Литература в лицах: А. Т. Твардовский, «Василий Теркин»
Большинство советских произведений о Великой Отечественной войне, помимо суровой, глубоко реалистичной правды жизни, отличает особое чувство, ещё Толстым определённое как «скрытая теплота патриотизма». Оно проявлялось в той ежедневной работе, которую выполнял каждый боец (будь то простой солдат или офицер высокого чина) и которая называлась очень ёмко: «защищать Родину». О нелёгком солдатском подвиге, о неугасимой вере в Победу, о жестокостях войны и несгибаемом русском характере рассказал в своих произведениях один из лучших советских поэтов А. Т. Твардовский. Рассказал от имени народа, потому и поэмы его, и стихи, и лирические зарисовки тоже стали глубоко народными, т. к. отражали дух советской страны, каждого её гражданина.
Поэма и её геройПоэт своей эпохи, заклеймивший ее, – таков, по мнению критиков и современников, А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» его - пожалуй, самое народное, самое талантливое, идеологически выдержанное и в то же время непредвзятое произведение. Если в поэме «Страна Муравия» автор пытался воспеть новый строй в угоду основной линии партии, прославить насаждения колхозов и совхозов, положительно отозваться о коллективизации, то в последующих произведениях поэт более критичен и принципиален. Вместо красочных, лубочных, псевдожизнерадостных картин он создаёт множество поэтических лирических зарисовок и собирает материал для такого произведения, в котором можно было бы отразить без лукавства дух своего поколения, его победы, взлёты, достижения. Именно такую новую поэму задумал А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» стал этим гениальным воплощением авторского замысла. Второе название – «Книга про бойца».
Будучи сам корреспондентом-фронтовиком, писатель не раз принимал участие в армейских операциях, попадал под обстрел, сражался в боях, бывал ранен, выходил из окружения. Приезжая в разные военные части, встречаясь с людьми, общаясь, наблюдая за ними в критические минуты, он собирал материал не только для публицистических статей, но и накапливал впечатления для своего детища. Главный герой начал свою литературную жизнь ещё в 1939-1940 гг., когда коллектив авторов придумал образ солдата-балагура, участника Финской кампании. Был среди них и А. Т. Твардовский. Василий Тёркин – такое имя дали солдату члены редколлегии одной из ленинградских газет. Шутливые зарисовки его будней стали пользоваться у читателей газеты популярностью. И когда Твардовский собрался серьёзно заняться поэмой, обобщить собранный более чем за год Отечественной войны материал, то именно Тёркина он решил сделать главным героем. В сентябре в «Красноармейской правде» вышли первые главы нового произведения и сразу пришлись по душе читателям-фронтовикам и тем, кто находился в тылу. Отрывки из неё зазвучали по радио, читал их на авторских встречах с фронтовиками и сам Твардовский. Василий Тёркин - отважный боец, балагур-жизнелюб, говорящий присказками, сыплющий поговорками, был настолько типичен и реалистичен, что в нём видели настоящего человека, хорошего знакомого автора. А задача, которую ставил перед собой поэт, – рассказать о войне правдиво, какой бы горькой правда эта ни была, - ещё больше придавала произведению жизненности.Дух произведения
Поэма обращалась к самым сокровенным струнам сердца фронтовика-солдата: зарисовки деревенских пейзажей, сцены сенокоса и «вечорки» под гармонику, весёлые посиделки с говорливыми девчатами напоминали родной дом, счастливую довоенную жизнь. И солдаты там, на передовой, особенно отчётливо понимали, что сражаются они за свой дом, за родных и близких, за то доброе, мирное время, которое было у них отнято войной. Потому «Василий Тёркин» (Твардовский хорошо понимал это) действовал гораздо сильнее на умы и сердца фронтовиков, чем самые громкие агитационные речи и призывы. И ещё один важный факт. Поэма не только говорила о горечи утрат, о том, как «люди тёплые, живые» шли на дно (глава «Переправа»), но и помогала почувствовать, понять: далеко, за сотни и тысячи километров от линии фронта, каждого солдата ждут дома, любят, очень переживают и гордятся. Этот народный дух, сквозящий в каждой стихотворной строке, был прочувствован и понят читателями. За это и полюбилась она всем: от зрелого, видавшего виды солдата, до юного и восторженного подростка, обиженного на свой возраст за то, что война закончится без него.
Художественные особенности
Поэма поражает лёгкой, ритмичной, пластичной манерой повествования и совершенно виртуозным владением народной разговорной речью. В этом плане поистине народный поэт Твардовский! «Василий Тёркин» (анализ которого дан в статье) написан так, что, несмотря на стихотворную форму, каждый образ, каждое слово было понятно простым читателям и западало глубоко в душу. Умело сочетая высокий пафос с простонародными выражениями, народным юмором, исконной русской речью, поэт создаёт удивительный языковой сплав, характерный для его творчества. Лиричность и публицистические нотки, сказовые интонации гармонично соединены самым подходящим стихотворным размером – хореем, характерным для частушек и присказок. Поэма о народе и для народа – так совершенно справедливо оценено произведение одного из лучших представителей советской литературы.