Для чего нужна психолого-педагогическая характеристика на ученика?
Психолого-педагогическая характеристика учеников играет исключительно важную роль в учебно-воспитательном процессе. Это объясняется тем, что она составляется с максимальным учетом индивидуальных аспектов каждого ребенка, наиболее полно описывая его психологические особенности.
Это значительно упрощает взаимодействие ученика с педагогическим составом школы, позволяя учителям получить первоначальное представление о ребенке и выбрать грамотную стратегию взаимодействия с ним.
Порядок составления психолого-педагогической характеристики
Рассмотрим то, как должна выглядеть типовая психолого-педагогическая характеристика, составленная на учащегося средней образовательной школы. Для начала следует указать фамилию, имя и отчество ученика, класс, в котором он проходит обучение, характеристику его группы здоровья. При желании можно указать также наиболее яркие внешние особенности. Получить эти данные можно путем организации беседы как с самим учеником, так и с его родителями. Не менее важно указать состав семьи ученика, особенности социального статуса, качества взаимодействия.
После этого можно переходить к изучению личностных особенностей ребенка, охватывающих его отношение к учебе (трудолюбие, усидчивость, успеваемость), к окружающим (развитие коммуникативных компетенций, умение общаться со сверстниками и с взрослыми). Данные можно получить как при помощи наблюдения и беседы с ребенком, так и с помощью проективных методик (рисуночных тестов и т. д.). Психолого-педагогическая характеристика ученика должна содержать информацию о его стрессоустойчивости, уровне развития мышления и речи, эмоциональности, внимании, пунктуальности. Нужно указать, насколько высок социальный статус ребенка, легко ли он устанавливает социальные контакты. В конце составления характеристики нужно подвести итог о развитии ученика и соответствии его уровня возрастным особенностям. Даются рекомендации, связанные с воспитанием, обучением и дальнейшим взаимодействием с ребенком. Учитывая то, что план характеристики ученика может отличаться в зависимости от возраста ученика, важно иметь при себе образец оформления подобной документации. Пример характеристики ученика можно найти в специализированных изданиях.
Правила проведения психолого-педагогической экспертизы
Правильно составленная психолого-педагогическая характеристика должна быть написана в соответствии с четкими правилами. Одним из фундаментальных требований к проведению психолого-педагогической характеристики является объективность, а также тщательный анализ факторов, влияющих на развитие ребенка в комплексе, с обязательным учетом особенностей его деятельности. Обращаться с ребенком следует максимально деликатно, сводя к минимуму всякое принуждение или давление на него. Только в этом случае психолого-педагогическая характеристика на ученицу или ученика может быть максимально объективной и полезной.
Похожие статьи
- Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя: образец. Как написать характеристику на ребенка
- Характеристика на учащегося средней школы: образец
- Педагогическая ситуация. Анализ педагогической ситуации. Примеры педагогических ситуаций
- Типы семейного воспитания ребенка. Типы семей, семейных отношений и семейного воспитания
- Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец
- Характеристика учителя: образец. Награждение учителей. Учитель года
- Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель