Факторный анализ рентабельности поможет в оптимизации производства
Иногда факторный анализ рентабельности может выявить слабые стороны в деятельности предприятия, указав, в какой сфере стоит приложить усилия для повышения прибыльности – сократить расходы, изменить цену продукции или модернизировать производство.
История возникновения факторного анализа
Основоположником факторного анализа считается английский психолог и антрополог Ф. Гальтон, который в конце XIX - начале XX века выдвинул основные идеи метода применительно к психологии. В дальнейшем методология анализа была развита многими учеными в разных сферах науки. Нельзя не упомянуть американского математика Г. Хоттелинга, внесшего свой вклад в виде разработки метода главных компонентов в современном варианте. Английский психолог К. Айзенк также сыграл важную роль в развитии методики, широко используя модель факторного анализа при работе над теорией личности в психологии.
Рентабельность – что это?
Для того чтобы понять, зачем нужен факторный анализ рентабельности, определимся с понятием рентабельности в его общем смысле. Этот показатель является характеристикой эффективности вложения собственных или заемных средств в производство. Он конкретно определяет, какова сумма прибыли на рубль вложенного капитала, оборота или инвестиций. Вычисляется путем деления показателя прибыли на показатель затрат. Виды рентабельности определяются тем, какую прибыль и затраты используют при анализе. Например, при вычислении эффективности вложения капитала берут отношение прибыли к величине основных средств. Для того чтобы посчитать рентабельность продаж, прибыль предприятия делят на выручку. Показатель прибыльности производства определяют путем отношения прибыли к себестоимости произведенной продукции – анализ именно этой величины мы проведем в этой статье.
Факторный анализ рентабельности производства
Эффективность работы предприятия не может быть охарактеризована показателем прибыльности в его абсолютной величине. Необходимо соотнести величину полученной прибыли с масштабами произведенной продукции, с общей суммой постоянных и переменных затрат. Факторный анализ рентабельности предприятия подразумевает комплексный подход к исследованию зависимости финансовых результатов от изменения трех основных показателей: производства, реализации и капитала. Здесь будет рассказано об анализе рентабельности при изменении факторов производства - себестоимости единицы продукции, среднереализационной цены за единицу, структуры товарной продукции.
Факторный анализ рентабельности производства подразумевает анализ влияния на прибыльность изменений трех основных факторов:
- структуры товарной продукции;
- средней цены реализации;
- себестоимости единицы товарной продукции.
Как известно, показатель рентабельности произведенной продукции определяется по формуле:
R = П/С, (1), где R – показатель рентабельности, П – прибыль (до налогообложения), С – себестоимость (постоянные и переменные затраты). Раскроем эту формулу:
R = (Р-С)/С, (2), где Р – выручка, или цена реализации.
Комплексный факторный анализ рентабельности товарной продукции подразумевает использование еще одной составляющей – величины структуры произведенного товара. Для того чтобы связать воедино три факторных составляющих – выручку, себестоимость и показатель структуры, необходимо каждый аргумент формулы в правой части умножить на коэффициент структуры товарной продукции: R = (УД·Р – УД·С)/УД·С, (3), где УД – удельный вес или показатель структуры товарной продукции. Применение этой величины позволит выяснить, как повлияло изменение в объеме производства более дорогих или дешевых товаров на эффективность работы предприятия.
Выводы
Вышеприведенная формула (3) является факторной моделью для проведения анализа методом цепных подстановок. Для конкретизации обозначений определяем: символ «п» - планируемые показатели, символ «ф» - фактические показатели. Таким образом,
R п = (УДп·Рп – УДп·Сп)/УДп·Сп, (4)
R ф = (УДф·Рф – УДф·Сф)/УДф·Сф. (5)
Теперь определим влияние на изменение прибыльности каждого из трех составляющих:
1. Изменение рентабельности за счет изменения структуры:
R уд = (УДф·Рп – УДф·Сп)/УДф·Сп, (6)
∆R уд = R уд-R п. (7).
2. Определим влияние на показатель рентабельности изменения в цене реализации:
R р = (УДф·Рф – УДф·Сп)/УДф·Сп, (8)
∆R р = R р – R уд. (9).
3. Узнаем, насколько изменилась прибыльность из-за изменения себестоимости товарной продукции:
∆R с = R ф – R р (10).
Проверка:
∆R = ∆R уд + ∆R р + ∆R с (11)
Проведенный таким образом факторный анализ рентабельности позволяет определить, каким образом изменение каждого фактора в комплексе повлияло на увеличение или уменьшение такого показателя эффективности производственного процесса, как рентабельность производства.
Похожие статьи
- Оценка эффективности предприятия. Анализ рентабельности
- Что такое рентабельность продукции?
- Прибыль и рентабельность. Некоторые аспекты
- Метод индексный: определение и применение. Метод экономического анализа
- Анализ финансов предприятия - особенности, методика и примеры
- Рентабельность продукции показывает доходность предприятия
- Маржинальный анализ: понятие, методы расчета основных показателей