Классификация средств обучения и их основные функции
Обучающие средства являются одной из важнейших составляющих учебного процесса. Классификация средств обучения зависит от того, какой признак положен в ее основу. На сегодняшний день существует несколько способов классифицирования. Мы рассмотрим самые распространенные из них.
Определение
Средства профессионального обучения можно разделить на материальные или идеальные объекты, используемые преподавателем и учениками для овладения новой информацией.
Эти объекты могут быть разделены на несколько категорий по различным основаниям. По каким именно, читайте ниже.Классификация средств обучения по составу объектов
- Материальные: в эту группу входят всевозможные пособия, учебники, методички, макеты, таблицы, лабораторное оснащение, модели, компьютеры, а также столы, стулья и помещения.
- Идеальные: сюда относятся знания и умения, которые были получены раньше и теперь используются для дальнейшего обучения. Закономерно, что именно эта категория является наиболее важной в умственном развитии учеников. Педагог при желании может давать информацию в готовом виде либо позволять учащимся принять участие в ходе совместной деятельности.
Такая классификация средств обучения имеет одну особенность: материальные и идеальные средства не противопоставляются, а как бы взаимно дополняют, обогащают друг друга. Материальные средства призваны главным образом вызывать интерес у учеников, привлекать и удерживать внимание в ходе урока или лекции, тогда как идеальные связаны в первую очередь с развитием самостоятельного мышления, интеллекта, логики.
Именно поэтому средства должны использоваться в совокупности.Классификация средств обучения по субъекту деятельности
- Средства преподавания: их используют главным образом учителя для того, чтобы объяснить, а затем закрепить новый материал (например, оборудование, необходимое для демонстрации эксперимента).
- Средства учения: применяются учащимися для освоения новых знаний (оборудование лаборатории). Следует оговориться, что некоторые средства могут быть задействованы как в преподавании, так и в обучении.
Функции средств обучения
Что касается их основных функций, то здесь тоже существует четкое разделение на группы: технические средства, служащие для передачи информации, технические средства, необходимые для формирования определенных навыков, технические средства, предназначенные для самообучения. Первая категория вошла в структуру учебного процесса с появлением всевозможных наглядных средств. Еще относительно недавно эту роль выполняли диапроекторы и киноаппаратура, а сегодня их заменили персональные компьютеры, интерактивные доски, электронные дневники. С их помощью хранение, извлечение и передача информации значительно упростились. Также среди значимых функций можно выделить возможность рассматривать изучаемый объект целиком и по частям, активное участие в деятельности каждого члена учебного процесса и значительная экономия времени, необходимого для того, чтобы воспринять информацию.
Похожие статьи
- Современные средства обучения: возможности и сложности
- Наглядные методы обучения: виды, классификация и особенности
- Классификация методов обучения элементарной грамоте.
- Основные методы педагогики
- Методы обучения в педагогике: тенденции
- Методы классификации: иерархический и фасетный
- Средства обучения в педагогике: от личности учителя до умной доски