Школа научного управления: история, принципы, перспективы
Появление школы управления как результата промышленной революции
Промышленный переворот, который начался в развитых странах в середине XIX века, привел к возрастанию интереса к проблеме рационализации управления и создания условий для того, чтобы технические и технологические новинки использовались с максимальной отдачей. Видную роль в разрешении этих и других вопросов сыграла школа научного управления.
Основные теоретические положения
В настоящее время эту систему практических рекомендаций, сформулированных в конце XIX – начале ХХ вв. Ф. Тейлором, Г. Ганттом, Л. Гилбертом и другими учеными-практиками, большинство современных исследователей считают точкой отсчета научного подхода к менеджменту. Стремясь к максимально эффективному использованию труда рабочих в условиях промышленной революции, они попутно решали проблемы, связанные с налаживанием взаимодействия между работниками и работодателями.
Роль Ф. Тейлора
Школа науки управления в значительной степени основывается на работах известного ученого и управленца Ф. Тейлора. Проводя многочисленные эксперименты непосредственно на предприятиях, он пришел к выводу, что для достижения максимальных показателей рабочие, с одной стороны, должны максимально эффективно использовать свое рабочее время, выполняя только необходимые операции, а с другой – видеть прямую зависимость своей зарплаты от количества и качества произведенной продукции.
Принципы тейлоризма
Школа научного управления вслед за Тейлором взяла на вооружение следующие основные принципы. Во-первых, отбор рабочего на ту или иную специализацию не должен быть спонтанным. Работник при приеме на предприятие должен пройти ряд испытаний, которые покажут, к какой деятельности он наиболее приспособлен. Во-вторых, каждый мастер должен следить за тем, чтобы его подчиненные избегали ненужных движений, экономя тем самым свое рабочее время. В-третьих, школа научного управления первой высказалась за то, чтобы ответственность за каждую конкретную операцию нес не только рабочий, который ее выполняет, но и руководитель подразделения. Наконец, в-четвертых, важной составляющей концепции Тейлора провозглашалось экономическое стимулирование.
Вклад супругов Гилберт в развитие концепции
Вслед за ученым первопроходцем супруги Гилберт являлись адептами того, что научный подход к производству способен значительно повысить его эффективность. До сих пор школа научного управления использует их исследования по утомляемости рабочих, в которых они математически доказывали, что отказ от второстепенных движений позволяет более длительное время оставаться бодрым и сконцентрированным, что самым положительным образом сказывается на качестве работы.
Перспективы менеджмента управления
В настоящее время административная школа управления является одной из ведущих в области менеджмента. Несмотря на то что со временем в подходах того же Тейлора были выявлены существенные недостатки и определенная ограниченность, его стремление ко всему подходить с научной точки зрения продолжает пользоваться большой популярностью как на крупных предприятиях, так и в небольших компаниях.
Похожие статьи
- Фредерик Тейлор - основоположник научной организации труда и менеджмента: биография, научные работы
- История развития менеджмента. Основные этапы развития менеджмента
- Экономические школы и их учения
- Бихевиоризм - это что такое? Бихевиоризм в психологии, его представители
- РГСУ: отзывы. Российский государственный социальный университет, Москва
- Линейно-функциональная структура управления: схема
- Элизабет Гилберт: биография, творчество