Внешняя среда организации как одно из основных понятий менеджмента
Определение внешней среды организации
Известно, что менеджмент – это искусство управлять и это, прежде всего, умение разработать стратегию деятельности организации. Разработка стратегии начинается главным образом с изучения внешней среды организации. Ни одна организация не осуществляет свою деятельность в вакууме, она постоянно взаимодействует с внешней средой, туда же направляет результаты своего труда. Внешняя среда организации - это комплексное воздействие всех факторов на ее деятельность. Способность организации лавировать между колебаниями внешней среды и есть залог ее успеха и успешного менеджмента.
Характеристика компонентов
Внешняя среда организации состоит из многочисленных компонентов, сложных, движущихся, изменяющихся, зависящих от изменений других ее компонентов. Взаимосвязь составляющих внешней среды – это масштаб изменений одного компонента, связанный с изменениями другого. Так, например, политическая блокада Россией Грузии привела к запрету ввоза грузинских вин в нашу страну, что, естественно, сказалось на повышении спроса на отечественную продукцию. Количество факторов, влияющих на способность организации к выживанию определяется многогранностью внешней среды организации и скоростью ее изменения. Самая существенная подвижность наблюдается в химической, телекоммуникационной и других отраслях производства, связанных с нанотехнологиями. Необходимо отметить, что в XXI веке на стратегическое управление предприятием заметно влияет глобализация – интегральная составляющая внешней среды. Глобализация - термин, означающий вовлечение физического лица, корпорации, станы и т. д. в общие мировые тенденции развития экономики.
Классификация компонентов внешней среды
Компоненты, из которых состоит внешняя среда организации, делятся на 2 группы.
1. Макрофакторы:
- экономические - факторы, зависящие от экономического развития страны;
- правовые - факторы, зависящие от изменений в законодательстве страны;
- политические - факторы, зависящие от политической стабильности в стране;
- социальные - зависящие от менталитета, демографического состояния общества, уровня образования населения;
- технологические - факторы, зависящие от уровня научно-технического прогресса в обществе. А в наше время уместно оказать, зависящие от внедрения нанотехнологий в производство.
2. Факторы микросреды:
- покупатели (необходимо изучать покупательский спрос и адаптировать свою деятельность к изменениям этого спроса);
- поставщики (зависимость организации от добросовестности поставщиков);
- конкуренты (важность изучения конкурентной среды известна еще с начала товарно-денежных отношений - о ней надо помнить всегда);
- рынок рабочей силы (изучение этого рынка поможет обеспечить организацию кадрами необходимой квалификации). Изученная внешняя среда организации, менеджмент, направленный на развитие - необходимые условия успешной деятельности предприятия.
Похожие статьи
- Анализ внешней среды организации: методы
- Внешняя среда предприятия как основной фактор успеха
- Внутренняя среда организации и её звенья
- Взаимодействие социума и экономики
- Когортный анализ в маркетинге
- Основы менеджмента как первый этап изучения дисциплины
- Анализ конкурентов: методы и примеры. Маркетинговые исследования