАМ? Менеджеры по работе с ключевыми клиентами: компетенции и обязанности
- Основные принципы планирования. Принципы стратегического планирования
- Интегрированные маркетинговые коммуникации: понятие, стратегии, управление