Я-концепция: сложное образование психики
Каждый человек имеет в себе три образа личности. Первый – то, что мы о себе думаем, второй – какими мы кажемся другим, третий – действительный. И они могут очень сильно различаться, все три. И первые два нередко сильно далеки от третьего. Образ, который нам наиболее знаком, в психологии принято называть термином «Я-концепция».
Отдельное нечто
Исследователь Льюис утверждает, что представление о себе состоит из двух составляющих. Первая часть - это экзистенциальное «Я». Оно формируется в раннем детстве, когда малыш начинает отграничивать себя от окружающих, воспринимая себя и людей вокруг как нечто относительно постоянное. Это – основа нормальных взаимодействий маленького человека с миром. Происходит это уже в 2-3 месяца. Со временем ребенок начинает, например, улыбаться в ответ на улыбки взрослых. Это значит, что «Я-концепция», а именно ее экзистенциальная часть, сформирована правильно.
Первые признаки
Вторая составляющая сложного понятия «Я-концепция» - это категориальное «Я». Это образование психики формируется после первого. Осознав себя как отдельную часть мира, ребенок начинает понимать себя также, как и объект этого мира. Предметы вокруг имеют свойства – следовательно, и малыш сам должен иметь некие характеристики – «большой, маленький, красный, легкий». Приходит пора и для более сложных категорий. Но раньше всего осознаются возраст (Мне уже 3 года!) и пол (Я –мальчишка).
От простого к сложному
В детстве ребенок оперирует конкретными понятиями (У меня черные волосы), но потом приходит время и для абстрактных категорий (Я веселый и добрый). Также начинается сравнение себя с другими и попытка понять, что о ребенке думают окружающие. Часто это прямые просьбы оценить навыки и умения. Какие именно? Это зависит от типа личности малыша, возможно шестнадцать вариантов.
А у людей постарше?
«Я-концепция» взрослого обычно включает представления о себе как физическом теле, ценность себя на своеобразной шкале (самооценка), образы социальных ролей, свойственных человеку, и образ идеального «Я». Мы знаем, что мы не соответствуем идеалу, но все-таки представление о нем в сознании есть.
Педагог и самоанализ
«Я-концепция» учителя должна быть достаточно стабильной, но в то же время и гибкой. Постоянство необходимо для того, чтобы педагог не был уязвимым в стрессовых ситуациях, ведь дети часто жестоки, да и говорят они о замалчиваемых коллегами особенностях учителя. Но в то же время необходима гибкость, то есть педагог должен спокойно заниматься самосовершенствованием, не придавая большого эмоционального значения замечаниям. Опытные учителя умеют находить баланс между стабильностью и гибкостью представлений о себе.
Все меняется
Не нужно переживать, если мы далеки от образа-идеала. Ведь качества человека – это понятие немного эфемерное. Реальное значение они приобретают только в процессе деятельности. Поэтому не стоит самому клеить на себя ярлыки, лучше говорить на языке фактов и пытаться с каждым днем стать лучше и лучше. Самокритика приносит пользу, только если за ней следуют действия. Самобичевание же – путь в никуда. Будьте добрее к себе, к детям – и все сложится.
Похожие статьи
- Гуманистическая психология: основные положения и методы, представители, интересные факты
- Концепция культурного релятивизма
- Что такое концепция? Определение понятия
- Концепция устойчивого развития - путь сохранения жизни на Земле
- Бихевиоризм - это что такое? Бихевиоризм в психологии, его представители
- Технократия - это... Определение, концепция, особенности и интересные факты
- Самосознание в психологии - это что такое?