Личностно-ориентированный подход в обучении: его цели и принципы
Получить хорошее образование в наше время и сложно, и просто. На первый взгляд кажется, что существует огромное количество учебных заведений с высоким статусом, которые дают качественное образование по престижным специальностям. На самом деле, каждая школа или ВУЗ – особенные, так как в обучении применяются самые разнообразные методики и приемы. Родители должны задумываться о том, как учат их детей, еще в детском саду и школе. Что могут предложить современные школы сегодня? Одним из самых популярных подходов в наше время считается личностно-ориентированное обучение. В чем его суть?
Личностно-ориентированный подход в обучении: принципы
Нельзя не согласиться, что каждый ребенок особенный. В каждом классе есть ученики, которые успевают за программой и показывают лучшие результаты. Есть и такие, которым предлагаемый материал кажется слишком сложным. В чем же дело? Возможно, все зависит от характера и познавательных способностей ребенка. Может быть, материал действительно не подходит для определенного возраста. Чаще всего проблемы возникают потому, что учителя относятся ко всем одинаково, несмотря на способности, умения и навыки конкретного ученика. Суть личностно-ориентированного обучения состоит именно в том, что в его процессе учитель принимает во внимание абсолютно все индивидуальные особенности каждого ребенка. Иными словами, процесс обучения направлен на личность отдельного человека. Хоть этот подход начал применятся сравнительно недавно, он имеет огромный успех и считается одним их самых эффективных: в классе повышается успеваемость, дисциплина и другие важные показатели. Кроме того, по мнению родителей и педагогов, такое обучение нравится детям намного больше традиционного.
Какие цели преследует личностно-ориентированный подход в обучении?
Как и любое другое действие, подобное обучение имеет свои цели. Среди целей, которые преследует личностно-ориентированный подход в обучении, выделяется не только приобретение определенных знаний, но и развитие полноценной личности и индивидуальности ребенка. То есть внимание сосредоточено больше не на результате усвоения знаний, а на процессе обучения, который, в свою очередь, должен быть не пыткой для ребенка, а, напротив, удовольствием. Такое обучение подразумевает использование естественных механизмов обучения и свободу действий ребенка. Интересно, что учитель должен строить процесс обучения так, чтобы на первом месте были интересы учеников, а не его личные интересы.
Какие этапы составляют личностно-ориентированный подход в обучении?
Среди этапов такого подхода выделяют организацию учителем взаимодействия с учениками, грамотное целеполагание и эффективную деятельность как учителя, так и учеников в процессе обучения. Очень важно для учителя расставить приоритеты в пользу детей и создать самую благоприятную атмосферу для того, чтобы поставленные цели были достигнуты. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, в котором цель играет одну из главных ролей. Среди других принципов – равноправие учителя и учеников, учет личного опыта каждого ребенка, развитие познавательных навыков, логика построения определенного учебного предмета, творческое развитие личности и другие. Личностные результаты обучения по такому подходу зависят от того, насколько правильно учитель применил его основные принципы. Ряд экспериментальных исследований показывает, что в большинстве случаев результаты превосходят ожидания, чем и обусловлена такая популярность этого обучения.
Похожие статьи
- Основные принципы образования
- Индивидуально-образовательный маршрут: цель, разработка, образец с примерами оформления
- Компетентностный подход. Компетентностный подход в профессиональном образовании
- Программа "Перспективная начальная школа": отзывы, учебники, планирование
- Кировская медицинская академия: специальности и факультеты
- Гуманизация образования - это... Значение и понятие процесса
- Дифференцированный подход: определение, виды и методы