Понятие и система местного самоуправления, ее организация и принципы. Система местного самоуправления в РФ. Система органов местного самоуправления
Муниципальные системы местного самоуправления обеспечивают обретение гражданами полной свободы при выборе и использовании различных демократических форм для решения разнообразных вопросов территориального значения. Эти институты способствуют повышению политической грамотности населения. Рассмотрим далее, что собой представляет действующая сегодня система местного самоуправления в Российской Федерации.
Общая информация
В первую очередь необходимо отметить, что система государственного и местного самоуправления - институт, в котором действуют два взаимосвязанных направления реализации волеизъявления народа в стране и в ее административно-территориальных единицах. Эти элементы не могут существовать абсолютно изолированно друг от друга. Система органов государственной власти и местного самоуправления функционирует на основании действующего законодательства. Основополагающие моменты заложены в Конституции страны. Согласно ее положениям, система местного самоуправления в Российской Федерации обеспечивает решение гражданами территориальных вопросов, самостоятельное использование, распоряжение и владение собственностью. В ФЗ № 131 установлены полномочия структур, осуществляющих свою работу от имени и в интересах народа.
Понятие и система местного самоуправления
Конституция предусматривает различные формы реализации волеизъявления населения. В качестве одной из основных выступает правовая система местного самоуправления. Этот институт является децентрализованной формой администрирования. Основным ее признаком выступает относительная самостоятельность, автономность местных органов. Эта структура представлена в виде комплекса элементов прямого волеизъявления, избирательных и прочих структур. Через них осуществляется реализация функций и принципов местного самоуправления.
Основной Закон
Ст. 12 Конституции признает и гарантирует в государстве реализацию местного самоуправления. В рамках имеющихся полномочий этот институт самостоятелен. Территориальные органы не включаются в структуру институтов госвласти. В п. 2 и 3 ст. 12 Основного Закона установлены формы выражения воли населением. Народ может реализовывать свою волю как непосредственно, так и через органы госвласти и систему территориального управления. В Конституции рассматриваемому институту посвящена также глава 8.
Ст. 130-133 закрепляют положения, в соответствии с которыми осуществляется организация системы местного самоуправления.
Специфика
Система местного самоуправления в России реализуется в сельских, городских поселениях и на иных территориях в соответствии с историческими и прочими традициями. Структура институтов, через которые осуществляется выражение воли граждан, определяется ими самостоятельно. Изменение границ административно-территориальных единиц производится с учетом мнения людей, населяющих их. Система органов власти местного самоуправления обладает определенными полномочиями. В частности, институты, включенные в нее, владеют, пользуются, распоряжаются собственностью, составляют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают территориальные сборы и налоги, обеспечивают охрану порядка, решают прочие важные вопросы. Местные органы могут наделяться некоторыми государственными полномочиями, для реализации которых им передаются соответствующие финансовые и материальные средства. Их исполнение подконтрольно административному аппарату страны.
Гарантии
Российская система местного самоуправления обладает правом на:
- Защиту в суде.
- Компенсацию дополнительных затрат, которые возникли в ходе реализации решений, принятых в рамках структуры.
Вместе с этим Конституция запрещает ограничивать пределы полномочий местного самоуправления, закрепленные в ней самой и ФЗ.
Законодательная база
Согласно Европейской Хартии, ратифицированной в РФ в 1998 г., местное самоуправление - юридическая возможность и реальная способность соответствующих органов регламентировать определенный объем публичных дел и управлять ими в рамках существующих нормативных актов, под собственную ответственность и в интересах местных жителей. Более широкая трактовка определения приводится в ФЗ № 131. Этот закон также устанавливает принципы системы местного самоуправления. Указанные документы (вместе с Конституцией страны) формируют юридическую основу существования рассматриваемого института.
Основные положения деятельности
Система местного самоуправления в РФ функционирует в соответствии с обусловленными природой института, научно-обоснованными и закрепленными в законодательстве идеями и началами. Европейская Хартия - международный документ, в котором они зафиксированы. В качестве внутреннего нормативного акта выступает ФЗ № 131. Этот Закон подразделяет принципы территориального самоуправления на:
- Экономические.
- Организационные.
- Юридические.
- Территориальные.
В рамках правовых принципов:
- Установлено ограничение возможностей субъектов страны в регулировании вопросов, касающихся территориального администрирования.
- Унифицирована для всех регионов модель устройства самоуправления на местах.
- Закреплен дифференцированный список вопросов территориального значения в соответствии с видом МО.
- Подробно регулируется система органов местного самоуправления.
- Дифференцированы источники доходов административно-территориальной единицы и проч.
Классификация положений по сфере распространения
Доктрина муниципального права подразделяет их на общие и специальные. Первые распространяются на все области территориального администрирования. Специальные принципы касаются только отдельных сфер влияния. В Конституции и ФЗ № 131 установлены общие положения. На их основании функционирует вся система местного самоуправления в РФ. В рамках общих положений регулируются важнейшие вопросы, касающиеся территориального администрирования. Эти принципы закрепляются не только в общегосударственных нормативных актах, но и в Уставах МО.
Общие положения: характеристика
Система местного самоуправления реализует основополагающие идеи и начала, выражающиеся в:
- Верховенстве Конституции и ФЗ.
- Самостоятельности решения гражданами вопросов территориального значения.
- Организационной обособленности института, его структур в системе госвласти (при взаимодействии с последней в реализации общих задач).
- Соответствии финансовых и материальных ресурсов полномочиям.
- Ответственности институтов и служащих перед населением.
- Многообразии организационных форм реализации власти на местах.
- Соблюдении интересов и свобод граждан.
- Законности в организации и функционировании системы местной власти.
- Гласности деятельности института.
- Коллегиальности и единстве в функционировании.
- Государственной гарантии и поддержке государства.
Специальные положения
К этим принципам относят:
- Гарантию компенсации увеличения затрат либо уменьшения доходов территориальных структур, появившихся вследствие тех или иных решений.
- Получение уполномоченными местными органами платы за использование природных ресурсов, находящихся в границах МО.
Функции
Система местного самоуправления осуществляет свою деятельность в определенных направлениях. Они обуславливаются природой непосредственно самого института, основными положениями, задачами и целями, поставленными перед ним. Территориальная администрация призвана обеспечивать:
- Потребности граждан в различных услугах.
- Сочетание территориальных и общегосударственных интересов.
- Реализацию социального и экономического потенциалов и так далее.
Основываясь на анализе законодательной базы, можно выделить следующие функции, которые исполняет система местного самоуправления:
- Охрана порядка в пределах МО, обеспечение соблюдения законности.
- Управление финансовыми средствами и муниципальной собственностью.
- Обеспечение участия граждан в решении территориальных вопросов.
- Удовлетворение нужд населения в коммунально-бытовых, социально-культурных и прочих необходимых услугах.
- Обеспечение развития территории.
- Защита прав и интересов института, гарантированных Конституцией и ФЗ.
Особенности деятельности
Как выше было сказано, система органов местного самоуправления - относительно самостоятельный институт. Он функционирует в пределах имеющихся полномочий. Вместе с этим государственная власть формирует определенные ограничения для деятельности территориальных структур. Такое регулирование обеспечивает не только контроль над деятельностью института, но и обеспечивает защиту юридических возможностей и интересов граждан и организаций. Система местного самоуправления осуществляет свою деятельность в рамках общей структуры административного аппарата страны, обладая определенной степенью независимости. Функционирование института характеризуется следующими чертами:
- Наличием соответствующих полномочий.
- Обязательностью принимаемых решений для организаций и граждан, которые находятся в пределах данной территории.
Структура
В систему местного самоуправления входит выборный институт, посредством которого осуществляется реализация волеизъявления населения. Также к ней относят и иные невыборные структуры. Эти органы формируются на основании Уставов административно-территориальных единиц. В составе местной власти присутствует администрация с главой. Последний назначается на должность путем избрания. В рамках системы действуют также различные управления, обеспечивающие реализацию общих и специальных принципов местного самоуправления.
Социально-экономическая сфера
В настоящее время жизнеобеспечение в административно-территориальных единицах посредством указаний из центра стало не только нерациональным, но и невозможным. Как показала практика, максимальное удовлетворение первостепенных нужд населения в большей степени зависит от эффективности власти на местах. В ходе реализации административной реформы наиболее актуальным считается формирование финансово-экономической основы территориальных образований. Ее устойчивость обеспечивает действенность механизма местной власти. Конституция и ФЗ № 131 наделили институт широкими возможностями для контроля над социально-экономическим развитием территорий. Структуры, обладая соответствующими полномочиями, призваны координировать и регулировать работу организаций, учреждений, предприятий, расположенных в пределах МО, вне зависимости от их форм собственности в сферах:
- Землепользования.
- Строительства.
- Охраны природы.
- Использования рабочей силы.
- Выпуска продукции народного потребления.
- Бытового, социально-культурного и другого обслуживания граждан.
Перед территориальными органами, таким образом, поставлены практические базовые задачи по финансово-экономическому развитию.
Бюджетный вопрос
В качестве основной проблемы деятельности территориальной власти в сфере экономического развития выступает достижение финансовой самостоятельности, которая провозглашается в положениях Конституции. Актуальность вопроса обусловлена тем, что в свое время все бюджеты были дефицитны. В связи с этим местные органы не могли в полной мере реализовать свои полномочия. Кроме этого, в 1990-2000-х гг. в условиях сужения облагаемой налогом базы федеральный центр и регионы увеличивали концентрацию средств в собственных бюджетах. Вследствие этого обеспеченность местных фондов уменьшилась с 66% до 40% (на 1999 г.). Дотации в половине административно-территориальных единиц составили 75-80%. Некоторые представители местной власти отмечали определенную парадоксальность ситуации. Регионы обладали широкими налоговыми полномочиями, а у МО они были крайне ограничены. Более половины средств концентрировалось у субъектов. При этом 90% социальных проектов федерального уровня финансировалось местными бюджетами. За счет этих средств почти полностью реализовывались программы рынка, городского транспорта, ЖКХ.
Непосредственная демократия
После того как была принята в 1993 г. Конституция, началось реформирование местной власти в соответствии с принципами самоуправления. В качестве основы для этого выступали ФЗ от 1995 г. и 2003 г. Законодательно закреплены различные формы выражения волеизъявления населения. К ним относят:
- Муниципальные выборы.
- Местные референдумы.
- Голосования по территориальным вопросам.
- Сход граждан, выполняющий функции представительного органа.
- Собрания. Они проводятся для обсуждения территориальных вопросов. Результаты собраний должны официально публиковаться, а обращения - рассматриваться должностными лицами и уполномоченными структурами.
- Правотворческая инициатива населения. Она связана с реализацией возможности вносить на рассмотрение в соответствующие территориальные инстанции проекты нормативных актов, которые подлежат обязательному рассмотрению.
- Публичные слушания.
- Общественное самоуправление.
- Конференции граждан. Посредством них реализуются полномочия в определенных случаях.
- Опросы населения. Они проводятся в пределах МО для выявления мнения граждан и последующего его учета в ходе принятия решений местными органами.
- Коллективные и индивидуальные обращения жителей.
- Прочие формы, не противоречащие законодательству страны.
Опосредованное волеизъявление
Оно состоит в осуществлении самоуправления через должностных лиц и уполномоченные структуры. Формирование институтов осуществляется населением. Однако, согласно законодательству, в структуре должны присутствовать:
- Представительный орган.
- Глава МО.
- Местная администрация, выступающая в качестве исполнительно-распорядительного органа.
Кроме этого, может формироваться контрольный институт для координации процесса исполнения территориального бюджета, соблюдения порядка по его подготовке и рассмотрению, составлению отчета по его использованию. Таким органом может быть ревизионная комиссия или счетная палата. При подготовке и проведении территориальных выборов референдума может образовываться избирательная структура МО.
Особенности элементов
Представительный орган МО - муниципальное собрание, дума или совет депутатов - может создаваться посредством проведения территориальных выборов в поселениях или формироваться из глав населенных пунктов и членов их законодательных структур, относящихся к данной территории. Глава административной единицы является должностным лицом высшего уровня в ее пределах. В соответствии с уставом МО, он наделяется собственными полномочиями на решение территориальных вопросов. Федеральные законы предусматривают разные способы избрания главы административной единицы. В соответствии с ними устанавливается специфика правового статуса этого должностного лица, а также его юридические возможности и обязанности. Их реализация осуществляется посредством участия главы МО в соответствующих отношениях, которые возникают при формировании и исполнении административных задач на территории.
Дополнительно
Устав в МО наделяет местную администрацию соответствующими полномочиями, позволяющими решать территориальные вопросы. Кроме этого, институт может обладать дополнительными возможностями. Они необходимы в определенных случаях для реализации отдельных полномочий, переданных местным органам ФЗ и региональными законами. В качестве неотъемлемого элемента территориальной структуры выступают общественные объединения, сформированные непосредственно самими гражданами. Эти органы образуются на основании их добровольного волеизъявления. Они отличаются территориальными признаками формирования и функционирования, представительным характером, самоуправленческой природой и общественной формой.
Заключение
Система местного самоуправления представляет собой важнейший элемент конституционного строя страны. Она является формой реализации волеизъявления населения. Этот институт предназначен для обеспечения самостоятельного и под собственную ответственность решения жителями различных территориальных вопросов в соответствии с интересами самого народа и с учетом существующих исторических и прочих традиций. В качестве юридической основы выступают общепризнанные нормы и принципы международной доктрины, Конституции страны, ФЗ, указы президента, правительственные постановления и прочие правовые акты. Этот институт отличается относительной независимостью от центрального административного аппарата. Однако при этом два данных элемента тесно взаимодействуют друг с другом, особенно при решении общих вопросов. Реализация местного самоуправления осуществляется по всей территории России в соответствующих муниципальных образованиях. К ним относят сельские и городские поселения, районы, округа, а также внутренние территории городов федерального значения. Эффективность местного самоуправления отражает уровень демократизации в стране, свободы населения в изъявлении своей воли. Этот институт обеспечивает равное участие граждан в решении административных вопросов федерального и территориального значения.
Похожие статьи
- Европейская хартия местного самоуправления: основные принципы
- В чём заключается суть местного самоуправления? Основные особенности
- Города федерального значения России: список с описанием
- Разрешение на строительство дома на собственном участке: где и как оформить? Срок выдачи и период действия разрешения на строительство
- Что такое централизация? Описание, особенности, история и интересные факты
- Похозяйственная книга: форма и порядок ведения
- Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: председатель, состав, полномочия